Понятие «процесс обучения». Компоненты процесса обучения.
Характеристика принципов обучения детей дошкольного возраста
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий — научение. Научение — это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка. Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие… Читать ещё >
Понятие «процесс обучения». Компоненты процесса обучения. Характеристика принципов обучения детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обучение представляет собой специально организованную взаимосвязанную деятельность тех, кто обучает (преподавание), и тех, кого обучают (учение). Помимо этих двух компонентов процесса обучения есть третий — научение. Научение — это тот результат процесса обучения, который выражается в позитивных изменениях в развитии ребенка.
Основным компонентом обучения является учение — деятельность того, кого обучают, ради которого организован процесс обучения. В зависимости от того, как протекает учение, наблюдаются те или иные сдвиги в развитии обучаемого.
Учение часто рассматривают как синоним учебной деятельности: поскольку ребенок учится, значит, он занимается учебной деятельностью. Такое отождествление учебной деятельности и учения неправомерно.
Существуют, как отмечал С. Л. Рубинштейн, два вида учения, в результате которых человек овладевает новыми знаниями и умениями.
- 1. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель.
- 2. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели.
Учение в последнем случае — не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент и результат деятельности, в которую он включен".
Для детей дошкольного возраста второй вид учения очень характерен: они приобретают знания в игре, труде и других видах деятельности.
Обучение в детском саду — составной частью педагогического процесса, направленного на всестороннее развитие и воспитание ребенка—дошкольника.
Под обучением в ДОУ понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений, результатом которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе.
В основе обучения, следовательно, лежат навыки, умения и знания.
Навыки — способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведенная до совершенства путем постоянных повторений.
Умения — способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретенные навыки.
Знания — отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий.
В процессе дошкольного обучения дети овладевают важнейшими компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, планировать свою деятельность.