Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате изучения природы данного феномена есть основания рассматривать личностную информационную картину мира старшеклассника как системное, интегральное новообразование его личности, в состав которой входят следующие компоненты: а) информационно-познавательный (информация об инфоноосфереинтегрированное знание о ее «составных мирах» -природа, человек, общество и др.- обобщенные методы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
    • 1. 1. Личностная информационная картина мира старшеклассников: предпосылки исследования и сущностные характеристики
    • 1. 2. Компьютерные технологии образования как фактор формирования личностной информационной картины мира старшеклассников
  • Глава 2. Процесс формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
    • 2. 1. Обоснование теоретической модели процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
    • 2. 2. Система работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования

Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Становление социально-экономических отношений рыночного типа в российском обществе на рубеже XX и XXI вв., постепенный и устойчивый переход в информационную фазу развития, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия и возрастание возможностей реального доступа к информации из любой страны мира с помощью глобальных телекоммуникационных систем — все это востребует от выпускников общеобразовательных учреждений не только прочные знания основ наук, но и личностные качества, значимые для жизнедеятельности в условиях открытости, социального выбора и насыщенной информационной среды.

Реакцией на эти вызовы времени стала модернизация российского образования, ключевой идеей которой является превращение школы — в широком смысле этого слова — в важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования гуманитарного мировоззрения и новых жизненных установок личности. Ведь развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

По мнению исследователей (Г.А. Бордовский, Б. С. Гершунский, Е.В. Даниль-чук, В. А. Извозчиков, С. Д. Каракозов, В. В. Лаптев, Ю. Л. Пигичка, М. Н. Потемкин, Н. В. Ходякова и др.) в эпоху перехода человеческой цивилизации в информационную фазу развития современный выпускник как субъект информационного общества должен не только воспринимать, использовать и вырабатывать информацию, грамотно эксплуатируя технико-информационные системы и средства, но и обладать определенным уровнем «культуры поведения в инфосфере» (С.Д. Каракозов), целостной готовностью к освоению нового образа жизни на информационной основе, включающей построение собственной информационной картины мира и определение своего отношения к объектам и явлениям быстро меняющейся инфосреды (Е.В. Данильчук).

От взрослеющего человека востребуется личностная информационная картина мира как основа его мировоззрения, которая связана с выработкой у старшеклассников «целостной гуманитарной ориентировки» (В.И. Данильчук, В.М. Симонов) в информационной сфере Человечества — инфоноосфере, соединяющей разумную деятельность человека с природной и искусственно организованной информационной средой (Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин и др.).

В массовом педагогическом опыте целями и содержанием деятельности общеобразовательных учреждений не проектируется формирование личностной информационной картины мира старшеклассников. Мировоззренческая функция учебного процесса в лучшем случае ограничивается становлением частных картин мира — физической, химической, биологической и др. Интеграция их в сознании старшеклассников практически не происходит.

Педагоги, абсолютизируя компьютерные технологии образования, затрудняются в обоснованном их выборе и эффективном применении, исходят из утилитарных, узко дидактических соображений в рамках традиционной знаниево-просветительской модели обучения и не нацелены на формирование личностной информационной картины мира старшеклассников при организации учебного процесса по общеобразовательным предметам, полагая, что это специфическая задача курса информатики.

Для успешного решения новых образовательных проблем, в том числе проблемы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников как «становящихся» субъектов инфоноосферы, необходима разработка адекватных теоретических основ и научное осмысление реалий современного образования, которые порождаются, с одной стороны, его модернизацией, а с другой — влиянием глобальных тенденций развития науки и человечества: гуманитаризацией отношения человека и мира (В.И. Вернадский, Н. Н. Моисеев и др.) — становлением инфоноосферы (Р.Ф. Абдеев, В. Н. Михайловский, А. П. Суханов и др.) — переходом человеческой цивилизации в информационную фазу развития (Р.Ф. Абдеев, Д. Бенк, Б Масуда, О. Тоффлер и др.) — формированием в науке постнеклассической информационной картины мира (Б.Б. Кадомцев, К. К. Колин, B.C. Степин, К. В. Судаков и др.) — бурным развитием индустрии информатики, новых информационных технологий, в том числе компьютерных технологий образования (Ю.С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, А. В. Петров и др.).

В современной науке сложился новый фундаментальный метод научного познания, получивший название информационного подхода (К.К. Колин. К. В. Судаков и др.), согласно которому развитие материи имеет в своей глубине энергоинформационную основу (П.П. Гаряев, Б. Б. Кадомцев, К. В. Судаков и др.). Без овладения научными представлениями об энергоинформационной основе развития материи, о самоуправляемых системах в живой и неживой природе, об информации и информационных процессах в мире невозможно становление у учащихся научного мировоззрения, соответствующего современному этапу развития науки и человеческого общества (А.С. Бешенков, B.C. Лед-нёв).

В педагогической науке для решения проблемы формирования личностной информационной картины мира обучающихся сложились определенные теоретические предпосылки:

• первую группу составляют исследования по гуманитаризации образования, отражающие интеграцию естественных и гуманитарных наук и рассматривающие в качестве образовательного приоритета формирование личностной информационной картины мира как целостного гуманитарного образа бытия, в котором сочетаются объективно-научное и субъективно-личностное, образы объектов действительности и образы отношений к ним (Е.В. Гривко, В.И. Да-нильчук, А. А. Касьян, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.);

• вторая группа работ посвящена изучению новых педагогических феноменов — информационной культуры как составной части общей культуры человека и его целостной готовности к освоению нового образа жизни на информационной основе (Е.В. Данильчук, С. Д. Каракозов, Ю. Л. Пигичка, В. В. Сериков, Н. В. Ходякова и др.) — информационной картины мира как мировоззренческой основы ориентировки и эколого-нравственного поведения обучающихся в ин-фоноосфере (Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков, В. В. Лаптев, М. Н. Потемкин и др-);

• третья группа исследований раскрывает особенности старшего подросткового и юношеского возраста, состоящие в том, что в психологическом облике старшеклассников чаще всего сочетаются черты мыслительного типа (активность анализирующей мысли, склонность к рассуждению) и черты художественного типа (особая эмоциональность, впечатлительность), что обусловливает их предрасположенность не только к рационально-логическому, но и эмоционально-образному познанию мира в их взаимосвязи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, А. В. Мудрик и др.);

• четвертая группа исследований посвящена современным подходам к изучению и построению педагогического процесса: целостный подход, рассматривающий педагогический процесс как восхождение к целостности интегратив-ных новообразований личности (B.C. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев и др.) — личностный подход, раскрывающий гуманизацию и гуманитаризацию современной педагогической науки и практики как обращенность к личностным и субъектным проявлениям человека в его диалогичности с миром (В.И. Данильчук, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.);

• пятая группа исследований раскрывает принципы построения содержания образования как опыта выполнения обучающимися предметных и собственно-личностных надпредметных действий (А.В. Зеленцова, В. В. Краевский, Е. А. Крюкова, В., В Сериков и др.), а также проектирования педагогических средств личностно-развивающего компьютерного образования (Е.В. Данильчук, А. М. Коротков, Е. А. Локтюшина, А. В. Петров, Т. К Смыковская и др.).

Одновременно с теоретическими сложились и практические предпосылки решения проблемы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования: выполняется федеральная программа информатизации образования, создана федет рация Интернет-образования, организующая работу соответствующих центров в регионах Россииреализуются региональные и муниципальные программы компьютеризации общеобразовательных учреждений и профессиональной переподготовки работников образованиянарастают инновационные процессы в сфере информатизации и компьютеризации образования.

Таким образом обнаруживаются противоречия между:

• высоким потенциалом фундаментальной базы общего образования, реализуемой на основе компьютерных технологий, и недостаточной направленностью его на формирование качеств личности обучающихся, значимых для их жизнедеятельности в информационном обществе;

• актуальной потребностью в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников как «становящихся» субъектов инфоноосферы и реальными целями образовательных систем в массовом опыте, предусматривающими лишь учебные достижения обучающихся;

• ресурсами системы общего образования в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников как гуманитарной модели инфоноосферы и направленностью функционирующих образовательных систем на построение локально-предметных картин мира в сознании обучающихся;

• ориентированностью образовательного процесса в массовом опыте на экстенсивные методы познания и необходимостью отражения новых идей, нацеленных на моделирование ситуаций целостного постижения бытия, использования проектных методов и компьютерных телекоммуникаций для подготовки старшеклассников к жизни в условиях насыщенной информационной среды.

С учетом выделенных противоречий была определена проблема исследования, которая состоит в необходимости научного осмысления феномена личностной информационной картины мира старшеклассников и обоснования системы средств ее формирования в условиях компьютерного образования.

Выделенная проблема и базовые противоречия определили тему исследования: «Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования».

Объект исследования: общеобразовательная подготовка старшеклассников в условиях компьютеризации образования.

Предмет исследования: процесс формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.

Цель исследования: разработать научные основы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников в общеобразовательном учреждении с применением компьютерных технологий образования.

Гипотеза исследования состояла в предположении, что формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования будет протекать более успешно, чем в массовой практике, если:

• в качестве значимой цели общего образования на старшей ступени рассматривать личностную информационную картину мира, понимаемую как новообразование личности старшеклассника, которое обусловливает его способность к целостному постижению и гуманитарному осмыслению инфоноосферы;

• содержание общего образования отражает гуманитарные аспекты познания и включает специфический компонент — опыт ориентирования личности в инфоноосфере (рассматриваемый как составная часть более широкого личностного опыта), освоение которого старшеклассниками обеспечивает их целостную гуманитарную ориентировку;

• педагогический процесс строится на диагностической основе в виде системной последовательности гуманитарно ориентированных ситуаций с применением компьютера, продвигающих старшеклассников в формировании личностной информационной картины мира на более высокий уровень, а структура педагогического процесса отражает логику восхождения к целостности данного новообразования;

• в качестве ведущих педагогических средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников применять предметные, межпредметные и надпредметные компьютерные технологии образования, включающие телекоммуникации и выполнение компьютерных проектов гуманитарной направленности.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить знание о сущности личностной информационной картины мира, выявить ее функции, состав, критерии и уровни сформированности.

2. Выявить возможности компьютерных технологий образования в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников.

3. Разработать теоретическую модель процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.

4. Построить и реализовать систему работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• общеметодологические концепции целостного (B.C. Ильин, В.В. Краев-ский, Н.К. Сергеев), системного (В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), информационного (В.А. Извозчиков, К.К. Колин), личностного (В.И. Данильчук, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) подходов;

• философские выводы о соотношении духовной культуры общества и цивилизации (Н.А. Бердяев, О. Шпенглер и др.), взаимоотношении личности и культуры (А. Гелен, В. М. Межуев и др.), взаимодействии человека и техники (Д. Джонсон, J1. Мэмфорд, П. К. Энгельмейер и др.), феномене информационной культуры человека (Е.В. Данильчук, С. Д. Каракозов, Ю. Л. Пигичка, В.А. Кай-мин, Н. В. Ходякова и др.);

• концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) и личностно-развивающего компьютерного образования (A.M. Короткое, А. В. Петров и др.);

• положения гуманитарной психологии об изучении целостных форм психической жизни (Б.С. Братусь, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков и др.).

• научные выводы о личности как цели образования (К.А. Абульханова-Славская, В. В. Зайцев, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др.), о гуманитаризации образования (В.И. Данильчук, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.), о роли компьютерных технологий в системе непрерывного образования (Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков, A.M. Короткое, В. М. Монахов, А. В. Петров В.М. Симонов, Т. К Смыковская и др.);

• концепции современного естествознания (В.В. Горохов, В. М. Найдыш, А. П. Садохин и др.), идея коэволюции Человека и Биосферы (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев) и становления инфоноосферы Земли (Р.Ф. Абдеев, В. А. Извозчиков, Э. Jlepya, А. П. Суханов, П. Тейяр-де-Шарден).

В исследовании применялась комплексная система методов, адекватная содержанию и специфике изучаемого объекта: теоретические (анализ философской, специальнонаучной, педагогической и психологической литературытеоретическое моделированиесинтезобобщение) — эмпирические (наблюдение и анализ уроков с применением компьютерных технологий образования, методических семинаровтестированиеанкетированиеизучение педагогического опытаконстатирующий и формирующий экспериментыопытно-экспериментальная работакомпьютерная обработка данныханализ компьютерных презентаций).

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью исходных теоретических положений и непротиворечивостью логики исследованияприменением системы научных методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования, а также содержанию и специфике изучаемого объектакорректной организацией опытно-экспериментальной работысоответствием концептуальных позиций тенденциям развития социальнопедагогической реальностиразнообразием источников информациисочетанием количественного и качественного анализаповторяемостью результатов на протяжении исследовательского периода и контрольным сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые определено сущностное знание о личностной информационной картине мира старшеклассников как субъектов инфоноосферы и обоснована теоретическая модель процесса формирования данного новообразования с применением компьютерных технологий образования. В исследовании установлено, что системообразующую роль в системе средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников выполняют надпредметные компьютерные технологии образования, которые включают телекоммуникации и выполнение проектов гуманитарной направленности и применяются в сочетании с предметными и межпредметными компьютерными технологиями образования. В работе представлены признаки гуманитарно ориентированной ситуации с применением компьютера, а также ее разновидности, востребующие соответствующие типы гуманитарной ориентировки старшеклассников в инфоноосфере (интеллектуально-познавательная, коммуникативно-смысловая, гуманитарно-нравственная).

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит вклад в целостную теорию формирования личности, дополняя ее вариантом построения целостного педагогического процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образованиярасширяет сферу применения личност-но-развивающей образовательной модели, конкретизируя ее выводами об опыте ориентирования личности в инфоноосфере как специфическом компоненте содержания образования и о гуманитарно ориентированной ситуации с применением компьютерадополняет теории гуманитаризации образования знанием о личностной информационной картине мира как гуманитарном феномене.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что они составляют основу для решения таких актуальных задач школьной практики, как формирование гуманитарного сознания учащихсяподготовка выпускников к гуманитарно-нравственной, безопасной жизнедеятельности в информационном обществесистемное применение предметных, межпредметных и над-предметных компьютерных технологий образованияповышение качества общего образования в условиях его модернизации. Кроме того, в исследовании предложен практико-ориентированный вариант работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования и разработаны учебно-методические материалы, необходимые для организации учебных занятий на основе проектно-компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Апробация результатов исследования осуществлялась на конкурсе молодых исследователей (Волгоград, 2000 г., 2002 г.), на региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2000 г., Сочи, 2003 г.) — на научно-практических конференциях Волгоградского региона (Волгоград, 1999 -2003 гг.) — на занятиях методологического семинара соискателей и аспирантов в лицее № 8 «Олимпия" — на ежегодной апрельской студенческой конференции ВГПУ. Материалы исследования публиковались в педагогической печати.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности самого исследователя и педагогов лицея № 8 «Олимпия», лицея № 1, общеобразовательной школы № 140 Волгограда, Иловлинской средней школы № 2 Волгоградской области. Материалы исследования использовались на занятиях кафедры информационных систем в экономике Московского университета потребительской кооперации (Волгоградский филиал) и в консультативной деятельности автора при подготовке квалификационных работ педагогами на курсах в Волгоградском государственном институте повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Личностная информационная картина мира представляет собой новообразование личности старшеклассника, которое определяет его способность к целостному постижению и гуманитарному пониманию инфоноосферы и выполняет познавательно-информационную, гуманитарно-методологическую, коммуникативную, ценностно-рефлексивную, личностно-нравственную функции. В состав личностной информационной картины мира старшеклассников входят информационно-познавательный, коммуникативно-ориентационный, ценностно-смысловой, нравственно-поведенческий компоненты.

2. Система уровней сформированное&tradeличностной информационной картины мира старшеклассников представлена диффузным, локальным, интегральным и целостным уровнями, которые могут быть выявлены на основе интегральных критериев (полнота образа инфоноосферы в сознании старшеклассниковглубина ценностно-смыслового постижения инфоноосферы старшеклассникомхарактер коммуникации старшеклассников между собой и с инфоноосферойбазовые регулятивы поведения старшеклассника в инфоноосфере) и функциональных критериев (владение базовыми естественнонаучными, социально-гуманитарными, информационно-технологическими знаниями о современной информационной модели мира (не ниже требований государственных образовательных стандартов) — усвоение современных обобщенных методов познания (системный, синергетический, информационный подходы) — владение общеучебными (межпредметными) умениями и приемами рефлексиивладение техниками коммуникации (диалогическая, ценностно-смысловая, телекоммуникация) — владение базовыми компьютерными технологиямиустановка на ответственное использование информационно-компьютерных средств).

3. В системе педагогических средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников системообразующую функцию выполняют три категории компьютерных технологий образования — предметные, межпредметные, надпредметные, которые различаются возможностями формирования данного новообразования и потенциалом продуцирования типовых гуманитарно ориентированных ситуаций педагогического процесса (интеллектуально-познавательной, коммуникативно-смысловой, гуманитарно-нравственной).

4. Теоретическая модель процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает два уровня построения педагогического процесса. На макродидактическом уровне формирующий процесс представлен как последовательность трех фаз восхождения к целостности личностной информационной картины мира старшеклассников (нецелое —" целое —" единое целое) и трех этапов (знаниево-инструментальный, коммуникативно-смысловой, гуманитарно-нравственный), продвигающих старшеклассников на более высокий уровень сформированности данного новообразования. На микродидактическом уровне педагогический процесс проектируется в виде системной последовательности типовых гуманитарно ориентированных ситуаций с применением компьютера, востребующих от старшеклассников гуманитарную ориентировку, т. е. опыт ценностно-смыслового отношения и эколого-нравственного поведения в инфоноо-сфере.

5. Система работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает такие компоненты, как содержательно-целевой, процессуально-технологический, научно-методический, информационно-технический, реализация которых обеспечивает создание в учреждении адекватного образовательного пространства как совокупности целевых, содержательных, логико-структурных, процессуальных, научно-методических, технологических, технических условий.

Базу исследования составили лицей № 8 «Олимпия», лицей № 1, общеобразовательная школа № 140 Волгограда, Иловлинская средняя школа № 2 Илов-линского района Волгоградской области.

Исследование проводилось в период с 1998 по 2003 г. и включало четыре исследовательских этапа.

Первый этап (1998;2000 гг.) — поисково-теоретический — предусматривал изучение и критический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам гуманитаризации и компьютеризации образования, основ гуманитарной психологии, информационного и гуманитарного подходов в фундаментальной науке и в философии, освоение концепций информационного общества и инфоноосферы, современного естествознания и личностно ориентированного образования, ноосферного образования и формирования информационной культуры человека, изучение процессов информатизации общества и специфики их проявления в системе образования Волгоградского регионана этой основе определен общий концептуальный замысел исследования, намечены его теоретико-методологические основания, эмпирическая база и логика, изучены возможности ряда компьютерных технологий обучениянакопленные материалы систематизированы в дипломной работе бакалавра и в магистерской диссертации.

Второй этап (2000;2001 гг.) — концептуально-проектировочный, в продолжение которого были определены концептуальные характеристики исследования, разработана теоретическая модель личностной информационной картины мира старшеклассников, построена исследовательская гипотеза, проанализированы возможности компьютерных технологий образования и выявлены их разновидности в контексте проблемы исследования, осуществлено моделирование педагогического процесса, продвигающего старшеклассников к целостности формируемого новообразования, разработан диагностический инструментарий и проведен констатирующий экспериментполученные результаты публиковались в печати.

Третий этап (2001;2002 гг.) — опытно-экспериментальный, в течение которого продолжалось уточнение разработанных теоретических моделей, осуществлялась проверка условий и средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников в соответствии с гипотезой исследования, а также построение системы работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассниковполученные результаты представлялись на конференциях и публиковались в печати.

Четвертый этап (2002;2003 гг.) — обобщающий, в ходе которого реализована система работы общеобразовательного учреждения и проведен формирующий эксперимент по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования, осуществлены сравнительные исследования в базовых учреждениях общего образования, уточнены теоретические моделивсе материалы исследования обобщены в виде текста диссертации и на их основе разработаны научно-методические материалы для преподавателей и программно-методическая документация для учителей.

Объем и структура диссертации.

Диссертация (179 с.) состоит из введения (14 е.), двух глав (76 с. и 82 е.), заключения (7 е.), списка литературы (162 наименования), 9 приложений. Текст содержит 8 таблиц, 2 схемы, 2 рисунка.

Выводы по второй главе.

1. Теоретическая модель формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает два уровня построения педагогического процесса. На макроди-дактическом уровне формирующий процесс представляет собой последовательность этапов и фаз восхождения к целостности данного новообразования, раскрывающих характер процессуально-динамических изменений личности и нелинейность ее качественных преобразований и включает три этапа, отличающихся «макроцелями», составом «микроцелей», классификационными признаками используемых компьютерных технологий образования, доминирующей динамикой в уровнях сформированности и в повышении целостности личностной информационной картины мира старшеклассников: первый этап («знаниево-инструменталъный») предполагает восхождение от нецелого к целому и достижение старшеклассниками локального уровня сформированности личностной информационной картины миравторой этап («коммуникативно-смысловой») проектирует движение с локального на интегральный уровень и становление личностной информационной картины мира как целоготретий этап («гуманитарно-нравственный») предусматривает гармонизацию личностной информационной картины мира как единого целого и восхождение к целостному уровню сформированности данного новообразования личности старшеклассника.

2. На микродидактическом уровне «единицей» процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников является гуманитарно ориентированная ситуация с применением компьютера, которая включает следующие структурные звенья: а) педагог как носитель информационно-педагогической культуры, обладающий опытом гуманитарной ориентировки и ценностно-смыслового отношения к инфоноосфере, профессионально владеющий материалом своего предмета и ориентирующийся в предметах своей образовательной области, владеющий средствами актуализации личности в компьютерном образованииб) ученик — субъект педагогического процесса, неравнодушный к познанию окружающего мира с помощью компьютерных средств, самоуправляющий становлением личностной информационной картины мирав) гуманитарный компонент содержания образования, включенный в контекст проблем жизнедеятельности личности в инфоноосфере, содержащий методологические и рефлексивные знания и способы метадеятельности как инструменты ценностно-смыслового познания инфоноосферыг) система процессуально-методических средств, предусматривающих оптимальное использование компьютерных технологий, обеспечивающее повышение целостности и уровня сформированности личностной информационной картины мира ученикад) базовая основа ситуации, представленная сочетанием личностно-развивающих и информационно-компьютерных средств, единством ценностного, когнитивного и технического аспектов в использовании компьютера.

3. Экспериментальное исследование выявило, что процесс формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования, построенный в соответствии с обоснованной в исследовании теоретической моделью, более эффективен, что проявляется в положительной динамике овладения старшеклассниками уровнями сформированности личностной информационной картины мира. В экспериментальных группах устойчиво доминировали интегральный и целостный уровни сформированности личностной информационной картины мира старшеклассников, а контрольной группе «пик» приходился на локальный уровень, хотя динамика изменений на локальном и интегральном уровнях схожа как в экспериментальных, так и в контрольной группах.

4. Система работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает такие компоненты, как содержательно-целевой, процессуально-технологический, научно-методический, информационно-технический, реализация которых обеспечивает создание в учреждении адекватного образовательного пространства как совокупности целевых, содержательных, логико-структурных, процессуальных, научно-методических, технологических, технических условий.

Заключение

.

В заключении изложим основные выводы, полученные при решении задач исследования.

Первая задача состояла в том, чтобы уточнить знание о сущности личностной информационной картины мира, выявить ее функции, состав, критерии и уровни сформированности. В первой главе нашего исследования на основе методологического анализа ранее выполненных работ по близкой к проблеме нашего исследования тематике было показано, что личностная информационная картина мира — это педагогический феномен, отражающий специфику гуманитаризации образования в условиях складывающегося информационного общества.

В результате изучения природы данного феномена есть основания рассматривать личностную информационную картину мира старшеклассника как системное, интегральное новообразование его личности, в состав которой входят следующие компоненты: а) информационно-познавательный (информация об инфоноосфереинтегрированное знание о ее «составных мирах» -природа, человек, общество и др.- обобщенные методы и приемы гуманитарного познания инфоноосферы, ценностно-смыслового ее пониманиявозможности компьютерных технологий в познании инфоноосферыроль средств энергетики в инфоноосферекреативные техники решения глобальных проблем) — б) коммуникативно-ориентационный (информационное взаимодействие, ценностно-смысловая коммуникация носителей личностной информационной картины мира между собой и с инфоноосферой как «субъектом общения" — целостная гуманитарная ориентировка старшеклассников в инфоноосфере) — в) ценностно-смысловой (опыт гуманитарно-ценностного осмысления инфоноосферыпризнание самоценности носителей личностной информационной картины мираценностно-смысловое понимание своей роли, места и ответственности за состояние и развитие инфоноосферыпринятие эколого-нравственного императива в качестве ценностного регулятива поведения в инфоноосфере) — г) нравственно-поведенческий (стремление к реализации творческих возможностей личности с помощью компьютерных технологийтворческая самореализация в сфере информационных контактовнравственная рефлексия собственного поведенияличностно-нравственное самоопределение и самореализация в инфоноосферебезопасное поведение в инфоноосфере согласно эколого-нравственному императиву).

Система функций, выполняемых данным новообразованием личности в целостном постижении и гуманитарном осмыслении инфоноосферы старшеклассником, включает такие функции, как: а) познавательно-информационная (проявляющаяся в усвоении старшеклассниками «живого знания» об инфоноосфере, необходимого для гуманитарной ориентировки в нейо роли человека, энергии и информации, о связях и отношениях природы, человека, социумао нравственно-экологической ответственности человека за состояние и развитие инфоноосферы) — б) гуманитарно-методологическая (предусматривающая овладение старшеклассниками обобщенными методами гуманитарного познания инфоноосферы и ценностно-смыслового ее понимания, с выработкой собственной позиции субъекта инфоноосферы) — в) коммуникативная (способствующая информационному взаимодействию и ценностно-смысловой коммуникации носителей личностной информационной картины мира между собой и с инфоноосферой как «субъектом общения») — г) ценностно-рефлексивная (обеспечивающая становление опыта гуманитарного осмысления инфоноосферы, ценностно-смыслового понимания самоценности носителей личностной информационной картины миры, ценности осознания ими своего места, роли и ответственности в инфоноосфере, прогнозирование и нравственно обоснованный выбор безопасной модели поведения) — д) личностно-нравственная (связанная с проявлением носителями личностной информационной картины мира качеств субъекта информационного общества и избранием модели поведения в инфоноосфере, соответствующей требованиям эколого-нравственного императива).

Критерии сформированности личностной информационной картины мира старшеклассников неоднородны по своей диагностической значимости и образуют систему, которая включает: 1) интегральные критерии (полнота образа инфоноосферы в сознании старшеклассниковглубина ценностно-смыслового постижения инфоноосферы старшеклассникомхарактер коммуникации старшеклассников — носителей ЛИКМ между собой и с инфоноосферойбазовые регулятивы поведения старшеклассников в инфоноосфере) — 2) функциональные критерии (владение базовыми естественнонаучными, социально-гуманитарными, информационно-технологическими знаниями о современной информационной модели мира (не ниже требований государственных образовательных стандартов) — усвоение современных обобщенных методов познания (системный, синергетический, информационный подходы) — владение общеучебными (межпредметными) умениями и приемами рефлексиивладение техниками коммуникации (диалогическая, ценностно-смысловая, телекоммуникация) — владение базовыми компьютерными технологиямиустановка на ответственное использование информационно-компьютерных средств).

Проявление интегральных и функциональных критериев личностной информационной картины мира старшеклассников показало наличие статистически значимых различий средних показателей, что дало возможность выделить четыре уровня сформированности исследуемого новообразованиядиффузный, локальный, интегральный, целостный, характеристики которых представлены в таблице 1 (с. 55).

Второй задачей нашего исследования было выявление возможностей компьютерных технологий образования в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников. Проведя глубокий анализ моделей компьютеризации образования, дефиниций понятий «педагогическая технология», «информационные технологии», «компьютерные технологии», мы пришли к выводу, что понятие «компьютерные технологии образования» допустимо использовать во всех случаях, где речь идет о процессах образования (обучения, воспитания, развития) с применением компьютера.

Под компьютерной технологией образования в нашем исследовании на основании проведенного анализа понимается педагогическая технология, которая в качестве инструментальной основы достижения диагностично спроектированной цели использует компьютер и реализуемые с его помощью программные продукты.

В ходе решения второй исследовательской задачи установлена неоднородность компьютерных технологий образования по возможностям формирования личностной информационной картины мира старшеклассников и продуцирования типовых гуманитарно ориентированных ситуаций с применением компьютерав связи с этим выявлены три категории компьютерных технологий образования — предметные, межпредметные, надпредметные, подробно изучены их характеристики, которые в обобщенном виде представлены в таблице 2 (с. 89).

Третьей задачей исследования предусматривалась разработка теоретической модели формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования. При решении этой задачи мы опирались на положения теории целостного процесса формирования личности (B.C. Ильин), на концепции личностно ориентированного образования (В.В. Сериков) и гуманитаризации естественнонаучного образования (В.М. Симонов).

В результате теоретическая модель процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников построена нами на двух уровнях. На «макродидактическом» она описывает последовательность этапов и фаз восхождения к целостности данного новообразования, раскрывающих характер процессуально-динамических изменений личности и нелинейность ее качественных преобразований и включает три этапа, отличающихся «макроцелями», составом «микроцелей», классификационными признаками используемых компьютерных технологий образования, доминирующей динамикой в уровнях сформированности и в повышении целостности личностной информационной картины мира старшеклассников: первый этап (знание-во-инструменталъный) предполагает восхождение от нецелого к целому и достижение старшеклассниками локального уровня сформированности личностной информационной картины миравторой этап (коммуникативно-смысловой) проектирует движение с локального на интегральный уровень и становление личностной информационной картины мира как целоготретий этап (гуманитарно-нравственный) предусматривает гармонизацию личностной информационной картины мира как единого целого и восхождение к целостному уровню сформированности данного новообразования.

На микродидактическом уровне «единицей» формирования личностной информационной картины мира старшеклассников обоснована гуманитарно ориентированная ситуация с применением компьютера, которая включает следующие структурные звенья: а) педагог как носитель информационно-педагогической культуры, обладающий опытом гуманитарной ориентировки и ценностно-смыслового отношения к инфоноосфере, профессионально владеющий материалом своего предмета и ориентирующийся в предметах своей образовательной области, владеющий средствами актуализации личности в компьютерном образованииб) ученик — субъект педагогического процесса, неравнодушный к познанию окружающего мира с помощью компьютерных средств, самоуправляющий становлением личностной информационной картины мирав) гуманитарный компонент содержания образования, включенный в контекст проблем жизнедеятельности личности в инфоноосфере, содержащий методологические и рефлексивные знания и способы метадея-тельности как инструменты ценностно-смыслового познания инфоноосферыг) система процессуально-методических средств, предусматривающих оптимальное использование компьютерных технологий, обеспечивающее повышение целостности и уровня сформированности личностной информационной картины мира ученикад) базовая основа ситуации, представленная сочетанием личностно-развивающих и компьютерных средств, единством ценностного, когнитивного и технического аспектов в применении компьютера.

Четвертая задача исследования предусматривала построение и реализацию системы работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.

В ходе исследования было определено, что система работы общеобразовательного учреждения включает содержательно-целевой, процессуально-технологический, научно-методический, информационно-технический компоненты. При этом состав и структура каждого компонента были спроектированы, а затем апробированы в опытно-экспериментальной работе. В содержательно-целевом компоненте были конкретизированы цели общего образования в условиях информационного общества и обоснована организационно-педагогическая основа учебного плана общеобразовательного учреждения — образовательная область «Информатика и компьютерные технологии», содержание основных поддерживающих курсов «Естествознание», «Человек и мир: глобальные проблемы», а также обоснованы принципы конструирования специфического компонента содержания образования, названного «опыт ориентирования личности в инфоноосфере».

В связи с процессуально-технологическим компонентом системы построен и реализован экспериментальный педагогический процесс, осуществлен диагностический и формирующий эксперименты и установлено, что педагогический процесс с применением компьютерных технологий образования, построенный в соответствии с обоснованной в исследовании теоретической моделью, более эффективен, что проявляется в положительной динамике овладения старшеклассниками уровнями сформированности личностной информационной картины мира. В экспериментальных группах устойчиво доминировали интегральный и целостный уровни сформированности личностной информационной картины мира старшеклассников, а контрольной группе «пик» приходился на локальный уровень.

Изучение научно-методического компонента системы работы учреждения показало, что его предназначение — обеспечить принятие педагогами учреждения в качестве личностно-профессиональной ценности идею формирования личностной информационной картины мира старшеклассников, создание ими условий для приобретения старшеклассниками качеств субъекта инфоноосферы, способствовать формированию информационно-педагогической культуры педагогов.

С информационно-техническим компонентом системы работы связано формирование информационно-компьютерной среды учреждения, которая обеспечивает протекание на современном технологическом уровне процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников. Информационно-компьютерная среда общеобразовательного учреждения включает: а) блок административного управления (администрация учреждения, АРМ директора, АРМ заместителя директора по информационно-технологической подготовке, АРМ диспетчера) — б) центр актуализации ЛИКМС (лаборатория компьютерных технологий, видеостудия, медиатека, библиотечный компьютерный центр, компьютерные классы) — в) педагоги как носители информационно-педагогической культуры в учрежденииг) учащиеся как взрослеющие субъекты инфоноосферыд) элементы мирового информационного пространства (региональные, федеральные, мировые сетирегиональный центр Интернет-образованиясистема «Образование через космос», базовые вузы учреждения).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., Наука, 1994. 336 с.
  2. А.Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П., Тихонов А. Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред А. Н. Тихонова. М. Вита-Пресс, 1998. 256 с.
  3. О.И., Джонс J1.JL, Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества («Сотворение мира», естественнонаучный аспект) // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 103−109
  4. О.И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения // Информатика и образование. 1994. № 2. С. 34−40
  5. З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. J1.A. Чешко. М., «Русский язык», 1975. 600 с.
  6. Е.М. Подготовка студентов педвуза к экологическому воспитанию учащихся начальных классов.: Автореф. канд. дисс. М., 1989. 21 с.
  7. В.Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980. 380 с.
  8. B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, Изд-во «Деловая книга», 1996. 344 с.
  9. М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
  10. В.П. Программированное обучение. М., Просвещение, 1978
  11. С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения // Информатика и образование. 1999. № 10. с. 10−11
  12. С.А., Притыко Н. Н., Матвеева Н. В., Нурова Н. А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики в начальной школе // Информатика и образование. 2000. № 4. С. 91−93
  13. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. особие. Ростов н/Д, ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
  14. Г. А., Извозчиков В. А. и др. Проблема педагогики информационного общества и основы педагогической информатики. СПб., Образование, 1996
  15. Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, Перемена, 2001. 214 с.
  16. В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940. 250 с.
  17. В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. XVIII. Вып. 2. С. 117
  18. Второй Международный конгресс ЮНЕСКО: Аналитический доклад / Сост.: Д. В. Быков, В. В. Вержбицкий и др. // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 3−20
  19. Ф.Ф. Самодвижение // Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4.
  20. П.П. Волновой генетический код. М., ИЛУ РАН, 1997
  21. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., Наука, 1991. 123 с.
  22. О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна.: Автореф. дисс.. д-ра искусствоведения. М., 1990. 51 с
  23. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., Педагогика, 1987
  24. .С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: прогностический аспект. М., 1985
  25. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
  26. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М., Просвещение, 1987. 127 с.
  27. В.Г. Концепции современного образования и техники: Учебное пособие. М, 2000. — 608 с.
  28. Е.В. Формирование эколого-гуманистического образа мира у старшеклассников. СПб, 1998
  29. Г. Р. Очерки информационных технологий. М., 1992
  30. Т.Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., Высшая школа, 1998. 383 с.
  31. В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма): Монография. Волгоград., Перемена, 1996.- 184 с.
  32. Е.В. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. Волгоград, Перемена, 2002. 184 с.
  33. Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование, 1996, № 4, 131 с.
  34. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. Информатика и образование. 1992. № 5−6. С. 3−12.
  35. Естествознание / JI.A. Битюцкая, B.C. Еремин, В. С. Чесноков, О. Б. Дементьева. М., АСТ-ПРЕСС, 1999, 336 с.
  36. В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М., Педагогика, 1976. 224 с.
  37. Заир-Бек Е. С. Анализ подходов к проектированию экономического образования в школах Санкт-Петербурга // Экономическое образование в школе: материалы к международному семинару. СПб., 1995. С. 31−33
  38. В.А. Инфоноосферная эдукология: информационныеЩтехнологии обучения. СПб., РГПУ им. Герцена, 1991. 120 с.
  39. В.А. Информационная картина мира (для общекультурного блока подготовки по профилю информатика). СПб., РГПУ им. Герцена, 1996.
  40. В.А. Картина мира в структуре миропонимания и информационной культуры учителя. СПб., Образование, 1994
  41. В.А. Методология и технология научных исследований в информационно-образовательном обществе (для магистров-филологов).1. СПб., 1996
  42. В.А. Теоретические основы использования новых информационных технологий в обучении // Дистанционное образование: проблемы и перспективы: Материалы международного симпозиума. СПб., 1996. С. 32−53
  43. В.А., Киквадзе С. С. Теоретико-методологические основы кибернетической педагогики и инфоноосферной эдукологии (для слушателей ФПК и ФОНО). СПб., 1995.
  44. В.А., Лаптев В. В., Потемкин М. Н. Дидактические функции информационной картины мира // Региональная информатика 98: материалы международной конференции. СПб., 1998. С.47−48
  45. В.А., Павлович М. А., Румянцев И. А. Информационная парадигма и картина мира в аспекте образования и общей культуры //Педагогическая информатика. 1999. № 2. с. 48.
  46. В.А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект XXI»: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. М., Просвещение, 2002. 108 с.
  47. B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, ВГГТИ им. Серафимовича, 1981, С. 5−21.
  48. B.C. Проблемы теории педагогических систем с позиции целостного подхода // Воспитание школьников в процессе обучения. Волгоград, Изд-во «Волгоградская правда», 1978. С. 3−12
  49. B.C. Процесс воспитания в обучении как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования // Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Волгоград, ВГПИ им. Серафимовича, 1976. 147 с.
  50. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., Педагогика, 1984. 144 с.
  51. Т.Ю., Румянцев И. А. Педагогическая информатика и информационная педагогика. 2002. № 3. С. 48−51
  52. Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (проблемы методологии и теории): Монография / Под ред. проф. В. А. Извозчикова. СПб., Образование, 1996. 224 с.
  53. Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., Academia, 2000. 147 с.
  54. .Б. Динамика и информация // Успехи физических наук, М., 1998
  55. В. А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. 1990. № 4. С. 70−71
  56. Калашников B. JL Непрерывное развитие системы образования (образование в XXI веке) // Образование в регионах России и странах СНГ. 1999. № 5−8. С. 49−61
  57. С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41−55
  58. В.И. Кибернетика // Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. Лондон-. -М., «ПАНПРИНТ», 1998, С. 395−399
  59. В.Е. Процесс // Современный философский словарь / Под общей ред. В. Е. Кемерова. Лондон-. -М., «ПАНПРИНТ», 1998. С.706−707
  60. Е.Я., Первин Ю. А. Информационная культура региональный компонент школьного образования // Информатика и образование. 1995. № 1. С. 24
  61. И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1999. № 8. С. 56−62
  62. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии. СПб., СПбГУПМ, 1999. 242 с.
  63. К.К. Информационный подход в методологии науки и проблемы образования //Педагогическая информатика. 1998. № 3. С. 37−43.
  64. К.К. Социальная информатика как наука и учебная дисциплина // Социальная информатика 97. М., Ин-т молодежи, 1997, с. 4−11
  65. С.А. Заданная технология как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 216 с.
  66. Компьютерное образование: Методология, теория, практика: Монография / Под ред. проф. А. В. Петрова. Волгоград, Перемена, 2002. 238 с.
  67. Концепция информатизации образования / Сост.: Алгинин Б. Е., Киселев Б. Г. и др.// Информатика и образование. 1990. № 1. С. 3−9
  68. Т. В., Тихомиров И. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990
  69. A.M. Формирование у школьников умений обучаться в дидактических компьютерных средах: Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1996. 26 с.
  70. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград, Перемена, 1999. 196 с.
  71. А.А. Основы информатики, 8−9 классы. Базовый курс // Программно-методические материалы: Информатика. 1−11 кл. / Сост. Л.Е. Са-мовольнова., М., Дрофа, 1998. С. 26−38.
  72. А.А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые итоги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование. 1999. № 1. С. 29
  73. С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: Учеб.-практ. пособие. Ростов н/Д, Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с.
  74. B.C. Годом рождения курса является 1961-й // Информатика и образование. 1999. № 10. С. 2- 5.
  75. Е. А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде. Автореф. канд. дисс. Волгоград: 1998
  76. Е. А., Петров А. В. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Учеб. пособие по спецкурсу. Волгоград: Перемена, 1996. 100 с.
  77. Е.А. Обучение в личностно ориентированных дидактических компьютерных средах: Тезаурус. Волгоград: Перемена, 1999. 60 с.
  78. С.М. Краткий словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1978. 352 с.
  79. В. Концепция глобального образования // Народное образование. 1993. № 7−8. С. 3−6.
  80. Г. Ф. Компьютер на уроке физики: за и против // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2001, № 5, С. 7−8.
  81. Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. 260 с.
  82. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986
  83. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., Педагогика, 1988
  84. Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, Изд-во СГУ, 2001. 163 с.
  85. Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. 1994, № 4. С. 3−13
  86. Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 40−52
  87. Н.Н. Экология человечества глазами математика. М., Наука, 1988. 254 с.
  88. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. Волгоград, Перемена, 1995.
  89. В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М., Просвещение, 1977. 168 с.
  90. П., Конгер Дж. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. М., 1987
  91. В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 1999.476 с.
  92. Новые информационные технологии в дошкольном образовании // Под. ред. Ю. М. Горвица. М., Линка-Пресс, 1998. 328 с.
  93. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров: Под ред. Е. С. Полат. М., Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
  94. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб, КАРО, 2001. 152 с.
  95. Ю.М. Системный анализ и гуманистическая ориентация современной науки // Научные исследования и человеческие потребности. М., Наука, 1979. с. 9−17
  96. В.Д. Кризис цивилизации и переменные проблемы информатизации // Информационные процессы и системы. М., ВИНИТИ, 1993, № 12.
  97. А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. Волгоград, Перемена, 2001. 267 с.
  98. В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 100−109
  99. Юб.Ппанк М. Единство физической картины мира. М., Мир, 1966. 287 с.
  100. К. И. Краткий словарь системы психологических понятий. М., Высшая школа, 1984.
  101. Н.Е. Средства мультимедиа в образовании // Информатика и образование. 1993. № 5. С. 17
  102. М.Н. Исследование дидактических функций картины мира в непрерывном педагогическом образовании: Дис.. канд. пед. наук, СПб, 1999. 237 с.
  103. Программа информатизации образования в Российской Федерации // Информатика и образование. 1993. № 6. С. 8−16
  104. Программное обеспечение. 100 лучших отечественных программ // Компьютер-пресс. 1998. № 9. С. 75
  105. Программно-методические материалы: Информатика. 1−11кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. М., Дрофа, 1998. 96 с.
  106. Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // Информатика и образование. 1996. № 7. С. 3−11
  107. Проектирование развивающего образовательного пространства лицея: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, В. В. Зайцев, С. В. Куликова и др. Волгоград, Перемена, 2002. 218 с.
  108. Проектирование развивающего образовательного пространства лицея: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, В. В. Зайцев, С. В. Куликова и др. Волгоград, Перемена, 2002. 218 с.
  109. Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старшеклассников: Учеб. пособие по спецкурсу / Науч. ред. З. И. Васильева. JL, ЛГПИ, 1989. 83 с.
  110. Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. № 1. С. 19−25.
  111. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14−34
  112. А.И. Философские проблемы науки. М., 1977. 270 с.
  113. .В. К рационально-образной картине мира // Коммунист. 1989. № 8. С. 89−97
  114. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. № 10. С. 14
  115. Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 33−38
  116. В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1995. С. 41−55
  117. A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. Волгоград, Перемена, 2000. 259 с.
  118. Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., Народное образование, 1998. 256 с.
  119. И.Г. От целей образования к содержанию школьной информатики // Информатика и образование. 2002. № 2. С. 23−30
  120. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие. М., Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
  121. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М., Знание, 1986. 80 с.
  122. Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественнонаучного цикла) // Информатика и образование. 1991. № 1. С. 3−10
  123. В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, Перемена, 1994. 152 с.
  124. В.В. Образование и личность. М., Логос, 1999. 272 с.
  125. В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования в контексте развития компьютерных технологий: Учебное пособие. Волгоград, 1997. 120 с.
  126. В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: Монография. Волгоград, Перемена, 2000. 295 с.
  127. В.М. Подготовка старшеклассников к применению основ информатики и вычислительной техники при решении техникоэкономических задач. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. 22 с.
  128. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие. М., Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
  129. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая концепция педагогического образования//Современная высшая школа. 1991. № 4. С. 83−94
  130. В.И. Основы проектирования развивающего образования // Материалы научно-практической конференции. Ч. 2. Петрозаводск, 1996. С. 24−29
  131. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М., Школьная Пресса, 2000. 416 с.
  132. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М., Школа Пресс, 1995. 384 с.
  133. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  134. С.Г. Человеческое измерений социума // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 3. С. 56−62
  135. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., ООО «Мир книги», 2001. 95 с.
  136. А.Н. Картина мира и проблемы ее типологизации: Дис.. канд. филос. наук. Самара, 1996. 487 с.
  137. К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиции общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук, М., 1995
  138. А.П. Мир информации (история и перспективы). М., Наука, 1986. 204 с.
  139. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969
  140. Технология организации опытно-экспериментальной работы в развивающейся школе: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, Е. А. Крюкова, Н. Г. Владимиров и др. Волгоград, Перемена, 2001. 79 с.
  141. Технология организации опытно-экспериментальной работы в развивающейся школе: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, Е. А. Крюкова, К. А. Сисеров и др. Волгоград, Перемена, 2001. 79 с.
  142. Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. М., ИНФРА-М., 2003. 544 с.
  143. А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. № 3. С. 3−14
  144. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под. ред. В. А. Караковского и др. М., Пед. общество РФ, 1999. 264 с.
  145. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования, 1996. № 7. С. 3−54
  146. Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1975. 496 с.
  147. М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1985
  148. Ходякова Н. В Информационная культура специалиста: Учеб.-метод, пособие. Волгоград, ВЮИ МВД Риссии, 1999. 56 с.
  149. Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов. Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1996. с. 17
  150. Н.В. Метод проектов при изучении Word // Информатика и образование. 2002. № 1. С. 37−40
  151. Rebertson D.S. The information revolution // Communication Pres, N.Y., 1990.-V. 17. № 2. P. 235−254
  152. Wellington Y. Education For Employment. The Place of Information Technology. London, 1989. P. 19
  153. Rogers A., Waugh M., Smith K. Observation on Electronic Networks: Appropriate Activities for Learning / Computing Teacher, 1989, May. P. 17−21
Заполнить форму текущей работой