Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

I.2 Психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первую очередь к моменту поступления ребёнка в школу у него должны быть сформированы начатки познавательной деятельности. Выражается она в мотивации, стремлении к обучению. В дошкольный период у ребёнка мотивация пойти в школу имеет следующий характер: «…желание занять новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых…». И это стремление вполне… Читать ещё >

I.2 Психолого-педагогические характеристики детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К моменту поступления ребёнка в школу в большинстве случаев у него уже сформированы определённые навыки и отчётливо проявляются способности к обучению. Связано это, прежде всего, с физиологическими изменениями, оказывающими влияние на психологическое развитие ребёнка. Но, не смотря на внешнюю готовность будущего школьника, поступление в школу является переходным моментом в жизни ребёнка. Большую часть времени он проводит в игре. Так, как в дошкольном возрасте восприятие мира формируется через игру. С моментом поступления в школу основной его деятельностью становиться учёба, требующая кардинального изменения в поведении.

Для того чтобы ребёнок начал благополучно свой новый этап в жизни, он должен быть физически и психологически сформированным, поскольку классно — урочная система обучения предполагает продолжительное пребывание в помещении, регламентированный режим и правила поведения. Всё это требует от ученика таких способностей, как усидчивость, психологическая уравновешенность, внимательность. Проявляется это в ребёнке к 6 — 7 годам и в дальнейшем продолжает формироваться. К этому возрасту анатомо-физиологическое развитие достигает того уровня, когда возможно обучение. Активно начинает развиваться костная система. Ребёнок становится более склонным к подвижным играм, соревнованиям. Учителю необходимо учитывать эти особенности и включать в учебную деятельность физкультминутки, подвижные игры. Создание физически благоприятных условий для формирования ученика, способствует сохранению его здоровья, но и развитию интереса к обучению. Поскольку частые перегрузки, напряжение, отсутствие двигательных упражнений приводит к нежеланию посещать школу. Следовательно, теряется мотивация к обучению. Для профилактики последствий негативного отношения к учёбе «…требуется постоянное внимание к размерам мебели, к тому, как ребёнок сидит, не перегружен ли письменными заданиями, имеет ли возможность своевременно свободно подвигаться» [48, с.17]. Необходимо следить за занятием детей на перемене, организовывать игровую деятельность, налаживать личностное общение детей.

С физиологическим развитием происходят изменения в психологии ребёнка. Поэтому по физиологическому и психологическому созреванию определяют готовность ребёнка к школе.

В первую очередь к моменту поступления ребёнка в школу у него должны быть сформированы начатки познавательной деятельности. Выражается она в мотивации, стремлении к обучению. В дошкольный период у ребёнка мотивация пойти в школу имеет следующий характер: «…желание занять новую позицию. Ребенок уже знает, что позиция школьника имеет высокую оценку в глазах взрослых…» [48, с.18]. И это стремление вполне оправдано, так как ребёнок видит, что родители имеют свой статус, и ему хочется заниматься общественно значимым делом. Но будущий школьник может иметь и другую позицию. Его привлекает внешняя атрибутика: новый вид одежды, ранец, учебники, новые друзья [48, с.18]. Это не долгосрочный вид мотивации, когда ученик узнает всё, ему может стать не интересно. Для того чтобы этого не произошло, в основе мотивации детей должна быть социальная значимости. Здесь важна мотивационная направленность личности. «Формирование лишь познавательной мотивации по отношению к учебному предмету без учета мотивационной направленности личности может привести к своеобразному снобизму. Человек будет стремиться удовлетворять лишь свою потребность в знаниях, не думая о своих обязанностях перед обществом» [48, с.29]. Итак, мы видим, что мотивация играет важную роль на начальном этапе обучения. Далее мы рассмотрим такие характеристики личности, как мышление, внимание, память, воображение.

Центром в развитии младшего школьника является мышление. От этого процесса зависит путь становления других познавательных процессов. Эльконин Б. Д. в своих трудах писал, что «???благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим…» [63, с.255]. Этот переход есть основа умственного развития.

Мышление переживает несколько стадий. Первая стадия наглядно — действенное мышление. На этой ступени дети при выполнении действий опираются на предметы. «Ж. Пиаже описывает мышление ребёнка до 7 лет, как характеризующееся „центрацией“, или восприятием мира вещей и их свойств с единственно возможной для ребёнка, реально занимаемой им позиции» [62, с.346]. При дальнейшем обучении у ребёнка развивается наглядно образное мышление. В этом случае для выполнения действий не нужны предметы (модели), их заменяют глаза.

Следующая психическая функция — внимание. В психологии внимание подразделяют на непроизвольное и произвольное. Непроизвольным вниманием шестилетний ребёнок научился владеть. И определяется оно интересом ребёнка к различным предметам и явлениям окружающей действительности. Но в школе, для успешного обучения, необходимо произвольное внимание. Под ним подразумевается концентрация на том, что не вызывает особого интереса. Следовательно, от учителя необходимо развитие этого навыка у младших школьников. В этом случае формирование произвольного внимания может основываться на мышлении, поскольку «…наиболее частой причиной неустойчивости внимания детей является их недостаточная умственная активность. Если ученик пассивно слушает товарищей или длинные объяснения учителя, устойчивость его внимания быстро падает, и он легко отвлекается…» [30, с.195]. Поэтому учитель должен активизировать умственную деятельность детей на уроке, их мыслительный потенциал: «???умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания» [30, с.196].

Память в дошкольном возрасте непроизвольная. Ребёнок лучше запоминает яркие и интересные моменты, но для учебной деятельности ему необходима произвольная память. Достигается этот уровень не сразу, а формируется в ходе учебной деятельности: «учебная деятельность постепенно приводит ребёнка к произвольным видам памяти, вниманию. Но, как показывает опыт, без специального обучения учащиеся редко овладевают правильными приёмами запоминания и воспроизведения, далеко не всегда научаются быть внимательными» [48, с.19]. Память, как и внимание, зависит от уровня развития мышления. Ребёнок хорошо может запоминать механически, не вдаваясь в суть материала. Это может привести к отсутствию интереса и развития интеллектуальных способностей, по этой причине необходимо активизировать смысловую память: «…совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приёмов, т. е рациональных способов запоминания» [24, с.124]. Осмысленное изучение ребёнком материала будет вызывать интерес и, следовательно, стремление к познанию.

Воображение развивается ещё в дошкольном возрасте, во многом этому способствуют игры, сказки. И в школе происходит развитие воображения: «???воображение имеет большое значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности» [48, с.20]. Но, так как важной составляющей познавательной активности является творчество, то и воображение должно быть достаточно развитым.

В итоге мы видим, что такие процессы, как мышление, внимание, память, воображение составляют основы формирования ребёнка и являются критерием готовности будущего школьника к обучению, а так же характеризуют его познавательный потенциал.

Как ранее отмечалось, поступление ребёнка в школу является важным и сложным моментом в развитии личности. Происходят значительные изменения в жизненном строе ребёнка. С вступлением в этот период у школьника меняется поведение. Существенной чертой этого кризиса является «???дифференциация внутренней и внешней стороны личности ребёнка» [24, с.989].

С ребёнком происходит следующее: он «начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребёнок строит из себя шута» [24, с.989]. В первую очередь, такие действия является реакцией на смену образа жизни и предъявляемых требований к ученику. Но в процессе правильно построенного обучения, поведение нормализуется, появляются следующие новообразования: «произвольности как характеристики всех их психических процессов», рефлексии [48, с.22]. В дальнейшем формируется внутренний план действий. И это означает, что произошло повышение интеллектуального уровня развития ребёнка.

Поступление в школу связано не только с психологическими изменениями, но и в области духовно-нравственного развития.

В младшем школьном возрасте воспитание и духовно-нравственное развитие школьника приобретает новую форму. Не случайно протоиерей Василий Зеньковский второй период детства назвал «героическим периодом» [20, с.66]. В этот период «дитя живёт уже не по одним директивам, исходящим изнутри, но его зреющее моральное сознание выдвигает перед ним „идеалы“ не в смысле идеалов-идей, а в смысле идеалов-образов» [20, с.66]. Так же в этот период ребёнок постепенно осознаёт себя и обращается к миру: «Второе детство характеризуется своей установкой — своим устремлением к внешнему миру, своим приспособлением к нему» [20, с.69]. Исходя из этого, учитель должен выстраивать познавательную деятельность и нравственное развитие детей. Что касается познавательной способности ребёнка, то она базируется не только на обучении наукам, но и на духовно — нравственных поисках личности ребёнка. Выражается духовное состояние школьника в творчестве.

Связь познавательной деятельности и духовно-нравственных поисков ребёнка важна при обучении основам православной культуры, поскольку интерес к духовной составляющей предмета может привести к осознанному изучению теоретической оставляющей. Но при этом необходимо учитывать, что школьное просвещение и религиозное, духовно-нравственное воспитание разнятся между собой. Нравственное воспитание не зависит от определённой суммы знаний. Оно формируется совместно с обучением. Здесь важен сам поиск ученика, его стремление к лучшему. Но мы можем с уверенностью сказать, что «…человек как духовное существо, всегда ищет лучшего, ибо некий таинственный голос зовёт его к совершенству» [22, с.398]. Поэтому главная задача педагога при изучении данного предмета ни сколько заставить выучить теорию, а развить интерес к познанию духовной составляющей изучаемой области.

В итоге мы можем сделать вывод, что для успешной организации учителем учебных занятий, познавательной деятельности младших школьников, необходимо учитывать психолого-физиологические особенности детей, духовно-нравственный потенциал ребёнка, поскольку именно в эти годы закладывается основа для последующего развития личности, формируются идеалы, собственная позиция и интерес к дальнейшему обучению. Насколько это будет правильное формирование, зависит от характера деятельности педагога и учебных заведений, которые посещает ребёнок.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой