Методы и приёмы развития письменной речи
В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность — выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и обобщения, вывод правил, и даже творчество — пересказ и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация и т. д. Овладение полноправным… Читать ещё >
Методы и приёмы развития письменной речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Речевая среда и речевая активность формируют у детей чутье языка, или языковую интуицию — автоматизированное неосознаваемое предпочтение в использовании общепринятых, активных продуктивных моделей языка.
Для овладения речью ребенок нуждается в речевой сфере. Это — во-первых, а во-вторых, необходима речевая активность самого субъекта, учащегося.
Эта закономерность действует на протяжении всей жизни человека, и естественно, что в детстве она заметнее. Из данной закономерности выводятся группы методов развития речи учащихся.
Более последовательно и глубоко вопрос об умениях, которыми должен овладеть ученик, готовя сочинение, разработан К. Б. Бархиным, вычленившим общие и специфические для устных и письменных сочинений умения. Такими общими, с точки зрения К. Б. Бархина, умениями являются: сбор материала, составление «рабочего» плана речи или статьи, приведение в порядок и известная обработка фактического материала. Книга К. Б. Бархина «Культура слова» богата методическими указаниями о том, как следует прививать учащимся умение работать над устными и письменными высказываниями [21].
М. А. Рыбникова также строила свою систему работы на обучении детей умению писать сочинения: «Разумная методика письменных работ требует подготовки к работе, к постановке темы, заблаговременного привлечения материала, предварительных языковых упражнений и т. д.». В разработанной М. А. Рыбниковой методике показано, как следует направлять мысль учеников на осмысление ими особенностей построения рассказа, описания и т. д.
Об «осмысленных навыках и преподавании теории составления сочинений» ставила вопрос М. Н. Салтыкова, по мнению которой, написать сочинение — значит передать в систематизированном виде ряд фактов и мыслей, изложенных под определенным углом зрения, с мотивированным объяснением и оценкой точки зрения автора.
В. А. Добромыслов указывал, что ученики должны овладеть разнообразными видами сочинений, что учитель должен принимать во внимание композиционную сложность сочинений.
Вопрос об обучении детей приемам работы над сочинением остро ставился в методической литературе 50-х годов. А. П. Романовский подчеркивал необходимость прямого показа того, как нужно работать: «Такой метод значительно повысит интенсивность процесса обучения и сократит его путь, избавив учащихся от излишних ошибок и заблуждений» [22].
Такого рода указания можно найти почти в каждой работе, посвященной методике обучения сочинениям.
Особенность разработанной системы Т. А. Ладыженской состоит в том, что в ее основу положена идея развития у учащихся определенных умений связной речи. Вычленение этих умений позволяет определить критерий, с помощью которого можно установить сложность сочинений и последовательность в работе над ними.
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений — написание сочинений разных видов. Обучение сочинению — это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности. Сочинение — это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности. Сочинение — один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Известный методист А. Д. Алферов писал, что сочинения — это не только «упражнения в форме и стиле», что «упражнения, преследующие только задачи стиля, — то же, что одни гаммы да экзерсисы для музыки [23].
Имитационные методы.
В рамках имитационных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность — выбор слов и других средств языка, и моделирование образцовых текстов, и обобщения, вывод правил, и даже творчество — пересказ и письменные изложения с творческими дополнениями или изменениями, инсценирование, драматизация и т. д.
В арсенал методов «по образцу» можно использовать более мелкие, частные развивающие упражнения:
составляющие предложений по типу данного или по модели, которая может быть составлена учащимися;
отработка произношений, пауз, упражнений;
различные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным;
работа над усвоением форм речевого этикета.
Как мы видим, имитационный метод при всей его о популярности сам по себе не может быть достаточным: обучения «по образцу» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.
Коммутативные методы. Из коммутативной функции языка выводится вторая группа обучения развития речи учащихся: коммутативные методы.
Коммутативные методы относятся на теорию речевой деятельности, в частности на анализ речевого акта: метод учитывает все 4 ступени:
ситуативную;
мотивационную;
восприятие собеседником;
обратную связь.
Рассматриваемый метод предполагает систему умений учащихся, реализуемых в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений, сочинений и др.
Рассмотрим семь групп таких умений, в своей последовательности создающих методику активизации учебной деятельности:
умения, связанные с темой сочинения с ее пониманием, определяемся ее границ, раскрытием;
умение подчинить свое сочинение определенному замыслу, выразить в нем свою мысль, свою позицию, свои эмоции, отношение к лицам, их поступкам и пр.;
- — умение собирать, накапливать материал, отбирать важное и главное в соответствии с темой и замыслом;
- — умение систематизировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией — началом, завершением;
умение в области языковой подготовки текста: подготавливать словарь в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, фразеологию, образы;
умения составлять текст, в устной речи — импровизировать, в письменной — записывать без ошибок, располагать на листах, делить его на образцы;
умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.
Однако необходимо еще и умение критически анализировать свою и чужую речь, элементарно рецензировать сочинения других учащихся, а также объяснять допущенные ошибки, выявить их причины, способы проверки.
Казалось бы, два метода — «по абзацам» и коммутативный — в достаточной степени обеспечивают практику активизации речевой деятельности младших школьников. Но для полноты нам нужен еще один метод, который бы опирался на закономерности языка, на изучаемый в школе материал, который ученики могли бы сознательно применить, конструируя предложения.
Метод конструирования.
Метод конструирования — это отчетливо выраженный синтетический метод. Он связан с первыми двумя.
В системе обучения «по абзацам» виды текста анализируются и моделируются, и впоследствии конструирование собственных текстов осуществляется по этим моделям.
Конструирование связано и с коммутативным методом, поскольку последний обеспечивает мотивацию речи, ее действенность, определяет, социальные и личностные функции речи.
Метод конструирования располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений. Они выполняют подготовительную или вспомогательную функцию и вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах (таблица 2).
Таблица 2. Методы развития письменной речи учащихся.
Методы. | Назначения, функции. | Приемы, типы упражнений. | На что опирается. |
Имитационный. (обучение по образцам). |
|
| — на литературные образцы. |
Коммутативные. (коммуникативно; творческий метод). | — является средством общения, коммуникации, а также самовыражения. | — на создание речевых ситуаций, выбор их из потока жизни; — ролевые игры, экскурсии, наблюдения и др. способы накопления материала; — любые виды деятельности, которые могут вызывать потребность высказываний. | — на потребность в общении. |
Конструирования. (синтетический метод). | — формирует на основе правил, закономерностей новые способы деятельности учащихся, их умения. |
|
|
Используются следующие группы приемов и типов речевых упражнений, входящих в систему развивающего обучения, для активизации речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка.
1. Словарная работа:
толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивной окраски в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;
работа со словарями — толковыми, словообразовательными, синтаксическими, орфографическими;
- -исправление ошибок словоупотребление в устной речи и в письменных сочинениях.
- 2. Работа над словосочетаниями, составление словосочетаний с конкретными словами:
для текста или словосочетаний заданного типа;
- — проверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
- — введение, включение словосочетаний в предложения;
- — обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.
- 3. Работа над предложением:
составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов по теме сочинения, рассказа;
составление предложений заданного типа по схемам моделям;
распространение предложений, перестройка на структуры;
выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;
свободное составление предложений, фраз;
редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.
- 4. Логическая работа:
- — работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;
- — построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;
- -исправление логических ошибок, неоправданных повторов, нарушений последовательности мысли и т. д.
Так же для активизации речевой деятельности используются речевые разминки или упражнения — задачи, развивающие:
дыхание;
речевой (в том числе интонационный) слух;
навыки интонирования.
Благодаря этим умениям и навыкам создаются условия для развития речевых способностей.
Речевая разминка — это сквозная линия, которая включает такие группы упражнений, как дыхательные, произносительные (на произношение звуков и определенной интонации), артикулярные, текстовые.
Эти упражнения позволяют сделать более подвижными речевые механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона, громкости, что так важно в речевой деятельности.
Желательно речевую разминку проводить систематически, чтобы «собрать» ребят в начале урока (настроить на восприятие нового материала), или в середине (изменять вид деятельности), или в конце урока (когда дети утомлены, возможно, более трудными заданиями).
На проведение речевой разминки рекомендуется затрачивать не более 5 минут одного урока. Часто используются игровые формы проведения некоторых заданий: кто быстрее проговорит скороговорки, кто интереснее расскажет, кто убедительнее докажет свою точку зрения и т. д. Так же можно использовать:
раскрашивание (в начальных классах);
тихое музыкальные сопровождения (умело подобранное);
тексты, мимику, помогающие произношению текста;
парную работы при выполнении тех заданий, которые считаются трудными.
В методику работы по речевой разминке включаются 3 этапа:
1. Учитель показывает на одном — двух примерах, как выполняется задание (или произносить все слова, если это требуется, — в зависимости от задания и подготовки класса);
Ученики хором, где это возможно, индивидуально или в паре выполняют задание;
Учитель обсуждает с ребятами, как они выполнили работу. Развивать навыки самооценки.
Так же для активизации речевой деятельности мы использовали развивающие ортологические пятиминутки. Эти упражнения охватывают слова, которые часто произносятся неправильно (в частности, с нарушением ударения). Упражнения помогают сделать попытку объединить слова по какому-то признаку в легко запоминающиеся группы.
Для усвоения «трудных» слов можно использовать самые различные приемы: хоровые проговаривания по слогам, составление словосочетаний, предложений и связных текстов, игры-соревнования (какая из команд наберет больше очков за правильно произнесенные слова).
Интересны в этом отношении монофоны — краткие учебные рассказы, все слова в таком тексте начинаются на одну и ту же букву.
Упражнения с монофонами способствуют активизации произношения, расширяют словарный запас, формируют стиль говорящего и способствуют становлению мастерства речи.
Таким образом, благодаря таким развивающим упражнениям младшие школьники, лучше усваивают и запоминают трудные слова, развивают навыки четкого произношения, учатся владеть голосовым аппаратом, что в свою очередь помогает обогащать речь школьников.
Ученики учатся говорить, разговаривая; учатся слушать, слушая; учатся читать, читая; и учатся писать во время письма. Они не учатся языку, когда выбирают правильный ответ из нескольких возможностей (один из недостатков тестирования) или пассивно сидят, слушая выступление другого человека.
Учителю нужно специально создать такую среду, в которой от детей, во-первых, ожидают общения и, во-вторых, у них существует постоянная причина для общения. Тогда использование языка становится непринужденным и является интегральной частью всех занятий в классе… Очень разговорчивым детям нужно помочь научиться слушать, чтобы дети менее разговорчивые и настойчивые получили шанс высказаться… Учителя должны уметь хорошо отвечать, и важно, чтобы они не слишком много говорили… Учителям не нужно практиковаться в разговоре, а вот детям это необходимо.
Грамматические правила должны быть одним из разделов в изучении языка. Но люди учатся тому, что и как говорить, повторяя языковые нормы в естественных разговорных ситуациях, а не в результате того, что их научили грамматическим правилам.
Учить речи успешно можно только тогда, когда учителю удастся включить сложные грамматические формы языка в выполнении для учащихся речевых и речепорождающих упражнений.
Овладение полноправным языком научного стиля, например, при разборе предложения, возвышает ребенка в его собственных глазах, поскольку является показателем его умственного развития, дает ему ни с чем несравнимое чувство удовлетворения, ибо язык становится для ученика надежным орудием познания, позволяющим легко, и радостно приобщаться к сокровищнице человеческих знаний.
Таким образом, в систему развивающего обучения мы включили разнообразные упражнения по развитию речи. Все эти упражнения носят учебный, тренировочный характер.
Все три группы методов помогают активизировать учащихся и вместе создают базу для системы развития речи. В системе развития речи все стороны обретают внутренние связи, язык представляется перед школьниками как единый функционирующий механизм.