Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наблюдСния β€” Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ познания ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π΅Π³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для экологичСского воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ИспользованиС Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности дошкольников: Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ. Π’Π°ΠΊ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ шСи (Ρƒ ΠΏΡ‚ΠΈΡ†) ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΎΡ‚сутствия (Ρƒ Ρ€Ρ‹Π±) Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρƒ Π²Π»Π΅Π²ΠΎ ΠΈ Π²ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ. ΠžΠ±Ρ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ ΠΏΠ°Π»ΠΊΡƒ Ρ€ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ располагая ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Ρ‹ (всС Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ; Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ — Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄, большой ΠΏΠ°Π»Π΅Ρ†… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наблюдСния β€” Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ познания ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, Π΅Π³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для экологичСского воспитания Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

НаблюдСнию ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρƒ познания ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π°Π²Π°Π»ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ большоС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ всС ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ дошкольного воспитания (Π•.И. Π’ΠΈΡ…Π΅Π΅Π²Π°, О. Иогансон, А. А. Быстров, П. М. БасС, Π­. И. Π—Π°Π»ΠΊΠΈΠ½Π΄, Π‘. А. Π’Π΅Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π½ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°,.

П.Π“. Π‘Π°ΠΌΠΎΡ€ΡƒΠΊΠΎΠ²Π° ΠΈ Π΄Ρ€.). Π’ 1950;1970;Π΅ Π³ΠΎΠ΄Ρ‹ Π² ΠœΠΎΡΠΊΠ²Π΅, Π›Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Ρ€Π°Π΄Π΅, МинскС ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ исслСдования, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΡΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΡŒ особСнности познания дошкольниками ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· наблюдСния (Π­.И.Π—Π°Π»ΠΊΠΈΠ½Π΄,.

А.И. Π’Π°ΡΠΈΠ»ΡŒΠ΅Π²Π°, Π›. К. ΠœΠ°Ρ‚Π²Π΅Π΅Π²Π°, П. Π“. Π‘Π°ΠΌΠΎΡ€ΡƒΠΊΠΎΠ²Π°, Π“. Π‘. Ѐилиппюк ΠΈ Π΄Ρ€.). Авторы ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ организация чувствСнного восприятия ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ обСспСчиваСт Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²Ρ‹Ρ… прСдставлСний ΠΎ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ€Π°ΡΡ‚Сниях, ΠΎ ΡΠ΅Π·ΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… явлСниях ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹. Π¦Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ наблюдСния Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Π΅, Π½ΠΎ ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ прСдставлСния, Π½Π°ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ наблюдСний Π·Π° ΠΆΠΈΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌΠΈ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… дошкольного учрСТдСния складываСтся ΠΈΠ· ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²:

  • 1) рассматривания Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… особСнностСй строСния растСний ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…;
  • 2) наблюдСния Π·Π° ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π°ΠΌΠΈ функционирования ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ частСй Ρ‚Π΅Π»Π° (для ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ… — это Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния);
  • 3) знакомства с ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ внСшнСй срСды;
  • 4) выявлСния зависимости состояния ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ сущСства ΠΎΡ‚ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΡ ΠΈΠ»ΠΈ отсутствия Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… условий (Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΠ·Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ людСй).

Π—Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΡΡΡŒ с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°, дошкольники учатся Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ, Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ яркиС Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ особСнности нСбольшого числа растСний (Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΡŒΡ, Ρ†Π²Π΅Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ растСния). Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π’. И. Π’Π΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ [5.89], Π•. И. ΠšΠΎΡ€Π·Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π’. Π“. Π€ΠΎΠΊΠΈΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ организация познания ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² растСний ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΠ΅Ρ‚ ΠΈΡ… ΠΊΡ€ΡƒΠ³ΠΎΠ·ΠΎΡ€, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΌΠ½Π°Ρ‚Π½Ρ‹Π΅ растСния, ΠΎΠ³ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΡΠΎΡ€Π½ΡΠΊΠΈ. Наблюдая Π·Π° Ρ€Π°ΡΡ‚Сниями, особСнно Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ знакомятся с Ρ„ункциями ΠΈΡ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ²: ΠΊΠΎΡ€Π½ΠΈ растСния ΡƒΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π΅Π³ΠΎ Π² Π·Π΅ΠΌΠ»Π΅, Π²ΡΠ°ΡΡ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π²ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΈ ΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ вСщСства, ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠΎ ΡΡ‚Π΅Π±Π»ΡŽ (стволу) ΠΊ Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒΡΠΌ, Ρ†Π²Π΅Ρ‚Π°ΠΌ, ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Π°ΠΌ; Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒΡ ΠΏΠΎΠ³Π»ΠΎΡ‰Π°ΡŽΡ‚ свСт. На ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π΅ Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΏΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π·Ρ€Π΅ΡŽΡ‚ сСмСна — Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ растСния. Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² обСспСчиваСт ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ взаимосвязанной Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ состояния ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ растСния ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² внСшнСй срСды.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ΅ возмоТности для наблюдСний прСдоставляСт сСзонная Тизнь растСний. Π Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ состояниС Π΄Π΅Ρ€Π΅Π²ΡŒΠ΅Π² ΠΈ ΠΊΡƒΡΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΈΠΊΠΎΠ², появлСниС ΠΈ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ травянистой Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² Ρ‚Π΅ΠΏΠ»ΠΎΠ΅ ΠΈ Ρ…ΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ врСмя Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ знания ΠΎ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ растСний ΠΎΡ‚ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ»Π΅ΠΊΡΠ° Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… условий. Π­Ρ‚ΠΎ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ раскрыто Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ И. А. Π₯Π°ΠΉΠ΄ΡƒΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ наблюдСний Π·Π° ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ внСшниС ΠΈΡ… ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (строСниС), способы функционирования (ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅), ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ срСды обитания, проявлСния ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ связи со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…. Наши исслСдования ΠΈ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-мСтодичСская Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° Π² Π΄Π΅Ρ‚ских садах ΠΏΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ дошкольников (Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… возрастных Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ) с ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π΄Π°Π»Π° Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ†ΠΈΠΊΠ»Ρ‹ наблюдСний Π·Π° ΠΎΠ±ΠΈΡ‚атСлями ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΠΊΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹.

Π’ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ: содСрТаниС наблюдСний, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Ρ†ΠΈΠΊΠ», ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ основныС ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ проявлСния ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ; ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ наблюдСний обСспСчиваСт ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‡Ρƒ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ± ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅; Ρ†ΠΈΠΊΠ»Ρ‹ наблюдСний Π·Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ ΠΆΠ΅ обитатСлями ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ сначала ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… связСй ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ обитания, Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ — Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… спСцифичСскиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ приспособлСнности ΠΊ Π½Π΅ΠΉ.

Наряду с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-мСтодичСская сторона провСдСния наблюдСний с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ. ЦСль наблюдСний достигаСтся лишь Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° дошкольники видят особСнности строСния, повСдСния ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, ΠΈΡ… ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ со ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ. Π‘ ΡΡ‚ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅.

  • — ΠšΠΎΠΌΠΏΠ°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π°: ΠΎΠ΄Π½ΠΎ наблюдСниС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π·Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ Π±Π΅Π· Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΠ² Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ наблюдСния, наслаиваясь Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅, укрСпляСт (уточняСт ΠΈ Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½ΡΠ΅Ρ‚) ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ систСму Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΎΠ± ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π΅.
  • — ΠŸΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ источника Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π°Π΄ словСсным: Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΡŽ, рассматривая ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚, Π° Π½Π΅ ΡΠΎ слов воспитатСля. Вопросы ΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ пояснСния ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ дошкольников ΠΈ ΠΏΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΡ… Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅. ΠžΡ‚ΡΡŽΠ΄Π° Π²Ρ‹Ρ‚Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ трСбования ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ.
  • — Π’ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌ случаС ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, сколько спокойно располоТатся Π²ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠ³ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° (Π°ΠΊΠ²Π°Ρ€ΠΈΡƒΠΌ, ΠΊΠ»Π΅Ρ‚ΠΊΠ° с ΠΏΡ‚ΠΈΡ†Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ‚. Π΄.), Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ бСспрСпятствСнно Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ€Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈ Π΅Π³ΠΎ располоТСния Π² Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ 3−5 Π΄ΠΎ 15 Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ. Когда наблюдСния проводятся Π½Π° ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚ΠΊΠ΅, Π² Π½ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ вся Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°.
  • — Π’ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΡ… Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ участиС всС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ. КаТдоС ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ΅ наблюдСниС, Ссли ΠΎΠ½ΠΎ проводится ΠΏΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ, повторяСтся нСсколько Ρ€Π°Π·. Вакая организация позволяСт ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΠΌ всСх Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΈ Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠΈΡ‚ΡŒ Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ объСм ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Π² ΠΎΠ±ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΈ Π½Π° Π·Π°Π½ΡΡ‚ΠΈΠΈ.
  • — Π’ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠ° ΠΎΠΏΠΎΡ€Π° Π½Π° Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ особСнности, Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ²ΡƒΡŽ спСцифику ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…. Π”Π΅Ρ‚ΠΈ смогут ΡƒΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π·Π°ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Ρ…, Ссли ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ созданы условия. Π“ΠΎΠ»ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ΅ ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½ΠΎΠ΅ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΎ Сст — ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΌΠΎΡ‚Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠ½ΠΎ это Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚. Π§Π΅Ρ€Π΅ΠΏΠ°Ρ…Π° Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°, Ссли Π΅Π΅ Ρ‚Π΅Π»ΠΎ Ρ€Π°Π·ΠΎΠ³Ρ€Π΅Ρ‚ΠΎ (Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, солнцСм). Π’ Π΄Π»ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅ Π·ΠΈΠΌΠ½ΠΈΠ΅ Π²Π΅Ρ‡Π΅Ρ€Π° ΠΏΡ€ΠΈ погашСнном свСтС дошкольники ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΏΡΡ‰ΡƒΡŽ ΠΏΡ‚ΠΈΡ†Ρƒ. ΠžΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ… наблюдСний ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ элСмСнтарноС опытничСство, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡƒΡΠΊΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ достиТСниС ΠΏΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π°ΠΌΠΌΠ½ΠΎΠΉ Ρ†Π΅Π»ΠΈ.
  • — Π˜ΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π²ΠΈΠ³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности дошкольников: Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΏΡ€Π°ΠΆΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ. Π’Π°ΠΊ, Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ шСи (Ρƒ ΠΏΡ‚ΠΈΡ†) ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΎΡ‚сутствия (Ρƒ Ρ€Ρ‹Π±) Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€Π°Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρƒ Π²Π»Π΅Π²ΠΎ ΠΈ Π²ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎ. ΠžΠ±Ρ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ ΠΏΠ°Π»ΠΊΡƒ Ρ€ΡƒΠΊΠ°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ этом ΠΏΠΎ-Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΌΡƒ располагая ΠΏΠ°Π»ΡŒΡ†Ρ‹ (всС Π² ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ; Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€Π΅ — Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄, большой ΠΏΠ°Π»Π΅Ρ† — Π½Π°Π·Π°Π΄), дошкольники ΠΏΠΎΠΉΠΌΡƒΡ‚ Ρ†Π΅Π»Π΅ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ строСния Π½ΠΎΠ³ΠΈ ΠΏΡ‚ΠΈΡ†Ρ‹.

Π˜Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ†ΠΈΠΊΠ» наблюдСний ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-мСтодичСская Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° пСдагогичСского процСсса ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ряд достоинств. Π’ Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π΅ осущСствляСтся распрСдСлСниС всСго объСма Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Π½Π° «ΠΏΠΎΡ€Ρ†ΠΈΠΈ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ обСспСчиваСт постСпСнноС ΠΈ Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π½Π°Π΄Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠ΅ ΠΈΡ… ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅. КаТдоС ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ наблюдСниС позволяСт Π΄Π΅ΠΌΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ дСтям Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ стороны ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡ‚ΡŒ слоТившиСся прСдставлСния. Достоинством Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π° являСтся Π΅Π³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΡΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ — распрСдСлСниС наблюдСний, ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΠΎΠ΄Π½ΠΎ Π·Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ, Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ срок. ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ€Π°Π·ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ (Π½ΠΎ Ρ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ содСрТаниСм) ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΆΠ΅ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρƒ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии 1−3 мСсяцСв Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ устойчивый ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ интСрСс ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ. Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρƒ Π½ΠΈΡ… Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΡ…, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ΠΈ производят ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ (Ρ‡Ρ‚ΠΎ особСнно Ρ†Π΅Π½Π½ΠΎ), Π±Π΅Π· побуТдСния ΠΈ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²Π° воспитатСля.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ