Михаил Васильевич Ломоносов
Ломоносов был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию. Создатель нормативного русского языка на основе московского и южнорусского говоров, он первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны «Регламенты» для учителей и учеников гимназий, где… Читать ещё >
Михаил Васильевич Ломоносов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особую роль в реформах образования в XVIII в. сыграл великий русской ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711−1765). Размышляя о «приращении общей пользы» для России, Ломоносов в качестве одного из главных своих замыслов называет «об исправлении нравов и большем народа просвещении». Он «от искреннего сердца» желал просвещения России, «чтобы по мере обширного сего государства высокие науки в нем распространялись и чтобы в сынах российских к оным охота и ревность равномерно умножились». Ломоносов верил, что просвещение приведет к появлению отечественных ученых, ничем нс уступающих зарубежным: «…может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать» .
Ломоносов был инициатором демократизации состава учащихся гимназии при Академии наук. Ученый ввел в число обязательных предметов гимназического образования химию и астрономию. Создатель нормативного русского языка на основе московского и южнорусского говоров, он первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Им разработаны " Регламенты" для учителей и учеников гимназий, где рекомендуется сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение. Ломоносовым выдвинут принцип научности в обучении.
Вместе с И. И. Шуваловым Ломоносов был инициатором учреждения Московского университета. Став «интеллектуальным отцом» университета, он определил его развитие в прямом соответствии с достижениями европейской научной и философской мысли.
Православная педагогика
Во второй половине XVIII в. прежде почти безраздельная владычица в педагогическом движении России церковная православная педагогика как бы ушла в тень. Ее место как главной идейной основы воспитания и обучения заняла государственная светская педагогика. Но это не значило, что развитие православной педагогической мысли приостановилось. На ее идеи так или иначе ориентировались все сколько-нибудь крупные мыслители России. Разработка вопросов воспитания и обучения продолжалась и самими религиозными деятелями. Свидетельство этого, например, — просветительство Тихона Задонского (1724−1783). Святитель Тихон осознавал важность правильного воспитания, полагая, что детский возраст является критическим в духовном становлении: «незлобливый, наиболее приятен к восприятию добра и зла». Предназначение воспитания ставилось в зависимость от основной жизненной цели — спасения души. Воспитание должно было вести к этой стоящей за пределами земного существования цели и основываться на стремлении к нравственному совершенству. Высшей формой интеллектуальной жизни утверждалось богопознание. Изучение «видимого мира» рассматривалось средством нравственного религиозного воспитания. При размышлении над вопросом, как учить, Тихон полагал, что следует от познания окружающего мира переходить к познанию Бога: «От всякого случая и всякого видимого создания к невидимым можно суждение обращать… и духовно пользоваться». О способе такого познания подробно говорится в работе святителя Тихона " Сокровище духовное, от мира собираемое". В ней оговорены несколько условий эффективного воспитания и обучения: истинность знания («чистый, незамутненный источник, из которого черпается религиозное знание»); организованность педагогического процесса («надежное и непогрешимое средство, благодаря которому оно (знание) получается»); учет окружающей природной и общественной среды («правильная и неложная среда и сфера деятельности, среди которой человек живет и строит свое спасение»).