Проблемы образования в многонациональном социуме
Политика мультикультурного образования в США прошла две основных стадии: законодательную и практическую. В течение 1950−1990;х гг. создана правовая база, запрещающая расовую дискриминацию в сфере образования. Были отвергнуты как неконституционные попытки нарушить соответствующее законодательство. В 1954 г. Верховный суд отменил деление школ по расовой принадлежности. В 1964 г. Сенат принял Акт… Читать ещё >
Проблемы образования в многонациональном социуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первоочередными для мировой педагогики являются проблемы, обусловленные культурными и этническими различиями. В педагогике и образовании в современном мире учет многонационального характера общества становится одним из важнейших приоритетов.
Подобный приоритет отражен в международных документах. Так, в Докладе международной комиссии по образованию ЮНЕСКО (1997) провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы «с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой — привить ему уважение к другим культурам». В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Вплоть до второй половины XX столетия в мировой педагогике при рассмотрении перспектив образования в многонациональном социуме доминировала концепция ассимиляции. Главная идея концепции — «плавильной печи» (США), формирования «очищенной» от регионального разнообразия культуры (Франция) и т. п. — состоит в предположении, что воспитание и обучение, основанные на нормативной культуре большинства, неизбежно поглощают культуры меньшинств и что развитие образования может идти только в направлении сглаживания различий, к упрощению.
Концепция ассимиляции фактически оправдывает воспитание и обучение исключительно на основе культуры большинства и отражает ценности, традиции, стиль жизни такого большинства. Игнорируются языки, культура, особенности мышления и поведения национальных меньшинств, что отрицательно сказывается на состоянии образования. Критики ассимиляции обращают внимание на то, что она носит следы сегрегации и намерений предать забвению культурное наследие малых этносов. Как замечает в связи с этим американский педагог Д. Бэнкс, идеологи ассимиляции «требуют от этнических меньшинств пройти процесс самоотчуждения» .
Частью концепции ассимиляции являются педагогические идеи этноцентризма. Эти идеи провоцируют в образовании национальную нетерпимость. В крайнем виде проявляются в идеологии расизма и агрессивного национализма. В основе педагогического этноцентризма лежит ксенофобия (этнофобия): навязывание собственных культурных ценностей, негативные оценки других национальных групп. Идеологи педагогического этноцентризма противятся устранению путем образования социальных, экономических, культурных барьеров между отдельными этнокультурными группами.
В зарубежных странах вплоть до середины прошлого столетия в образовании господствовали педагогические идеи ассимиляции и этноцентризма. Так, например, в Австралийском Союзе, где наряду с англосаксонской общиной выходцев из Британии проживают автохтоны и новые поселенцы из Европы и Азии, в сфере воспитания и обучения предоставлялись преимущества англо-австралийскому населению и одновременно игнорировались культурные и образовательные запросы остальных жителей. Власти через образование добивались ассимиляции меньшинств и консервации культурной традиции потомков британских поселенцев.
В конце XX в. новое звучание идея ассимиляции путем образования получила в США. Идея возродилась на фоне роста этноцентризма афроамериканцев, латиноамериканцев, индейцев. Подобный поворот в сфере образования и культуры с тревогой комментирует американский педагог А. Шлессинджер. В этой ситуации ряд американских ученых склоняются к возобновлению педагогического курса ассимиляции меньшинств в англосаксонскую культуру белого большинства. Социолог индейского происхождения Динеш Д’Суза утверждает в связи с этим, что единственным эффективным способом создания путем образования гармоничного многорасового общества является возвращение к педагогической политике, направленной на то, чтобы все жители США приняли систему ценностей западной либеральной демократии. «Америка способна быть многорасовым обществом, но отнюдь нс многокультурным обществом… Будущее Америки представляется расово многоликим, но западным по культуре» , — пишет Д’Суза.
В противовес идеям ассимиляции и этноцентризма предложена была концепция кросскультурного (интеркультурного) образования. Концепция обосновывает правомерность сосуществования субкультур в многонациональном обществе. Предлагается поддерживать путем образования самоценность больших и малых культур. По сути, однако, концепция предполагает сохранение статус-кво, т. е. разделение нации по этническим и расовым признакам, и, следовательно, противоречит замыслу образования как объединительного процесса. Фактически идеи кросскультурализма призваны консервировать отстраненность между этнокультурами в сфере воспитания и обучения. Образование проецируется на право национальных особенностей и отличий, что реально разрывает ткань общего национального образовательного пространства. Идеи кросскультурного образования довольно популярны в Западной Европе, в частности Германии. В поддержку такого рода идей высказывались президенты ФРГ Роман Герцог (1996), Иоаганн Рау (2001), канцлер ФРГ Ангела Меркель (2005). Идея кросскультурного образования, однако, не выдержала проверки в многонациональном социуме. Это вынуждены были признать лидеры ведущих стран Западной Европы. Как заявила в 2010 г. А. Меркель, в мультикультурной Германии диалог коренного населения и иммигрантских, прежде всего турецкой, общин оказался утопией.
В 1970—1980;е гг. в мировой педагогике получила хождение концепция мультикультурного образования (;multicultural education) (Дж. Бэнкс, Р. Грант, Д. Равич — США, ?. М. Гордон — Англия и др.). Концепция выросла при отрицании идей культурной ассимиляции, педагогического этноцентризма, пересмотре установок кросскультурного образования.
Мультикультурная педагогика, будучи условием демократизации образования, приобщает к многообразию языков и культур, общенациональной и мировой культуре через понимание особенностей отдельных этносов, истории человеческой цивилизации, на основе диалога обладающих особыми достоинствами и ценностями макрои субкультур. Теоретики мультикультурной педагогики исходят из того, что национальные системы образования должны стать органичным знаменателем этнического и культурного многообразия. Всем составным частям такого разнообразия следует адаптироваться друг к другу. Каждую из них предлагается рассматривать как одну из нескольких без претензий на монополию, как участника компромисса во имя гражданского мира, создания и сохранения общенациональной целостности, идентичности и культурно-образовательного пространства. Образование призвано поддерживать и поощрять такой компромисс.
В концепции мультикультурного образования можно выделить несколько важных идей: учет национальных традиций всех участников социума, опора на стратегию межнационального диалога, уважение национальных идентичностей, отказ от экстремизма и нетерпимости, критика этнокультурной исключительности. Как полагает в связи с этим японский ученый Такамичи Кажита, образование в многонациональном социуме в демократическом направлении не может быть иным, как при налаживании межкультурного диалога, отказе от неравноправия в иерархии макрои субкультур.
Концепция мультикультурного образования строится на философских принципах релятивизма и универсализма. Признано, что представители любой этнокультуры обладают особенностями миросозерцания и что каждой культурной группе присущи собственные способы решения проблем, которые общи для всех людей. Утверждается, что различение умозрительных универсальных и конкретных (релятивистских) моделей и проявлений мультикультурного образования в разных многонациональных социумах позволяет обеспечить эффективный перевод в сферу образования, решение проблем национальных различий. Соответствующие идеи нашли отражение в международных документах. Так, в Докладе ООН (2004) мы читаем: «Чувство самобытности и принадлежности к группе… имеет огромное значение для индивида. Однако каждый человек может отождествлять себя со многими различными группами» .
Ключевой в концепции мультикультурного образования оказалась идея культурного единства в многообразии. Речь идет о применении воспитания к большим и малым этнокультурам как составным частям национальной культуры. Имеется в виду, что формы национальной культуры в виде этнокультур выражают уникальность того или иного суперэтноса. Национальная культура выступает как этнически и культурно гетерогенная общность исторического опыта многонационального общества.
Идеи мультикультурного образования отразили усиление осознания важности учета культурного разнообразия как условия стабильности и процветания общества. Отмечается, что речь идет об идеале, который не только утверждает и поддерживает культурное разнообразие, по и закладывает основания для соединения путем образования многокультурного опыта.
Переход к мультикультурному образованию рассматривается как поэтапный процесс (Пэй Янг — США). Вначале речь идет о «благожелательном мультикультурализме», т. е. обеспечении равных образовательных возможностей для детей с культурными различиями. Далее акцепт делается на налаживании «культурного взаимопонимания». Затем — па сохранении и расширении путем воспитания культурного многообразия. И в конечном счете создаются учебно-воспитательные программы мультикультурного типа. Осуществление мультикультурного образования представлено в следующей цепочке: воспитание непротивления культурному многообразию; признание уникальности иных культур: понимание и признание неизбежности культурного многообразия; принятие многонационального социума; воспитание интереса к другим культурам; устойчивый интерес к другим культурам; межкультурное взаимодействие.
В мультикультурном образовании делается акцент па максимально равноправном диалоге культур, независимо от того, доминирует ли одна из них или все они обладают равным статусом. Педагогика направлена на трансформацию культурного ареала многонационального общества. Представители разных культур в ходе образования должны приобретать некую «транскультурную идентичность», которая оказывается проявлением общенациональной культуры.
Ведущей целью мультикультурного образования рассматривается устранение в сознании личности противоречия между системами и нормами воспитания и обучения доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Мультикультурное образование преследует три группы задач, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение». В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором — о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем — о формировании суперэтноса, опирающегося на общенациональные политические, экономические, духовные ценности.
Мультикультурное образование предполагает приобретение знаний и компетенций, которые позволяют личности успешно действовать в многоэтнической и многокультурной среде. Одни из первых дидактических моделей содержания мультикультурного образования были предложены Дж. Бэнксом. В этих моделях рассматривается учебный материал под углом зрения всех этнокультурных групп многонационального социума.
В мировой педагогике при обсуждении проблемы изменения содержания образования в духе мультикультурализма одним из центральных остается вопрос, почему учащиеся из этнических меньшинств нередко получают ущербное образование. Часто ответ сводится к утверждению, что такие учащиеся находятся на периферии доминирующей культуры, являющейся базой общего образования. Называется и выход из подобной ситуации: представители этнических меньшинств должны эффективнее приобщаться к доминирующей культуре, и одновременно ценности меньшинств должны стать непременной составляющей содержания образования.
Идеологи мультикультурного образования предлагают оценивать его успешность по ряду результатов. Так, Дж. Бэнкс и К. Кортес (США) выделяют четыре группы результатов, получение которых должно обеспечить мультикультурное образование: равные возможности обучения; осведомленность о многообразии культур; мультикультурализм учебных программ; вхождение в многонациональный социум личности на равных, независимо от этнической принадлежности. Среди предложений по определению эффективности мультикультурного образования можно упомянуть сформулированные американским ученым К. Грантом уровни (компетенции) приобретаемой мультикультурной образованности: осведомленность, оценка, согласие.
С идеями мультикультурного образования пересекаются педагогические идеи толерантности. Однако достаточной ясности о педагогическом смысле толерантности нет. В научном мире предпочитают говорить о разных типах толерантности, которые так или иначе относятся к воспитанию. Попытки рассмотреть толерантность в педагогическом контексте зачастую приводят к политизации, идеологическим символам. Показательна в этом смысле популярность за рубежом аналогичного толерантности понятия «политическая корректность». В Декларации принципов терпимости (толерантности) (ЮНЕСКО, 1995) формулировки толерантности даны не как педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия.
Концепция мультикультурного образования лежит в основе современной школьной политики ряда ведущих стран мира, в первую очередь США, Канады и Австралии.
В США концепция мультикультурного образования оказалась созвучна особенностям генезиса американского общества. «Мультикультурный характер страны оказал глубокое воздействие на наши чувства национальной идентичности, цели, способность абсорбировать и интегрировать вновь прибывающих, а также на наши суждения, кто может войти, как равный, в нашу социальную жизнь и кто должен быть исключен из нее» , — читаем мы в коллективном труде " Мультикультурализм в Соединенных Штатах" .
Политика мультикультурного образования в США прошла две основных стадии: законодательную и практическую. В течение 1950−1990;х гг. создана правовая база, запрещающая расовую дискриминацию в сфере образования. Были отвергнуты как неконституционные попытки нарушить соответствующее законодательство. В 1954 г. Верховный суд отменил деление школ по расовой принадлежности. В 1964 г. Сенат принял Акт о гражданских правах, запретивший дискриминацию в образовании. Закон о национальных целях образования (1994) провозглашает необходимость «дать всем учащимся знания о разнообразии культурного наследия страны и мировой общины». В решениях Верховного суда (1978, 2003), Федерального апелляционного суда (1996) квалифицированы как незаконные действия нескольких университетов и колледжей Калифорнии, Луизианы, Техаса и Миссисипи, которые затрудняли абитуриентам поступление в вуз из-за расовой принадлежности.
Начиная с 1970;х гг. создавались условия обучения учащихся — представителей меньшинств на родном языке. Для них в учебных заведениях было добавлено преподавание родного языка; в ряде случаев вводилось обучение на родном языке в начальных классах. Затем педагогические задачи были расширены. Предусматривается планомерная реформа содержания школьного образования путем включения в учебные программы общественных дисциплин, материалов об истории и культурных традициях национальных меньшинств. В результате в сфере образования постепенно угасает белый расизм, смягчается острота проблемы обеспечения права на достойное воспитание и обучение небелого меньшинства, медианный уровень образованности цветного населения сравнялся с уровнем белого большинства. Символическим свидетельством успеха идеи мультикультурализма служит избрание президентом США в 2009 г. темнокожего Барака Абамы.
В Канаде официальный курс направлен на то, чтобы преодолеть различия в возможностях приобретения образования, сохранить расовую и этническую идентичность всех канадцев. В Акте 1988 г. культурное разнообразие объявлено «источником силы и будущего Канады», провозглашен курс на равенство, сохранение и развитие культур всех национальных групп. Предусматривается в первую очередь поддержка лингвистической компетенции жителей многоязычного канадского общества.
Австралия на рубеже двух тысячелетий встала на путь создания «семьи наций» путем диалога национальных общин. Государственные культурно-образовательные проекты и программы предусматривают воспитание осознания той или иной культурно-этнической принадлежности. Право «равных возможностей» в сфере образования заменено правом «вступать в гонку», гарантированным поддержкой со стороны государства. Правительство изыскивает способы поощрения чувств межнациональной терпимости и сплоченности среди учащихся. Все национальные группы могут рассчитывать на помощь правительства в стремлениях сохранять путем образования культурную идентичность, независимо от того, родились ли они гражданами Австралии или стали ими. Официальная Канберра стремится к реализации в образовании курса трех R: Respect — уважение, Responsibility — ответственность, Rights — права. Предусматривается формирование взаимоотношений школьников в духе толерантности, ненасилия, взаимного уважения, солидарности, воспитания интереса к культуре других народов. Ставятся задачи научить учащихся признавать и воспринимать различия культур, преодолевать узконациональное мышление и расовые предрассудки, ненасильственно преодолевать конфликты, уважать общее национальное культурное наследие и культуры отдельных этносов. Подобная образовательная политика означает намерения официальной Австралии двигаться к многокультурной национальной общности.
США, Канада, Австралия, таким образом, продемонстрировали перспективность мультикультурного образования, направленного на то, чтобы культурная общность и многообразие не только не исключали друг друга, но, напротив, тесно переплетались и подвергались благотворному взаимному влиянию.