Разработка образовательной программы с учётом ФГТ
Таблица 12 позволяет увидеть алгоритм действий при разработке ООПДО нашего ДОУ, иллюстрирует взаимодействие заведующей и педагогического коллектива в постановке целей и задач на первом этапе. Было разработано «Положение о работе рабочей группы по разработке ООПДО ДОУ», в рабочую группу вошли заведующая, заместитель заведующей по ВМР, два воспитателя со стажем работы более 10 лет, с первой… Читать ещё >
Разработка образовательной программы с учётом ФГТ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Характеристика образовательного учреждения
Обобщив теоретические исследования…
- — подготовительный,
- — проектировочный,
- — заключительный.
В данной главе будут раскрыты основные мероприятия по нормативно-правовому обеспечению и научнометодическому сопровождению педагогов по введению ФГТ на каждом этапе. Результаты деятельности на этапах будут показаны в следующей главе.
I этап — подготовительный — ноябрь 2010 года по май 2011 года — включал в себя нормативно-правовое обеспечение и научнометодическое сопровождение педагогов по введению ФГТ (см. табл.12).
Таблица 12 Комплекс управленческих решений на 1 этапе разработки ООП ДО
Направления. | Мероприятия. | Ответственные. | Институциональный уровень. | Сроки исполнения. |
Нормативно-правовое обеспечение. | Приказ «О внедрении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». | Зав. ДОУ. | Приказ по МДОУ «Детский сад № 23». | 01.11.2010. |
Приказ по ДОУ о разработке ООПДО. | Зав. ДОУ. | Приказ по МДОУ «Детский сад № 23». | 01.11.2010. | |
Приказ об утверждении положения о работе рабочей группы по разработке ООПДО ДОУ. | Зав. ДОУ. | Приказ МДОУ «Детский сад № 23». | 01.11.2010. | |
Приказ о создании рабочей группы по разработке ООПДО. | Зав. ДОУ. | Приказ МДОУ «Детский сад № 23». | 10.11.2010 г. | |
Приказ по утверждению плана по разработке ООПДО. | Зав. ДОУ. | Приказ МДОУ «Детский сад № 23». | 01.11.2010 г. | |
Оформление протоколов заседаний рабочей группы. | Зам.зав. по ВМР. | Протоколы рабочей группы. | В течение этапа. |
Таблица 12 позволяет увидеть алгоритм действий при разработке ООПДО нашего ДОУ, иллюстрирует взаимодействие заведующей и педагогического коллектива в постановке целей и задач на первом этапе. Было разработано «Положение о работе рабочей группы по разработке ООПДО ДОУ», в рабочую группу вошли заведующая, заместитель заведующей по ВМР, два воспитателя со стажем работы более 10 лет, с первой квалификационной категорией, с опытом работы в разновозрастных группах. Не удалось включить в рабочую группу специалистов ввиду постоянной смены их, иногда отсутствия специалистов.
Научно-методическое сопровождение разработки образовательной программы проходило в рамках постоянно действующего семинара внутри ДОУ в 2010 — 2011 учебном году «Реализация традиционной «Программы воспитания и обучения в детском саду"/ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» в аспекте ФГТ» (см. приложение 2).
Цель семинара: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в организации образовательного процесса в аспекте ФГТ по «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой. — 2005 г./ по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.-, 2010.
Задачи семинара:
- · Изучить нормативно — правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в аспекте ФГТ.
- · Разработать программно — методическое обеспечение, циклограмму форм работы с дошкольниками по образовательным областям, режим жизнедеятельности всех групп;
- · Определить объекты и диагностический инструментарий мониторинга результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Новые требования в образовании вызвали неоднозначную реакцию среди педагогов, педагоги высказывали свою озабоченность тем, что предстоит заново знакомиться с содержанием работы с детьми. В каждой группе находятся дети 2 смежных возрастов, значит педагогам необходимо выбрать содержание по двум группам. С марта 2011 года педагогам пришлось изучать новую программу «От рождения до школы», в которую были внесены изменения в соответствии с ФГТ, на что потребовалось достаточное количество времени.
Сложно было педагогам, которые основной формой работы с детьми привыкли считать занятие, тогда как в ФГТ же основной формой работы с детьми определена игра. Педагоги высказывали, что невозможно при сегодняшнем финансировании и недостаточной заинтересованностью родителей в жизни сада пополнять материально — техническую базу.
Понимая опасения воспитателей и специалистов, были приложены все усилия по решению проблем в рамках данного семинара.
II этап — разработка проекта образовательной программы ДОУ — сентябрь 2011 года — май 2012 года.
Задачи:
разработать проект образовательной программы и критерии оценки ее реализации;
представить проект для обсуждения в педагогическом коллективе и для родительской общественности.
Кратко представим эту деятельность в таблице 13.
Таблица 13 Комплекс управленческих решений на 2 этапе разработки ООП ДО
Направления. | Мероприятия. | Ответственные. | Институциональный уровень. | Сроки исполнения. |
Нормативно-правовое обеспечение. | Оформление протоколов заседаний рабочей группы. | Зам.зав. по ВМР. | Протоколы рабочей группы. | В течение этапа. |
Внесение изменений в проект ООПДО ДОУ. | Зам.зав. по ВМР. | Проект образовательной программы ДОУ. | до 31.05.2012 г. | |
Оформление протокола педагогического совета об утверждении проекта ОООПДО. | Зав. ДОУ Зам.зав. по ВМР. | Протокол педагогического совета об утверждении проекта ОООПДО. | Май 2012. | |
Оформление протокола конференции об утверждении проекта ОООПДО. | Зав. ДОУ Зам.зав. по ВМР. | Протокол конференции об утверждении проекта ОООПДО. | Май 2012. |
Из таблицы 13 видно, что проходила работа по разработке проекта ООПДО в рамках деятельности рабочей группы, итогом этапа будет ознакомление с проектом ООПДО коллектива ДОУ, родителей и социальных партнёров.
Научнометодическое сопровождение разработки образовательной программы проходило в рамках постоянно действующего семинара в 2011 — 2012 учебном году «Реализация „ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ“ в аспекте ФГТ» (см. приложение 2).
Цель: создать условия для овладения педагогами теоретическими знаниями и практическими умениями по проектированию образовательного процесса в соответствии с принципами ФГТ.
- · Подобрать оптимальные формы организации совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.
- · Подобрать оптимальные формы взаимодействия с семьями воспитанников;
- · Освоить способы организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов
- · Проанализировать и изменить предметно-развивающую среду в соответствии с ФГТ.
III этап — внедрение — сентябрь 2012; май 2012 — осуществляется внедрение проекта программы в практику, его апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения.
Задача: перевести проект образовательной программы в образовательную программу.
На начало учебного года в коллективе произошли кадровые изменения — ушёл педагог в первой квалификационной категорией (в ДОУ при СОШ № 7 в микрорайоне Соломенное по месту жительства), на его место пришёл педагог с малым стажем работы. В другие группы пришли 2 педагога без опыта работы. При планировании возникали трудности ввиду изменения в плане частей, форм работы, и много времени у педагогов уходило на заполнение табличных форм. Новые требования по условиям реализации внесли ещё большее смятение и страх, что педагоги не смогут обеспечить предметно — развивающую среду в соответствии с ФГТ. Много вопросов возникало у педагогов по гендерному воспитаниюв старше-подготовительной группе- 70% мальчики, а в двух другихбольшинство девочек.
Таким образом, в ДОУ для перехода на ФГТ были продуманы мероприятия по нормативно-правовому обеспечению и научнометодическому сопровождению педагогов на каждом из этапов, выявились проблемы, которые необходимо было решать. Рабочая группа разрабатывала проект ООПДО, педагогический коллектив знакомился с результатами работы группы, педагоги в рамках семинарских заняий обучались самостоятельному подбору содержания и форм образовательной деятельности.