Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. 
ЛингводидактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ развития монологичСской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ монологичСской Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π΅Ρ‰Π΅ Π² ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ XIX Π². К. Π”. Ушинским. Им Π±Ρ‹Π»Π° Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π° мСтодичСская ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°, которая Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΠ° ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь. Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ К. Π”. Ушинского ΠΊ «Π΄Π°Ρ€Ρƒ слова», ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскому овладСнию Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ Π΄ΠΎ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… участвовали Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ лингвисты… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π—Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. ЛингводидактичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ развития монологичСской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π˜Π·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ монологичСской Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π΅Ρ‰Π΅ Π² ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Π΅ XIX Π². К. Π”. Ушинским. Им Π±Ρ‹Π»Π° Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π° мСтодичСская ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ°, которая Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π° ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠ»Π΅ΠΌΠ° ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь. Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ К. Π”. Ушинского ΠΊ «Π΄Π°Ρ€Ρƒ слова», ΠΊ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскому овладСнию Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒΡŽ Π΄ΠΎ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΎ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… участвовали Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠ΅ лингвисты ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ столСтия, ΠΊΠ°ΠΊ Π›. Π‘. Выготский, Π’. Π’. Π’ΠΈΠ½ΠΎΠ³Ρ€Π°Π΄ΠΎΠ², Π–. ПиаТС ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³» рассматриваСтся Π² ΠΌΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π±Π°Ρ… Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Ρ… дисциплин, ΠΊΠ°ΠΊ лингвистика, Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ философия. Π‘ΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅, часто Π½Π΅ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°. Π”ΠΎΠ»Π³ΠΎΠ΅ врСмя ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΎΡΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ являСтся ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Π΄ΠΈΠ°Π»ΠΎΠ³Π°. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ исслСдования ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π²ΠΈΠ΄Π° Ρ€Π΅Ρ‡Π΅Π²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π»ΠΈ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π»ΠΈΠ½Π³Π²ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ. И Π½Π° ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь сущСствуСт ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ понятия «ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³». Но Π²ΡΠ΅ исслСдоватСли сходны Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ это связная Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π»ΠΈΡ†Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° являСтся сообщСниС ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ…-Ρ‚ΠΎ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π°Ρ…. Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³-описаниС, -повСствованиС, -рассуТдСниС.

ΠœΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ начиная с Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, Π° Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС «ΠΎΡ‚Ρ‚Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ» ΡƒΠΆΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊ (это Π² ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»Π΅). Π’ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΆΠ΅ Π½Π° ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ лоТится ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ «Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ», Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΌΠ°Π»Ρ‹ΡˆΠ΅ΠΉ ясно ΠΈ Π»Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‡ΡƒΠΆΠΈΠ΅ мысли ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΡƒΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ продолТаСтся Π½Π° Π²ΡΠ΅ΠΌ протяТСнии обучСния (с 1-ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎ 11-Ρ‹ΠΉ класс).

ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ монологичСской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ происходит Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ школьном ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ΅, Ρ…ΠΎΡ‚ΠΈΠΌ ΠΌΡ‹ ΡΡ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅Ρ‚. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ Π·Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ вопрос ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π°. По Ρ…ΠΎΠ΄Ρƒ Π΄Π΅Π»Π° ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ вносит свои ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ Π² ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ учащСгося. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² развития ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ развития ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° являСтся Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π΄ сочинСниСм, ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, рассказом, пСрСсказом устным ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΈΡΡŒΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ. Π”Π°ΠΆΠ΅ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ чтСния ΠΌΡ‹ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌ ΡΠ²ΡΠ·Π½ΡƒΡŽ Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡΡΡŒ Ρƒ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π° произвСдСния ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π°Ρ свой словарный запас. НСобходимо ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π½Π°Π΄ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ связной Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ.

Для систСматизации Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ монологичСского высказывания Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌ мСтодичСски ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ комплСкс ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ, использованиС ΠΈ ΡΠΎΡ‡Π΅Ρ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΈΠ·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ учащиСся осознали Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ языком ΠΊΠ°ΠΊ срСдством общСния.

ЦСлСнаправлСнная ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚СматичСская Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ монологичСской Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ способствуСт Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ росту умСния ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°Ρ‚ΡŒ свои мысли Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ достаточно слоТных ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡.

Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π·Π°ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ учащихся, ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌΡƒ Π²Ρ‹ΡΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π½ΠΈΡŽ, упраТнСния ΠΏΠΎ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ монологичСского высказывания Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, интСрСсными, ΡƒΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ