Резюме.
Инновационные процессы в образовании.
Реформа системы общего образования
Саморазвитие учащихся обеспечивают самостоятельные, активные, заинтересованные, целеустремленные и ответственные учебные действия, которые осваиваются под руководством учителя-профессионала. Целеустремленные действия, подкрепленные ответственным отношением к достижению цели, становятся волевыми, активизирующими саморазвитие жизненной энергии подрастающего человека. Реализация в ходе освоения… Читать ещё >
Резюме. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Лично я всегда готов учиться, хотя не всегда люблю, когда меня учат.
Уинстон Черчилль.
1. Концептуальным основанием новой педагогики, новой школы, обновленного учебно-воспитательного процесса является перспективная действенно-отношенческая образовательная парадигма.
Сущностным содержанием новой образовательной парадигмы является утверждение: человек — это саморазвивающаяся система, ибо все, что он приобретает извне, пропускает через свое понимание и свои решения.
Цель новой образовательной парадигмы — обеспечить духовнонравственное развитие подрастающих поколений, сформировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самообогащению своей жизненной энергии, которая определит развитие всех систем и процессов человеческого организма и динамику развития человеческого сообщества.
Под духовно-нравственным развитием подрастающих поколений понимается соблюдение нравственных условий их жизнедеятельности, которые стимулируют процедуру их духовного саморазвития жизненной энергии, нашедшую объяснение в теории струн, разрабатываемой квантовой физикой.
Формируется новая концепция отношения к человеку, сущностью которой является закрепление условий для саморазвития человеческого капитала в отличие от учета человеческого фактора. Ее реализация ориентирует все педагогические процессы в семье, дошкольной среде и системе образования на саморазвитие потенциала каждого подрастающего человека и каждого нового поколения людей, как условия устойчивого социально-экономического и культурного развития страны.
2. Действенно-отношенческая парадигма базируется на психологических категориях «действие» и «отношение» человека.
Психологическим основанием действенно-отношенческой парадигмы является организация целенаправленных учебных действий учащихся, подкрепленных ответственным отношением к их исполнению, которое активизирует внутренние факторы саморазвития жизненной энергии и закрепляет условия реализации этой процедуры на протяжении всей жизни человека.
Действие — это интеллектуальная и физическая активность человека, которая приводит к конкретному практическому результату, определяющему продуктивность его жизни.
Целенаправленное волевое действие человека вызывает удовольствие от процесса и достигаемого результата, положительные эмоции, духовные волнения, вибрации, вырабатывающие новый объем жизненной энергии человека, обеспечивающей развитие всех систем и процессов человеческого организма.
В действиях человека проявляются его истинные намерения, их направленность или на саморазвитие человека и человечества, или приостановку этого процесса.
Саморазвитие учащихся обеспечивают самостоятельные, активные, заинтересованные, целеустремленные и ответственные учебные действия, которые осваиваются под руководством учителя-профессионала. Целеустремленные действия, подкрепленные ответственным отношением к достижению цели, становятся волевыми, активизирующими саморазвитие жизненной энергии подрастающего человека. Реализация в ходе освоения и применения новых знаний волевых учебных действий учащихся в возрасте до 12—14 лет определяет качество действий взрослого человека.
Только в процессе осуществления действий приобретаются компетенции. Компетенции — это освоенные и стабилизированные действия человека. В системе общего образования осваиваются общекультурные компетенции, необходимые для жизни и продуктивного учения. Компетентность человека определяется владением базовыми общекультурными компетенциями и профессиональными компетенциями. Если общекультурные и профессиональные компетенции не освоены человеком, он будет разрушать учебную и профессиональную среду непрофессиональными действиями.
При реализации практических действий человека проявляются его способности, которые наилучшим образом приспосабливают его к жизни, обеспечивают переживание эмоций удовольствия от достигаемого результата, стимулируют продуктивное саморазвитие на протяжении всей трудовой практики.
Внутренней тканью действия являются отношения. Отношение — это нравственная категория. Характер стабилизированных отношений подрастающего человека к окружающей среде определяет нравственный фундамент личности.
Ценностные отношения учащихся к базовым жизненным приоритетам, определяющие прочность их нравственного фундамента, формируются образовательными отношениями учителя. Характер проявляемых учащимися отношений к людям, себе, труду, учению, профессиональной деятельности и мироустройству выявляет нравственную структуру личности, позволяет дифференцировать воспитательное взаимодействие для их коррекции или стабилизации, обеспечивая этим качество образования и саморазвития подрастающего человека.
«Душа для саморазвития должна трудиться». Действия подрастающего человека, подкрепленные ценностным отношением к их исполнению, позволяют дотянуться до внутреннего духовного пласта личности, достичь не только желаемого внешнего практического результата, но и внутреннего саморазвивающего эффекта. При этом практические действия человека обеспечивают практический результат, а образовательные отношения при их исполнении вызывают образовательный эффект.
Особое значение приобретает ранний период формирования действий и отношений подрастающего человека. Их практическое и психологическое содержание определяет структуру его личности, которая, в свою очередь, проявляется в его самостоятельных действиях и выраженных отношениях. Изменяя окружающий мир с целью его улучшения, утверждения нравственных отношений человек воссоздает свой нравственный образ, а разрушая окружающую среду, он разрушает и самого себя, превращаясь в облик, имеющий только внешнее сходство с человеком.
Самостоятельные, активные, заинтересованные, целенаправленные, волевые учебные действия, подкрепленные ответственным отношением к их исполнению, являются источником саморазвития учащихся, умножения человеческого потенциала. В процессе их осуществления у учащихся формируются трудолюбие, целеустремленность и ответственность за свою судьбу и судьбу страны. Стабилизированное деятельное существование и тонкое чувственное, отношенческое состояние человека является базовым условием его саморазвития на протяжении всей жизни.
3. Базовые психологические механизмы и процессы действенно-отношенческой образовательной парадигмы, стимулирующие саморазвитие человеческого потенциала.
Базовыми психологическими механизмами, стимулирующими саморазвитие жизненной энергии учащихся, являются самодиагностика, активизирующая рефлексивную саморегуляцию человека, проявление природосообразных нравственных действий и отношений подрастающего человека, которые стимулируют саморазвитие жизненного потенциала каждого человека и каждого нового поколения людей.
Если эти психологические механизмы своевременно активируются в период раннего семейного, дошкольного воспитания и школьного обучения, обеспечивается саморазвитие жизненной энергии человека на протяжении всей жизни.
Главными и определяющими продуктивность саморазвития жизненной энергии подрастающего человека являются процессы самовоспитания и самообразования, результатом которых являются воспитание и образование полноценного нравственного образа думающего, действующего, чувствующего, саморазвивающегося Человека.
Доминирующим в достижении всеобъемлющей цели системы общего образования — духовного саморазвития каждого подрастающего человека как условия устойчивого развития общества становится процесс образования, который обеспечивает позитивную направленность жизненной энергии учащихся, определяя этим динамику саморазвития человеческого капитала и человеческого сообщества.
Главной задачей семейного, дошкольного и школьного воспитания детей признается их образование, закрепление ценностных отношений к людям, себе, труду, учению, профессиональной деятельности и мироустройству как условие и средство саморазвития их жизненной энергии.
Профессиональная организация процессов обучения и учения является средством образования учащихся, действия процедуры их неуклонного саморазвития. Образование в учебном процессе обеспечивается стабилизацией ценностных отношений между всеми участниками учебного взаимодействия и в идеальном варианте способствует возникновению позитивной химии между учителем и учащимися класса, обеспечивая рост индивидуальных достижений учащихся, переживание позитивных эмоций индивидуальной успешности, саморазвитие жизненного потенциала.
4. Назначение действенно-отношенческой образовательной парадигмы.
Успешная реализация новой парадигмы социального развития страны, ее устойчивое развитие обусловливается внедрением новой парадигмы в систему образования подрастающих поколений.
В настоящее время система общего образования оказалась в тисках прошлого, стала неспособной обеспечивать необходимые темпы социальных преобразований.
Главным назначением перспективной действенно-отношенческой образовательной парадигмы является безусловное реформирование и неуклонное развитие системы общего образования полным и безоговорочным вытеснением устаревшей принудительно-репродуктивной парадигмы, разрушающей условия саморазвития жизненной энергии подрастающих поколений, тормозящей социально-экономическое развитие страны.
Реформирование системы общего образования следует понимать как своевременную активизацию тех жизненно важных процедур, которые заложены в природе человека и обеспечивают действие всех систем и процессов человеческого организма и человеческого сообщества.
Магистральный путь реализации перспективной образовательной парадигмы пролегает через качественное освоение и активное внедрение каждым воспитателем и учителем действенно-отношенческой педагогической технологии обучения, духовно-нравственного развития учащихся, саморазвития человеческого потенциала.
Ее профессиональная реализация обеспечит новую целевую модель системы общего образования, которая закреплена требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов с целью успешного обновления парадигмы социального развития страны.
Воспитание на этапе общего образования активно действующих, целеустремленных, ответственных, образованных учащихся обеспечит их конструктивное взаимодействие и сотрудничество с разными людьми в разных жизненных обстоятельствах, исключит непродуктивные конфликты в обществе, направит энергию человека на его неуклонное саморазвитие и развитие страны.