Особенности воспитания с точки зрения культуры, антропологических наук и профессионально-педагогической деятельности
В процессе воспитания педагог должен учитывать влияние средовых факторов, а также чётко представлять себе место и роль воспитания в процессе социализации ребёнка. Факторы окружающей среды, влияющие на становление личности, — это сама природа и факторы социализации (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы). Среда становится фактором развития личности только при условии активного… Читать ещё >
Особенности воспитания с точки зрения культуры, антропологических наук и профессионально-педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
С точки зрения культуры, воспитание — это и элемент человеческой культуры, и сам процесс усвоения культуры.
С точки зрения философии, воспитание — процесс взаимодействия одного поколения с другим, передача эстафеты.
С точки зрения психологии, воспитание — процесс целенаправленного развития способностей человека, помогающих ему взаимодействовать с миром.
С точки зрения социальной, воспитание — это подготовка подрастающих поколений к жизни в обществе через государственные структуры, контролируемые обществом.
С точки зрения биологии, воспитание — это филогенез в онтогенезе, отличные от животных.
С точки зрения профессионально-педагогической, воспитание — целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, его вхождению в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.
Воспитательная деятельность опирается на научную картину мира и духовно-нравственные ценности.
Центральными понятиями воспитательной деятельности педагога являются понятия: личность, среда, деятельность, отношения.
Педагогу необходимо иметь чёткое представление о структуре личности. Структура личности (по Д.А.Леонтьеву) включает 4 группы компонентов:
внешняя оболочка личности (темперамент, характер, способности); внутренний мир личности, или её ценностно-смысловая сфера (ценности, жизненные смыслы, идеалы и цели, мотивы, критерии оценки); формы, способы самореализации личности (свобода — несвобода, духовность — бездуховность, ответственность — посторонность, креативность — репродукция); Я-концепция, самосознание личности (уровни Я: Я-реальное, Я-идеальное, Я-глазами других; грани Я: физическая, психологическая, интеллектуальная, духовная, нравственная, эстетическая, трудовая, социальная).
В процессе воспитания педагог должен учитывать влияние средовых факторов, а также чётко представлять себе место и роль воспитания в процессе социализации ребёнка. Факторы окружающей среды, влияющие на становление личности, — это сама природа и факторы социализации (мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы). Среда становится фактором развития личности только при условии активного взаимодействия с ней.
Деятельность — активная форма отношения субъекта к объекту; активность личности по преобразованию окружающего мира и самого себя.
Виды деятельности: игра, труд, учение имеют предметный результат, а общение может его не иметь.
Отношения. Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми в группах и коллективах, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимодействия и взаимного влияния в процессе совместной жизнедеятельности.