Использование азбук-прописей как пособий для развития искусства каллиграфии
Тщательно прорисовывая каждый элемент, встречавшийся в азбуке-прописи, учащиеся развивали мелкую моторику, которая в свою очередь связана с нервной системой, зрением, памятью, вниманием и восприятием. Таким образом, можно утверждать, что учась писать, ученик развивал в себе все эти функции. То есть, сам процесс развития навыка письма представлял собой совокупность развития памяти, внимания… Читать ещё >
Использование азбук-прописей как пособий для развития искусства каллиграфии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
До первой половины XX века, пока делопроизводственные документы не стали выполняться на пишущих машинках, а затем на иных технических средствах, красивый и четкий почерк рассматривался во всех странах как один из главных признаков хорошего образования. Это же правило работало и для России XVI—XVII вв., поэтому писать, например, царских детей обучали лучшие каллиграфы того времени — подьячие и дьяки Посольского приказа. Известно, что царь Алексей Михайлович обладал беглым и ровным почерком. Учились искусству каллиграфии также по средствам повторения изображений из азбук-прописей, изображений из азбук для чтения. Причем повторяли не только само написание букв, но и изображения инициалов, заставок, в общем, любого иллюстративного материала, не обязательно текста. Так получали свои художественные навыки будущие создатели книг. Ведь в России того периода не было специальных художественных школ, специализирующихся на оформлении книг, поэтому образование в этой области получалось именно так.
Например, доподлинно известно, что все из известных создателей книг имели художественную образованность такого типа. Б. В. Агаджанов так описывает деятельность создателей первых букварей: «Талант Ивана Фёдорова был поистине универсален. Почти всё в типографии он делал собственными руками, выполнял все необходимые типографские процессы на всех этапах печатания книги от первой до последней стадии. Он сам проектировал и разрабатывал станы, находил нужные пропорции для получения высокого качества краски, изготавливал пунсоны и матрицы, отливал шрифт, вычерчивал эскизы будущих букв, рисовал картины и заставки, а затем вырезал их на дереве. В работах Федорова гармонично сочетаются знание уже сложившихся к тому времени западноевропейских способов печати с существовавшими долгие столетия приёмами русской рукописной книги. Для Фёдорова не существовало ни отрицания всего чужого и незнакомого, ни презрения к якобы уже устаревшему и ненужному своему. Кроме того, первопечатник постоянно вносит свои собственные инновации» Агаджанов Б. В. Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте — букварей и азбук XVI — первой четверти XVIII вв. // Проблемы современного образования. — 2010. — № 2. — С. 52−55. Так же Б. В. Агаджанов дает характеристику художественной деятельности Вербицкого, работавшего в типографии Киево-Печерской Лавры: «Вербицкий к моменту своей работы в типографии уже имел значительную квалификацию и большой опыт. Он сыграл огромную роль в создании подлинного шедевра типографии Киево-Печерской Лавры, отлично выполненных в полиграфическом отношении и художественном оформлении — „Бесед Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла“. Об этом свидетельствует тот факт, что в послесловии к книге, печатавшейся в течение 2-х лет, Вербицкий единственный из всех печатников назван „мастером художества печатного“ Агаджанов Б. В. Создатели первых учебных книг для начального обучения грамоте — букварей и азбук XVI — первой четверти XVIII вв. // Проблемы современного образования. — 2010. — № 2. — С.59−61…Несомненно, что приобрести такую высокую квалификацию можно было, только работая раньше и в других типографиях, кроме лаврской». Деятельности печатника Спиридона Соболя, выпустившего Букварь в Кутеинской типографии Б. В. Агаджанов дает следующую характеристику: «Тщательность исполнения этих гравюр говорит о том, что они заранее долго изготавливались специально для данного издания. Соболь употреблял в своих книгах значительное количество гравюр, красивые и крайне оригинальные заставки и инициалы с тонким рисунком и изображениями зверей и птиц. Доски для гравюр и заставок по заказу Соболя вырезали искуснейшие монастырские резчики. Кроме того, Соболь, часто не имея средств для приобретения новых досок, оригинально видоизменял уже существующие. Он также широко применял наборный литой орнамент.
Шрифт печатника — чёткий выразительный полуустав, а сочетание чёрного и красного цветов доведено до настоящей гармонии". Таким образом, видно, что создатели книг были замечательным образом ознакомлены с особенностями художественного оформления книги. Для этого было необходимо владеть навыками каллиграфического письма, которому могли научиться только в результате кропотливого труда, изначально перерисовывая и переписывая тексты из азбук-прописей, из книг для чтения, а затем — совершенствуя полученные навыки, добиваться личных высот в художественном творчестве.Во второй половине XVII в России развитие искусства каллиграфии нашло отражение в букварях-азбуковниках. По красоте и оригинальности почерка выделяется «Азбука славенского языка и написания скорописью учиться писать» Азбуковник. XVII в. [Электронный ресурс] (1652−1653), написанная на бумажном свитке, наклеенном на холст. Рисунки заставки и заглавной буквы выполнены чернилами, киноварью и голубовато-зеленной краской. Текст заглавия написан уставной скорописной вязью. Следующий после заглавия текст — рассказ об Александре Македонском исполнен скорописью, для которой характерна округлость и умеренная контрастность. Большинство вертикальных линий получило извив, а концы размахов обращены в петли и завитки.
Другая азбучная пропись «Буквица словенского языка» Буквица словенского языка. XVII в. [Электронный ресурс] (XVII в.) представляет собой свиток (ок 8,5 м), склеенный из 20 листов бумаги и украшенный цветными рисунками, выполненными пером. В «Буквице» приведен кириллический алфавит разных рисунков, написанных и нарисованных с большой каллиграфической виртуозностью. Сначала написаны инициалы, украшенные растительным орнаментом. Ниже следуют более простые буквы устава, из которых две-три нарисованы красной краской. Между инициалами помещено множество мелких букв скорописи, обстоятельно представляющих разнообразие вариантов этого письма. Также в рукописи нарисованы и написаны образцы заставок, заглавия, изречения, выполненные красной вязью, и другие художественные элементы рукописной и печатной книги XVII в.
Таким образом, можно говорить о том, что использование рисунков при обучении грамоте было функциональным элементов для обучения рисованию и каллиграфии, подготовки новых мастеров-составителей книг. Некоторые исследователи, например, Н. Н. Ростовцев, выделяют такой принцип копирования изображений с целью дальнейшего освоения художественной техники как «развитие рисования как общеобразовательного предмета», с чем можно согласиться, потому что копирование искусно выполненных образцов написания букв и рисования инициалов и заставок, можно считать как начало развития художественных способностей у учащихся. Ученики, преуспевшие в художественном копировании образов, могли продолжить свое обучение в данном направлении и стать впоследствии создателями и художественными оформителями книг.
Обобщая вышесказанное, можно отметить следующие особенности изображений, применявшихся в обучении грамоте в XVI—XVII вв.: изображения из азбук-прописей были предметом копирования с целью развития, во-первых, навыка письма, во-вторых, художественных способностей учащихся.
Тщательно прорисовывая каждый элемент, встречавшийся в азбуке-прописи, учащиеся развивали мелкую моторику, которая в свою очередь связана с нервной системой, зрением, памятью, вниманием и восприятием. Таким образом, можно утверждать, что учась писать, ученик развивал в себе все эти функции. То есть, сам процесс развития навыка письма представлял собой совокупность развития памяти, внимания, способности логически мыслить и рассуждать, концентрироваться на чем-либо.
С другой стороны, в продолжении развития образного мышления шло развитие и художественных навыков, совершенствование которых делало из способных учеников возможных продолжателей книжного дела, мастеров каллиграфии, что очень ценилось в то время.