Экспериментальное исследование роли экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного отношения к природе
Оборудование. Два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображены голубое небо, ветви деревьев и земля. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца. Фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы. Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления… Читать ещё >
Экспериментальное исследование роли экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного отношения к природе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выявление уровня сформированности у дошкольников гуманного отношения к природе
Эксперимент проводился на базе ДОУ № 26 города Междуреченска Кемеровской области.
В эксперименте принимали участие дети средней группы, посещающие дс с младшей группы и в среднем имеющие одинаковый уровень развития.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью эксперимента было выявление показателей гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.
Для эксперимента были подобраны следующие задания:
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества.
Задание 1
Цель. Определить уровень гуманного отношения к природе.
Оборудование. Два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображены голубое небо, ветви деревьев и земля. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца. Фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.
Инструкция к проведению.
В игровой форме ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и поселить их по домикам (с учётом места проживания).
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.
После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
Как называется животное (птица)?
Какие его характерные особенности ?
Чем питается животное (птица)?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особого труда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
Средний уровень (2 балла)
Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
Уровень ниже среднего (1 балл).
Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает свое отношение к животным (птицам).
Задание 2
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский (огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон. Инструкция к проведению.
Педагог называет ребёнку четыре комнатных растения. Просит ребенка показать эти растения.
Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:
A) сначала деревья (берёза, липа, тополь);
Б) деревья у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);
B) ягоды и грибы (земляника, опята);
Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан). Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла) Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение к комнатным растениям.
Задание 3
Педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему?
Затем педагог предлагает выбрать карточку, на которой изображено это время года.
Педагог предлагает ребенку прослушать ситуации и ответить на вопрос «Когда это бывает?» :
Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
На деревьях распускаются листочки. Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно называет характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку с изображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (2 балла)
Ребенок в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает значительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.
Уровень ниже среднего (1 балл)
Ребенок не знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4
Цель. Определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»).
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
Как ты можешь помочь птицам зимой?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла).
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе.
Средний уровень (2балла).
Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего (1 балл).
Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.
Задание 5.
Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объектам природы.
Инструкция к проведению.
Животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень (3 балла)
Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.
Средний уровень (2 балла).
Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.
Низкий уровень (1 балл).
Ребенок не справился с поставленной задачей.
По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (15−13 баллов), средний (12−8 баллов), низкий (7−5 баллов).