Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организация исследовательской деятельности детей в природе в условиях оздоровительного лагеря

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модернизация образования продиктована необходимостью решения глобальных задач современности, где проблема «пределов допустимого» во взаимодействии в системе человек природа рассматривается в качестве первостепенной. При анализе накопленной социально-экологической информации перед человеком возникает вопрос о том, почему приоритеты развития общества при любом социальном строе и уровне… Читать ещё >

Организация исследовательской деятельности детей в природе в условиях оздоровительного лагеря (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Модернизация образования продиктована необходимостью решения глобальных задач современности, где проблема «пределов допустимого» во взаимодействии в системе человек природа рассматривается в качестве первостепенной. При анализе накопленной социально-экологической информации перед человеком возникает вопрос о том, почему приоритеты развития общества при любом социальном строе и уровне интеллектуального развития остаются «антиприродными», направленными фактически на уничтожение собственной среды обитания. Такая ситуация может измениться в сторону гармонизации системы «человек — природа — общество» в том случае, если система образования на этапах онтогенеза при активном включении в этот процесс традиционных социальных институтов, обеспечивающих формирования личности, будет ориентирована на воспитание нового качества человека, сознание которого будет ориентировано на идеи коэволюции человека и природы. Формирование у детей на разных возрастных этапах интегрированного знания о природе, о ее закономерностях потребует новых методов организации, позволив обеспечить максимальное приближение детей к миру природы, их причастность к познавательной и природоохранительной деятельности. Так, выбор организации в осуществлении экологического образования определяется его междисциплираностью, проблемностью, непрерывностью, личной причастностью ребенка к природоохранительной деятельности.

Таким образом, экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности.

Необходимыми компонентами экологического образования и воспитания школьников являются:

  • — система экологических и естественнонаучных знаний с учетом их взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • — система естественнонаучных методов познания, базирующихся на общенаучных методах и приемах познания, необходимых и достаточных для осмысления решения экологических проблем;
  • — экологическое самосознание, способствующее творческой самореализации в решении экологических проблем;
  • — способность к видению новых экологических проблем, в том числе региональных;
  • — особенности экологического мышления: системность, проблемность, глобальность;
  • — система нравственных и духовных ценностей, способствующих оптимизации социально-природного взаимодействия;
  • — ценностные ориентации на творческую самореализацию в решении экологических проблем [1, 2].

Вместе с тем, очевидно, что формирование экологической культуры личности ребенка на этапах его становления эффективнее осуществлять не в классных аудиториях, а в непосредственном взаимодействии с окружающей природой. В этом случае когнитивные аспекты экологической деятельности ребенка сочетаются с эмоциональными переживаниями, влияющими на формирование мотивации не только к исследовательской деятельности, но и к природоохранительной.

Этот метод дает возможность:

  • — обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска;
  • — сформировать мотивацию, потребность такого рода деятельности;
  • — дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
  • — помочь развитию творческого мышления.

Организация исследовательской деятельности рассматривается как важный фактор развития творческого потенциала личности, что позволяет достичь поставленной цели — сформировать у учащихся исследовательское мышление и решить следующие задачи:

  • — формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • — создание условий для социального и профессионального самоопределения школьников;
  • — совершенствование исследовательских умений школьников;
  • — развитие творческих способностей и личных качеств учащихся;

Педагогическая ценность исследовательской деятельности заключается в том, что она способствует выработке у детей умений:

  • — видеть проблему;
  • — самостоятельно ставить задачи;
  • — планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу;
  • — использовать различные источники информации;
  • — самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  • — анализировать, сопоставлять факты;
  • — грамотно оформлять исследовательскую работу;
  • — овладевать навыками конструктивного общения, что включает: умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли в процессе полемики, аргументированно говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления, с достоинством выходить из острых ситуаций [3].

Организация исследовательской деятельности детей в условиях оздоровительного лагеря обеспечивает развитие таких способностей, как наблюдательность, воображение, продуктивное поисковое мышление, инициативность, самостоятельность, ответственность, вера в собственные силы, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе, другим и т. д.

Включенность детей в исследовательскую деятельность возбуждает интерес к решению экологических проблем и, в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности дети учатся находить возможности, позволяющие реализовать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.

Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования, обеспечению преемственности образовательных уровней.

Из всего многообразия видов исследовательской деятельности детей по изучению окружающей природы можно обозначить следующие направления:

  • — теоретико-исследовательскую работу, которая направлена на изучение научной литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций по вопросам экологии. Сюда также входит эколого-краеведческая деятельность, способствующая выявлению особенностей отношений природы, истории и культуры родного края;
  • — прикладные, опытно-проблемные исследования проводятся в виде индивидуальных экспериментальных заданий и самостоятельных исследований по прикладной региональной, проблемной тематике, например, по изучению и описанию природных ресурсов родного края, видового состава растительности, животного мира; изучению редких видов растений и животных; динамики процессов в ландшафте; оценке роли отдельных компонентов в природе;
  • — комплексное исследование предусматривает организацию коллективной экспериментальной работы, проводимой по определенным пространственным, параметрическим и временным показателям с целью оценки, изучения состояния и слежения за изменениями окружающей среды своей местности, одновременно выполняя образовательную и воспитательную функцию.

В условиях летнего оздоровительного лагеря все три направления могут найти свое воплощение в разных возрастных группах, хотя в зависимости от тематики исследовательских проблем возможна реализация всех трех направлений организации исследовательской работы детей.

Исследовательская деятельность осуществляется с учетом последовательно-выделенных этапов: диагностического, подготовительного, продуктивного, презентативного.

  • 1 этап — диагностика: выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности в области экологии;
  • 2 этап — подготовительный: на этом этапе происходит формирование групп детей по интересам, выбор и формирование заинтересовавшейся темы, составление алгоритма деятельности. Главное на этом этапе — заинтересовать детей выбранной и сформулированной темой. Темы исследовательских работ подбираются для детей, исходя из реалий жизни. Все, что изучается, должно стать для ребенка личностно-значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако следует помнить, что предлагаемые темы и рекомендуемые ребенку методы исследования не должны выходить за зону его ближайшего развития, не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью. Воспитателю или любому организатору такой исследовательской работы в летнем оздоровительном лагере необходимо возбудить познавательный интерес к предложенным темам исследования, показать их важность, как для решения проблем, например, своего города, так и для развития личности самих детей, совершенствования их умственных способностей и практических навыков.
  • 3 этап — продуктивная работа. Данный этап предусматривает работу с научной литературой, сбор предварительных данных об объекте изучения, подбор методики и необходимого оборудования, проведение системных наблюдений, сбор информации, математическую обработку результатов, построение карт, диаграмм, графиков, составление отчета об исследовательской работе, оформление работы (в зависимости от возраста).

Поскольку темы работ достаточно разнообразны, то возникает необходимость консультироваться со специалистами различных областей науки, либо со справочной литературой, Интернетом. Организация таких встреч — обязанность руководителя. Эти встречи становятся для детей незабываемыми и дают дополнительный импульс в работе. Кроме того, уточняются цели и задачи, рекомендуются различные методики, оказывается помощь в знакомстве с научной литературой.

4 этап — презентативный. По мере завершения исследовательской работы проводится независимая экспертиза. В процессе экспертизы выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов [4].

Важно отметить, что сотрудничество юного исследователя и организатора исследовательской работы в летнем оздоровительном лагере — это совместная деятельность двух субъектов над научным объектом, в результате которой получают самоценное новое научное знание, или возникает новое качество уже известного научного знания.

лагерь исследовательский экологический образование.

Зверев, И. Д. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и практики / И. Д. Зверев // Педагогика. — 1981. — № 4. — С. 147−149.

Захлебный, А. Н. Концепция дифференциации экологического образования в общеобразовательной школе / А. Н. Захлебный // Экологическое образование: проблемы и решения: пособие для учителя биологии. — М., 1992. — С. 3−14.

Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/ Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. В. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. — 2001. — № 1. — С.24−34.

Савенков, А. И Исследовательское обучение, и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников.- 2001. — № 1. С. 22−31.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой