Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Введение. 
Характеристика семейного воспитания в различных регионах мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В золотой фонд отечественной педагогической науки вошли произведения выдающихся просветителей второй половины XVIII века: А. Ф. Бестужева, И. И. Бецкого, Е. Р. Дашковой, Н. И. Новикова, А.А.Прокопович-Антонского, А. Н. Радищева, Г. Н. Теплова, Д. И. Фонвизина и многих других. В их работах немаловажное место занимают вопросы семейного воспитания. Основной целью обучения и воспитания, они называли… Читать ещё >

Введение. Характеристика семейного воспитания в различных регионах мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от её благополучия зависело и воспроизводство населения, и рост материального благополучия страны, и сохранность культуры, и психическое состояние человека.

В современной экономической и социокультурной ситуации, характеризующейся нестабильностью, человек является не только свидетелем, но и участником противоречий, неразрешенность которых заводит в тупик и человека, и семью, и общество. С одной стороны, возрождаются гуманистические традиции, обостряется интерес к человеку, растет потребность в образованности и культуре, возрождается национальное самосознание, с другой — имеет место пропаганда агрессивности и насилия, образовательный нигилизм, эрозия традиционных ценностей, отчуждение ребенка от своей собственной страны. Такое положение сказывается на жизнедеятельности семьи и настоятельно требует создания наиболее благоприятных условий и выбора адекватных средств научно-обоснованного нравственного, физического, умственного, трудового, патриотического воспитания ребенка в семье.

Необходимо отметить, что существует целый ряд законов, указов, постановлений, ведомственных актов, связанных с семьёй и воспитательными функциями: «Декларация прав ребенка» (1959), которая провозглашала обеспечение детям счастливого детства за счет реализации их прав и свобод, «Кодекс о браке и семье РСФСР» (1969), «Семейный Кодекс Российской Федерации» (1992), нацеленные на защиту интересов детей, что предполагает создание нормальных условий жизни и воспитания именно в семье как оптимальной среде для гармоничного развития ребёнка; Федеральная комплексная программа «Дети России» 1993), выполнение которой призвано создать условия для нормальной жизни детей, находящихся в настоящее время в особо трудных условиях, обеспечить им социальную защиту. Проблема выживания и защиты, полноценного развития детей признана приоритетной «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» (2000), обозначившей задачу поддержки семьи в её усилиях по воспитанию ребёнка как одну из важнейших и наиболее значимых в возрождении традиционных ценностей Российского общества.

Вопросы семьи и семейного воспитания во все времена были в поле зрения отечественных, государственных и общественных деятелей, философов, педагогов (В.Мономах, Ф. Прокопович, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. О. Ключевский, Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.) Сегодня эта тема освещается достаточно широко в работах известных социологов (И.В.Бестужев-Лада, С. И. Голод, М. С. Мацковский, А. Г. Харчев и др.), психологов (С.В.Ковалёв, И. С. Кон, А. В. Петровский и др.), педагогов (Ю.П.Азаров, В. Ф. Афанасьев, В. Я. Титаренко и др.).

В работах исследователей нашли отражение:

  • — теория семейной педагогики (Т.В. Волкова, И. В. Гребенников, Н. Н. Нечаев, Ю. Хямяляйнен и др.);
  • — теоретические представления о государственной семейной политике и формировании условий благополучия семьи (В.Сатир, В. С. Дармодехин, Ф. А. Ильдарханова и др.);
  • — этнопедагогическая теория семьи (З.Г.Нигматов, Г. Н. Волков, А. А. Дречало, В. Г. Закирова, В. И. Ульяновский, Э. И. Сокольникова и др.); психологическая теория семейной жизни (А.Я.Варга, К. Витакер, В. Бамберри, С. В. Ковалев, В. С. Кондаков, В. А. Сысенко, Э. Г. Эйдемиллер, Л. Б. Шнейдер, В. В. Юстицкис и др.).

Интерес к семье, к вопросам семейного воспитания сегодня определяется большим количеством проблем, присущих жизнедеятельности современной семьи: падение рождаемости, рост числа неполных семей, снижение воспитательного потенциала семьи. А ведь именно семья должна стать тем убежищем, в котором ребенок может почувствовать себя защищенным и спокойным в условиях сложного и противоречивого развития современного общества.

Прогрессивное развитие современной семейной педагогики невозможно без органичного включения осмысленного опыта прошлого, ибо только исторический, ретроспективный подход обеспечивает глубокое и всестороннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать её место в структуре данной науки, развитие её ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь.

В этой связи приобретает актуальность изучение и анализ отечественного культурного наследия, в том числе и педагогической мысли о воспитании в семье. Для организации полноценной помощи семье может быть использован опыт семейного воспитания, сложившийся на ранних стадиях развития российского государства. Анализ и переосмысление педагогической мысли по вопросам семейного воспитания может помочь в организации деятельности по корректировке взаимодействия семьи и других воспитательных институтов и закреплению статуса семьи как основного института социализации личности. Объективный взгляд на историю семейного воспитания в России может способствовать определению перспектив дальнейшего развития и совершенствования воспитательного процесса.

Особый интерес в этом отношении представляет эпоха Просвещения в России — эпоха возрождения в сфере образования, поиска и реализации новых идей в воспитании. Восемнадцатый век — это время создания государственных профессиональных и общеобразовательных школ, Академии наук, университетов, принятия важнейших законодательных документов по вопросам образования и воспитания. В то же время, это век, для которого были характерны серьёзные противоречия: с одной стороны — это век «просвещенного абсолютизма», а с другой — век массовой неграмотности простого народа.

Обращение к истории России XVIII в. может содействовать в определении перспектив развития и совершенствования воспитательного процесса с учётом накопленного опыта и сложившихся в век Просвещения педагогических взглядов общественных деятелей, писателей и педагогов.

В золотой фонд отечественной педагогической науки вошли произведения выдающихся просветителей второй половины XVIII века: А. Ф. Бестужева, И. И. Бецкого, Е. Р. Дашковой, Н. И. Новикова, А.А.Прокопович-Антонского, А. Н. Радищева, Г. Н. Теплова, Д. И. Фонвизина и многих других. В их работах немаловажное место занимают вопросы семейного воспитания. Основной целью обучения и воспитания, они называли «приготовление детей в пользу Отечества». Исключительную роль при этом они отводили семье, где закладывается фундамент нравственности, а пример родителей составляет основу воспитания.

Вторая половина восемнадцатого века, годы правления Екатерины II всегда привлекали внимание исследователей. В работах известных педагогов прошлого (М.И.Демков, П. Ф. Каптерев и др.) и современности (Т.К.Ахаян, Е. Н. Медынский, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, Л. А. Степашко, М. Ф. Шабаева и др.) освещаются вопросы воспитания и образования в России в данный период.

Педагогические взгляды отдельных мыслителей эпохи Просвещения стали предметом изучения таких исследователей, как Т. В. Артемьева, В. К. Бровникова, П. Н. Берков, И. А. Деревцов, А.С.Лаппо-Данилевский, Л. И. Майков, Н. Л. Пушкарёва, О. Г. Чайковская, В. И. Чернышёв, И. В. Чувашёв и других. Однако значительно реже изучаются проблемные вопросы, авторы в своих работах главным образом рассматривают историю образовательных учреждений, педагогические взгляды того или иного просветителя. Анализ педагогических исследований по вопросу семейного воспитания детей в разных социальных слоях российского общества второй половины XVIII в. свидетельствует о том, что этот вопрос до сих пор остаётся недостаточно изученным. В работах Н. А. Миненко, Е. В. Борисовой, С. С. Щекиной, Е. Б. Марковичевой и др. рассматривались вопросы воспитания детей в крестьянской семье на разных этапах развития российского общества. Внимание исследователей И. Н. Курочкиной, О. В. Кириченко, С. С. Минц и др. было уделено вопросам воспитания детей в дворянской семье. Однако комплексно теория и практика семейного воспитания детей в разных социальных слоях общества второй половины XVIII в. не рассматривалась. Вопросы семейного воспитания не явились предметом исследования у названных авторов. Недостаточная изученность и неразработанность проблем семейного воспитания во вторую половину XVIII в. в России, делает необходимым углубленное изучение педагогических идей по вопросам семейного воспитания, заключённых в трудах российских просветителей.

Таким образом, актуальность историко-педагогического исследования педагогических воззрений просветителей второй половины XVIII в. по вопросам семейного воспитания вызвана обострением противоречия между объективной необходимостью осмысления социокультурного и педагогического опыта второй половины XVIII в. и определения его значения для решения вопросов семейного воспитания на современном этапе и недостаточной методологической и теоретической разработанностью данной проблемы.

Цель исследования — выявить и раскрыть педагогические взгляды российских и европейских просветителей 18−20 века по вопросам воспитания детей в семье в контексте культурно-исторических условий и практического опыта для современных поисков в области семейного воспитания.

Объект исследования — теория и практика семейного воспитания в различніх регионах мира.

Предмет исследования — педагогические взгляды мировых просветителей по вопросам воспитания детей в семье.

Общий замысел исследования конкретизируется следующими задачами:

  • 1. Выявить историко-теоретические предпосылки и факторы развития педагогических идей о семейном воспитании в странах Европы, России и Китая.
  • 2. Определить взгляды педагогов о сущности, содержании, методах и условиях воспитания детей в семье.
  • 3. Охарактеризовать и раскрыть особенности воспитания детей в европейских, китайских и российских семьях.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой