Дополнительное образование детей через ДЮСШ
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания… Читать ещё >
Дополнительное образование детей через ДЮСШ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании».
В проекте «Наша новая школа» немаловажное внимание уделяется развитию дополнительного образования школьников. Учреждения дополнительного образования детей создают для каждого ребенка равные «стартовые» возможности, при этом они чутко реагируют на потребности и запросы детей и их родителей. Для того чтобы школа не только давала знания, умения, навыки, но также учила ребенка социально адаптироваться.
Социализация: сущность понятия, факторы и механизмы социализации
Социализация [от лат. socialis — общественный] — а) процесс усвоения и овладения тем социальным опытом, который передается индивиду в ходе его взаимодействия и общения с социальным окружением; б) результат освоения индивидом того социального опыта, который передается ему в ходе совместной деятельности и общения с социальным окружением и реализуется субъектом социализации. Здесь необходимо специально обговорить, что процесс социализации протекает как в логике стихийного воздействия на индивида, так и в обстоятельствах осознанного планомерного целенаправленного воздействия на личность с целью достичь желаемого влияния. При этом второй вариант традиционно рассматривается как процесс социализации, происходящий в логике жестко целенаправленного и достаточно управляемого воспитательного воздействия. Более того, в педагогически детерминированных моделях социализации и, прежде всего, в рамках советской психологии социализация рассматривалась практически однозначно в качестве процесса личностного развития в рамках официальных и, в первую очередь, институализированных образовательных учреждений. В то же время само понятие «социализация» было введено в психологический лексикон в середине XX века в связи с работами А. Бандуры и Дж. Кольмана. Та психологическая реальность, которая описывается с помощью этого термина в рамках различных подходов, имеет своеобычное звучание — это и результат социального научения, и результат взаимодействия и общения, и результат самоактуализации и самореализации.
Современное представление о социализации как о явлении определяют, преимущественно, как двухсторонний процесс. Первая его сторона определяется тем, что индивид насыщается социальным опытом, а вторая заключается в том, что в процессе социализации он создает систему социальных связей путем активного вхождения в среду, влияя при этом на жизненные ситуации, обстоятельства и окружение людей (А.В. Мудрик, 1991, Э. Майнберг, 1995 и др.).
Факторы социализации личности подразделяются на три основные группы. Макрофакторы как первая группа условий социализации, — это космос, планета, мир в целом, страна, общество. К мезофокторам (как второй группе) можно отнести этнос и тип поселения (город, село), в котором живет человек. Третья группа условий социализации — микрофакторы, это семья, общество сверстников, образовательное учреждение, система образования и др. (А.В. Мудрик, 1991). ДЮСШ как образовательное учреждение и в целом социально-педагогическую систему в ней следует отнести к микрофакторам условий социализации ребёнка. Физическая культура, как вид общей культуры нации, обладает большими возможностями создания условий социализации индивида.
И не случайно в последнее десятилетие проводятся активные исследования по проблеме социализации личности средствами и методами физической культуры. Значение физической культуры в социализации обучаемого заключается в том, что она оказывает, точнее, обладаем огромными возможностями для оказания глубокого и всестороннего воздействия на сущностные качества человека, развивая его физически и духовно.
Деятельность Детско-юношеских спортивных школ приобретает на современном этапе развития отечественного образования свое особое значение. Являясь дополнительным, именно спортивное образование тем не менее становится часто в жизни человека основным.
Необходимо отметить, что спортивная школа является учреждением дополнительного образования детей и относится к типу образовательного учреждения, основное предназначение которого — развитие положительной мотивации личности учащихся к процессу познания и творчества, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах учащихся, общества, государства. Поэтому отсюда логически вытекают задачи учреждения дополнительного образования: обеспечение необходимых условий для: укрепления здоровья, развития творческой личности, самоопределения и выбора профессии вида трудовой деятельности детей в возрасте от 6 до 18 лет (в спортивных школах) и старше — до 25 лет; социальная адаптация; формирование культуры; организация полноценного содержательного досуга.
В философской, социологической и педагогической литературе принято различать три подсистемы личности: информационную, мотивационную, и операциональную и связанное с этим двоякое употребление термина «воспитание», а также терминов «образование» и «обучение. Учитывая это необходимо рассматривать физическое воспитание как педагогический процесс, направленный на достижение физического совершенства, подготавливающий личность к использованию духовных, социальных и материальных ценностей физической культуры, которая позволяет достичь высокой работоспособности и конкурентоспособности в современных жестких условиях общества.