Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
В результате изучения природы данного феномена есть основания рассматривать личностную информационную картину мира старшеклассника как системное, интегральное новообразование его личности, в состав которой входят следующие компоненты: а) информационно-познавательный (информация об инфоноосфереинтегрированное знание о ее «составных мирах» -природа, человек, общество и др.- обобщенные методы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
- 1. 1. Личностная информационная картина мира старшеклассников: предпосылки исследования и сущностные характеристики
- 1. 2. Компьютерные технологии образования как фактор формирования личностной информационной картины мира старшеклассников
- Глава 2. Процесс формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
- 2. 1. Обоснование теоретической модели процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
- 2. 2. Система работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования
Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Становление социально-экономических отношений рыночного типа в российском обществе на рубеже XX и XXI вв., постепенный и устойчивый переход в информационную фазу развития, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия и возрастание возможностей реального доступа к информации из любой страны мира с помощью глобальных телекоммуникационных систем — все это востребует от выпускников общеобразовательных учреждений не только прочные знания основ наук, но и личностные качества, значимые для жизнедеятельности в условиях открытости, социального выбора и насыщенной информационной среды.
Реакцией на эти вызовы времени стала модернизация российского образования, ключевой идеей которой является превращение школы — в широком смысле этого слова — в важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования гуманитарного мировоззрения и новых жизненных установок личности. Ведь развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
По мнению исследователей (Г.А. Бордовский, Б. С. Гершунский, Е.В. Даниль-чук, В. А. Извозчиков, С. Д. Каракозов, В. В. Лаптев, Ю. Л. Пигичка, М. Н. Потемкин, Н. В. Ходякова и др.) в эпоху перехода человеческой цивилизации в информационную фазу развития современный выпускник как субъект информационного общества должен не только воспринимать, использовать и вырабатывать информацию, грамотно эксплуатируя технико-информационные системы и средства, но и обладать определенным уровнем «культуры поведения в инфосфере» (С.Д. Каракозов), целостной готовностью к освоению нового образа жизни на информационной основе, включающей построение собственной информационной картины мира и определение своего отношения к объектам и явлениям быстро меняющейся инфосреды (Е.В. Данильчук).
От взрослеющего человека востребуется личностная информационная картина мира как основа его мировоззрения, которая связана с выработкой у старшеклассников «целостной гуманитарной ориентировки» (В.И. Данильчук, В.М. Симонов) в информационной сфере Человечества — инфоноосфере, соединяющей разумную деятельность человека с природной и искусственно организованной информационной средой (Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потемкин и др.).
В массовом педагогическом опыте целями и содержанием деятельности общеобразовательных учреждений не проектируется формирование личностной информационной картины мира старшеклассников. Мировоззренческая функция учебного процесса в лучшем случае ограничивается становлением частных картин мира — физической, химической, биологической и др. Интеграция их в сознании старшеклассников практически не происходит.
Педагоги, абсолютизируя компьютерные технологии образования, затрудняются в обоснованном их выборе и эффективном применении, исходят из утилитарных, узко дидактических соображений в рамках традиционной знаниево-просветительской модели обучения и не нацелены на формирование личностной информационной картины мира старшеклассников при организации учебного процесса по общеобразовательным предметам, полагая, что это специфическая задача курса информатики.
Для успешного решения новых образовательных проблем, в том числе проблемы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников как «становящихся» субъектов инфоноосферы, необходима разработка адекватных теоретических основ и научное осмысление реалий современного образования, которые порождаются, с одной стороны, его модернизацией, а с другой — влиянием глобальных тенденций развития науки и человечества: гуманитаризацией отношения человека и мира (В.И. Вернадский, Н. Н. Моисеев и др.) — становлением инфоноосферы (Р.Ф. Абдеев, В. Н. Михайловский, А. П. Суханов и др.) — переходом человеческой цивилизации в информационную фазу развития (Р.Ф. Абдеев, Д. Бенк, Б Масуда, О. Тоффлер и др.) — формированием в науке постнеклассической информационной картины мира (Б.Б. Кадомцев, К. К. Колин, B.C. Степин, К. В. Судаков и др.) — бурным развитием индустрии информатики, новых информационных технологий, в том числе компьютерных технологий образования (Ю.С. Брановский, Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, А. В. Петров и др.).
В современной науке сложился новый фундаментальный метод научного познания, получивший название информационного подхода (К.К. Колин. К. В. Судаков и др.), согласно которому развитие материи имеет в своей глубине энергоинформационную основу (П.П. Гаряев, Б. Б. Кадомцев, К. В. Судаков и др.). Без овладения научными представлениями об энергоинформационной основе развития материи, о самоуправляемых системах в живой и неживой природе, об информации и информационных процессах в мире невозможно становление у учащихся научного мировоззрения, соответствующего современному этапу развития науки и человеческого общества (А.С. Бешенков, B.C. Лед-нёв).
В педагогической науке для решения проблемы формирования личностной информационной картины мира обучающихся сложились определенные теоретические предпосылки:
• первую группу составляют исследования по гуманитаризации образования, отражающие интеграцию естественных и гуманитарных наук и рассматривающие в качестве образовательного приоритета формирование личностной информационной картины мира как целостного гуманитарного образа бытия, в котором сочетаются объективно-научное и субъективно-личностное, образы объектов действительности и образы отношений к ним (Е.В. Гривко, В.И. Да-нильчук, А. А. Касьян, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.);
• вторая группа работ посвящена изучению новых педагогических феноменов — информационной культуры как составной части общей культуры человека и его целостной готовности к освоению нового образа жизни на информационной основе (Е.В. Данильчук, С. Д. Каракозов, Ю. Л. Пигичка, В. В. Сериков, Н. В. Ходякова и др.) — информационной картины мира как мировоззренческой основы ориентировки и эколого-нравственного поведения обучающихся в ин-фоноосфере (Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков, В. В. Лаптев, М. Н. Потемкин и др-);
• третья группа исследований раскрывает особенности старшего подросткового и юношеского возраста, состоящие в том, что в психологическом облике старшеклассников чаще всего сочетаются черты мыслительного типа (активность анализирующей мысли, склонность к рассуждению) и черты художественного типа (особая эмоциональность, впечатлительность), что обусловливает их предрасположенность не только к рационально-логическому, но и эмоционально-образному познанию мира в их взаимосвязи (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, А. В. Мудрик и др.);
• четвертая группа исследований посвящена современным подходам к изучению и построению педагогического процесса: целостный подход, рассматривающий педагогический процесс как восхождение к целостности интегратив-ных новообразований личности (B.C. Ильин, В. В. Краевский, Н. К. Сергеев и др.) — личностный подход, раскрывающий гуманизацию и гуманитаризацию современной педагогической науки и практики как обращенность к личностным и субъектным проявлениям человека в его диалогичности с миром (В.И. Данильчук, И. А. Колесникова, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.);
• пятая группа исследований раскрывает принципы построения содержания образования как опыта выполнения обучающимися предметных и собственно-личностных надпредметных действий (А.В. Зеленцова, В. В. Краевский, Е. А. Крюкова, В., В Сериков и др.), а также проектирования педагогических средств личностно-развивающего компьютерного образования (Е.В. Данильчук, А. М. Коротков, Е. А. Локтюшина, А. В. Петров, Т. К Смыковская и др.).
Одновременно с теоретическими сложились и практические предпосылки решения проблемы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования: выполняется федеральная программа информатизации образования, создана федет рация Интернет-образования, организующая работу соответствующих центров в регионах Россииреализуются региональные и муниципальные программы компьютеризации общеобразовательных учреждений и профессиональной переподготовки работников образованиянарастают инновационные процессы в сфере информатизации и компьютеризации образования.
Таким образом обнаруживаются противоречия между:
• высоким потенциалом фундаментальной базы общего образования, реализуемой на основе компьютерных технологий, и недостаточной направленностью его на формирование качеств личности обучающихся, значимых для их жизнедеятельности в информационном обществе;
• актуальной потребностью в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников как «становящихся» субъектов инфоноосферы и реальными целями образовательных систем в массовом опыте, предусматривающими лишь учебные достижения обучающихся;
• ресурсами системы общего образования в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников как гуманитарной модели инфоноосферы и направленностью функционирующих образовательных систем на построение локально-предметных картин мира в сознании обучающихся;
• ориентированностью образовательного процесса в массовом опыте на экстенсивные методы познания и необходимостью отражения новых идей, нацеленных на моделирование ситуаций целостного постижения бытия, использования проектных методов и компьютерных телекоммуникаций для подготовки старшеклассников к жизни в условиях насыщенной информационной среды.
С учетом выделенных противоречий была определена проблема исследования, которая состоит в необходимости научного осмысления феномена личностной информационной картины мира старшеклассников и обоснования системы средств ее формирования в условиях компьютерного образования.
Выделенная проблема и базовые противоречия определили тему исследования: «Формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования».
Объект исследования: общеобразовательная подготовка старшеклассников в условиях компьютеризации образования.
Предмет исследования: процесс формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.
Цель исследования: разработать научные основы формирования личностной информационной картины мира старшеклассников в общеобразовательном учреждении с применением компьютерных технологий образования.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что формирование личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования будет протекать более успешно, чем в массовой практике, если:
• в качестве значимой цели общего образования на старшей ступени рассматривать личностную информационную картину мира, понимаемую как новообразование личности старшеклассника, которое обусловливает его способность к целостному постижению и гуманитарному осмыслению инфоноосферы;
• содержание общего образования отражает гуманитарные аспекты познания и включает специфический компонент — опыт ориентирования личности в инфоноосфере (рассматриваемый как составная часть более широкого личностного опыта), освоение которого старшеклассниками обеспечивает их целостную гуманитарную ориентировку;
• педагогический процесс строится на диагностической основе в виде системной последовательности гуманитарно ориентированных ситуаций с применением компьютера, продвигающих старшеклассников в формировании личностной информационной картины мира на более высокий уровень, а структура педагогического процесса отражает логику восхождения к целостности данного новообразования;
• в качестве ведущих педагогических средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников применять предметные, межпредметные и надпредметные компьютерные технологии образования, включающие телекоммуникации и выполнение компьютерных проектов гуманитарной направленности.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Уточнить знание о сущности личностной информационной картины мира, выявить ее функции, состав, критерии и уровни сформированности.
2. Выявить возможности компьютерных технологий образования в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников.
3. Разработать теоретическую модель процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.
4. Построить и реализовать систему работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• общеметодологические концепции целостного (B.C. Ильин, В.В. Краев-ский, Н.К. Сергеев), системного (В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), информационного (В.А. Извозчиков, К.К. Колин), личностного (В.И. Данильчук, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) подходов;
• философские выводы о соотношении духовной культуры общества и цивилизации (Н.А. Бердяев, О. Шпенглер и др.), взаимоотношении личности и культуры (А. Гелен, В. М. Межуев и др.), взаимодействии человека и техники (Д. Джонсон, J1. Мэмфорд, П. К. Энгельмейер и др.), феномене информационной культуры человека (Е.В. Данильчук, С. Д. Каракозов, Ю. Л. Пигичка, В.А. Кай-мин, Н. В. Ходякова и др.);
• концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.) и личностно-развивающего компьютерного образования (A.M. Короткое, А. В. Петров и др.);
• положения гуманитарной психологии об изучении целостных форм психической жизни (Б.С. Братусь, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков и др.).
• научные выводы о личности как цели образования (К.А. Абульханова-Славская, В. В. Зайцев, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др.), о гуманитаризации образования (В.И. Данильчук, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, В. М. Симонов и др.), о роли компьютерных технологий в системе непрерывного образования (Г.А. Бордовский, В. А. Извозчиков, A.M. Короткое, В. М. Монахов, А. В. Петров В.М. Симонов, Т. К Смыковская и др.);
• концепции современного естествознания (В.В. Горохов, В. М. Найдыш, А. П. Садохин и др.), идея коэволюции Человека и Биосферы (В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев) и становления инфоноосферы Земли (Р.Ф. Абдеев, В. А. Извозчиков, Э. Jlepya, А. П. Суханов, П. Тейяр-де-Шарден).
В исследовании применялась комплексная система методов, адекватная содержанию и специфике изучаемого объекта: теоретические (анализ философской, специальнонаучной, педагогической и психологической литературытеоретическое моделированиесинтезобобщение) — эмпирические (наблюдение и анализ уроков с применением компьютерных технологий образования, методических семинаровтестированиеанкетированиеизучение педагогического опытаконстатирующий и формирующий экспериментыопытно-экспериментальная работакомпьютерная обработка данныханализ компьютерных презентаций).
Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемыметодологической обоснованностью исходных теоретических положений и непротиворечивостью логики исследованияприменением системы научных методов, адекватных предмету, цели, задачам и логике исследования, а также содержанию и специфике изучаемого объектакорректной организацией опытно-экспериментальной работысоответствием концептуальных позиций тенденциям развития социальнопедагогической реальностиразнообразием источников информациисочетанием количественного и качественного анализаповторяемостью результатов на протяжении исследовательского периода и контрольным сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем впервые определено сущностное знание о личностной информационной картине мира старшеклассников как субъектов инфоноосферы и обоснована теоретическая модель процесса формирования данного новообразования с применением компьютерных технологий образования. В исследовании установлено, что системообразующую роль в системе средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников выполняют надпредметные компьютерные технологии образования, которые включают телекоммуникации и выполнение проектов гуманитарной направленности и применяются в сочетании с предметными и межпредметными компьютерными технологиями образования. В работе представлены признаки гуманитарно ориентированной ситуации с применением компьютера, а также ее разновидности, востребующие соответствующие типы гуманитарной ориентировки старшеклассников в инфоноосфере (интеллектуально-познавательная, коммуникативно-смысловая, гуманитарно-нравственная).
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что оно вносит вклад в целостную теорию формирования личности, дополняя ее вариантом построения целостного педагогического процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образованиярасширяет сферу применения личност-но-развивающей образовательной модели, конкретизируя ее выводами об опыте ориентирования личности в инфоноосфере как специфическом компоненте содержания образования и о гуманитарно ориентированной ситуации с применением компьютерадополняет теории гуманитаризации образования знанием о личностной информационной картине мира как гуманитарном феномене.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что они составляют основу для решения таких актуальных задач школьной практики, как формирование гуманитарного сознания учащихсяподготовка выпускников к гуманитарно-нравственной, безопасной жизнедеятельности в информационном обществесистемное применение предметных, межпредметных и над-предметных компьютерных технологий образованияповышение качества общего образования в условиях его модернизации. Кроме того, в исследовании предложен практико-ориентированный вариант работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования и разработаны учебно-методические материалы, необходимые для организации учебных занятий на основе проектно-компьютерных и телекоммуникационных технологий.
Апробация результатов исследования осуществлялась на конкурсе молодых исследователей (Волгоград, 2000 г., 2002 г.), на региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на-Дону, 2000 г., Сочи, 2003 г.) — на научно-практических конференциях Волгоградского региона (Волгоград, 1999 -2003 гг.) — на занятиях методологического семинара соискателей и аспирантов в лицее № 8 «Олимпия" — на ежегодной апрельской студенческой конференции ВГПУ. Материалы исследования публиковались в педагогической печати.
Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности самого исследователя и педагогов лицея № 8 «Олимпия», лицея № 1, общеобразовательной школы № 140 Волгограда, Иловлинской средней школы № 2 Волгоградской области. Материалы исследования использовались на занятиях кафедры информационных систем в экономике Московского университета потребительской кооперации (Волгоградский филиал) и в консультативной деятельности автора при подготовке квалификационных работ педагогами на курсах в Волгоградском государственном институте повышения квалификации работников образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Личностная информационная картина мира представляет собой новообразование личности старшеклассника, которое определяет его способность к целостному постижению и гуманитарному пониманию инфоноосферы и выполняет познавательно-информационную, гуманитарно-методологическую, коммуникативную, ценностно-рефлексивную, личностно-нравственную функции. В состав личностной информационной картины мира старшеклассников входят информационно-познавательный, коммуникативно-ориентационный, ценностно-смысловой, нравственно-поведенческий компоненты.
2. Система уровней сформированное&tradeличностной информационной картины мира старшеклассников представлена диффузным, локальным, интегральным и целостным уровнями, которые могут быть выявлены на основе интегральных критериев (полнота образа инфоноосферы в сознании старшеклассниковглубина ценностно-смыслового постижения инфоноосферы старшеклассникомхарактер коммуникации старшеклассников между собой и с инфоноосферойбазовые регулятивы поведения старшеклассника в инфоноосфере) и функциональных критериев (владение базовыми естественнонаучными, социально-гуманитарными, информационно-технологическими знаниями о современной информационной модели мира (не ниже требований государственных образовательных стандартов) — усвоение современных обобщенных методов познания (системный, синергетический, информационный подходы) — владение общеучебными (межпредметными) умениями и приемами рефлексиивладение техниками коммуникации (диалогическая, ценностно-смысловая, телекоммуникация) — владение базовыми компьютерными технологиямиустановка на ответственное использование информационно-компьютерных средств).
3. В системе педагогических средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников системообразующую функцию выполняют три категории компьютерных технологий образования — предметные, межпредметные, надпредметные, которые различаются возможностями формирования данного новообразования и потенциалом продуцирования типовых гуманитарно ориентированных ситуаций педагогического процесса (интеллектуально-познавательной, коммуникативно-смысловой, гуманитарно-нравственной).
4. Теоретическая модель процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает два уровня построения педагогического процесса. На макродидактическом уровне формирующий процесс представлен как последовательность трех фаз восхождения к целостности личностной информационной картины мира старшеклассников (нецелое —" целое —" единое целое) и трех этапов (знаниево-инструментальный, коммуникативно-смысловой, гуманитарно-нравственный), продвигающих старшеклассников на более высокий уровень сформированности данного новообразования. На микродидактическом уровне педагогический процесс проектируется в виде системной последовательности типовых гуманитарно ориентированных ситуаций с применением компьютера, востребующих от старшеклассников гуманитарную ориентировку, т. е. опыт ценностно-смыслового отношения и эколого-нравственного поведения в инфоноо-сфере.
5. Система работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает такие компоненты, как содержательно-целевой, процессуально-технологический, научно-методический, информационно-технический, реализация которых обеспечивает создание в учреждении адекватного образовательного пространства как совокупности целевых, содержательных, логико-структурных, процессуальных, научно-методических, технологических, технических условий.
Базу исследования составили лицей № 8 «Олимпия», лицей № 1, общеобразовательная школа № 140 Волгограда, Иловлинская средняя школа № 2 Илов-линского района Волгоградской области.
Исследование проводилось в период с 1998 по 2003 г. и включало четыре исследовательских этапа.
Первый этап (1998;2000 гг.) — поисково-теоретический — предусматривал изучение и критический анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам гуманитаризации и компьютеризации образования, основ гуманитарной психологии, информационного и гуманитарного подходов в фундаментальной науке и в философии, освоение концепций информационного общества и инфоноосферы, современного естествознания и личностно ориентированного образования, ноосферного образования и формирования информационной культуры человека, изучение процессов информатизации общества и специфики их проявления в системе образования Волгоградского регионана этой основе определен общий концептуальный замысел исследования, намечены его теоретико-методологические основания, эмпирическая база и логика, изучены возможности ряда компьютерных технологий обучениянакопленные материалы систематизированы в дипломной работе бакалавра и в магистерской диссертации.
Второй этап (2000;2001 гг.) — концептуально-проектировочный, в продолжение которого были определены концептуальные характеристики исследования, разработана теоретическая модель личностной информационной картины мира старшеклассников, построена исследовательская гипотеза, проанализированы возможности компьютерных технологий образования и выявлены их разновидности в контексте проблемы исследования, осуществлено моделирование педагогического процесса, продвигающего старшеклассников к целостности формируемого новообразования, разработан диагностический инструментарий и проведен констатирующий экспериментполученные результаты публиковались в печати.
Третий этап (2001;2002 гг.) — опытно-экспериментальный, в течение которого продолжалось уточнение разработанных теоретических моделей, осуществлялась проверка условий и средств формирования личностной информационной картины мира старшеклассников в соответствии с гипотезой исследования, а также построение системы работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассниковполученные результаты представлялись на конференциях и публиковались в печати.
Четвертый этап (2002;2003 гг.) — обобщающий, в ходе которого реализована система работы общеобразовательного учреждения и проведен формирующий эксперимент по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования, осуществлены сравнительные исследования в базовых учреждениях общего образования, уточнены теоретические моделивсе материалы исследования обобщены в виде текста диссертации и на их основе разработаны научно-методические материалы для преподавателей и программно-методическая документация для учителей.
Объем и структура диссертации.
Диссертация (179 с.) состоит из введения (14 е.), двух глав (76 с. и 82 е.), заключения (7 е.), списка литературы (162 наименования), 9 приложений. Текст содержит 8 таблиц, 2 схемы, 2 рисунка.
Выводы по второй главе.
1. Теоретическая модель формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает два уровня построения педагогического процесса. На макроди-дактическом уровне формирующий процесс представляет собой последовательность этапов и фаз восхождения к целостности данного новообразования, раскрывающих характер процессуально-динамических изменений личности и нелинейность ее качественных преобразований и включает три этапа, отличающихся «макроцелями», составом «микроцелей», классификационными признаками используемых компьютерных технологий образования, доминирующей динамикой в уровнях сформированности и в повышении целостности личностной информационной картины мира старшеклассников: первый этап («знаниево-инструменталъный») предполагает восхождение от нецелого к целому и достижение старшеклассниками локального уровня сформированности личностной информационной картины миравторой этап («коммуникативно-смысловой») проектирует движение с локального на интегральный уровень и становление личностной информационной картины мира как целоготретий этап («гуманитарно-нравственный») предусматривает гармонизацию личностной информационной картины мира как единого целого и восхождение к целостному уровню сформированности данного новообразования личности старшеклассника.
2. На микродидактическом уровне «единицей» процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников является гуманитарно ориентированная ситуация с применением компьютера, которая включает следующие структурные звенья: а) педагог как носитель информационно-педагогической культуры, обладающий опытом гуманитарной ориентировки и ценностно-смыслового отношения к инфоноосфере, профессионально владеющий материалом своего предмета и ориентирующийся в предметах своей образовательной области, владеющий средствами актуализации личности в компьютерном образованииб) ученик — субъект педагогического процесса, неравнодушный к познанию окружающего мира с помощью компьютерных средств, самоуправляющий становлением личностной информационной картины мирав) гуманитарный компонент содержания образования, включенный в контекст проблем жизнедеятельности личности в инфоноосфере, содержащий методологические и рефлексивные знания и способы метадеятельности как инструменты ценностно-смыслового познания инфоноосферыг) система процессуально-методических средств, предусматривающих оптимальное использование компьютерных технологий, обеспечивающее повышение целостности и уровня сформированности личностной информационной картины мира ученикад) базовая основа ситуации, представленная сочетанием личностно-развивающих и информационно-компьютерных средств, единством ценностного, когнитивного и технического аспектов в использовании компьютера.
3. Экспериментальное исследование выявило, что процесс формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования, построенный в соответствии с обоснованной в исследовании теоретической моделью, более эффективен, что проявляется в положительной динамике овладения старшеклассниками уровнями сформированности личностной информационной картины мира. В экспериментальных группах устойчиво доминировали интегральный и целостный уровни сформированности личностной информационной картины мира старшеклассников, а контрольной группе «пик» приходился на локальный уровень, хотя динамика изменений на локальном и интегральном уровнях схожа как в экспериментальных, так и в контрольной группах.
4. Система работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования включает такие компоненты, как содержательно-целевой, процессуально-технологический, научно-методический, информационно-технический, реализация которых обеспечивает создание в учреждении адекватного образовательного пространства как совокупности целевых, содержательных, логико-структурных, процессуальных, научно-методических, технологических, технических условий.
Заключение
.
В заключении изложим основные выводы, полученные при решении задач исследования.
Первая задача состояла в том, чтобы уточнить знание о сущности личностной информационной картины мира, выявить ее функции, состав, критерии и уровни сформированности. В первой главе нашего исследования на основе методологического анализа ранее выполненных работ по близкой к проблеме нашего исследования тематике было показано, что личностная информационная картина мира — это педагогический феномен, отражающий специфику гуманитаризации образования в условиях складывающегося информационного общества.
В результате изучения природы данного феномена есть основания рассматривать личностную информационную картину мира старшеклассника как системное, интегральное новообразование его личности, в состав которой входят следующие компоненты: а) информационно-познавательный (информация об инфоноосфереинтегрированное знание о ее «составных мирах» -природа, человек, общество и др.- обобщенные методы и приемы гуманитарного познания инфоноосферы, ценностно-смыслового ее пониманиявозможности компьютерных технологий в познании инфоноосферыроль средств энергетики в инфоноосферекреативные техники решения глобальных проблем) — б) коммуникативно-ориентационный (информационное взаимодействие, ценностно-смысловая коммуникация носителей личностной информационной картины мира между собой и с инфоноосферой как «субъектом общения" — целостная гуманитарная ориентировка старшеклассников в инфоноосфере) — в) ценностно-смысловой (опыт гуманитарно-ценностного осмысления инфоноосферыпризнание самоценности носителей личностной информационной картины мираценностно-смысловое понимание своей роли, места и ответственности за состояние и развитие инфоноосферыпринятие эколого-нравственного императива в качестве ценностного регулятива поведения в инфоноосфере) — г) нравственно-поведенческий (стремление к реализации творческих возможностей личности с помощью компьютерных технологийтворческая самореализация в сфере информационных контактовнравственная рефлексия собственного поведенияличностно-нравственное самоопределение и самореализация в инфоноосферебезопасное поведение в инфоноосфере согласно эколого-нравственному императиву).
Система функций, выполняемых данным новообразованием личности в целостном постижении и гуманитарном осмыслении инфоноосферы старшеклассником, включает такие функции, как: а) познавательно-информационная (проявляющаяся в усвоении старшеклассниками «живого знания» об инфоноосфере, необходимого для гуманитарной ориентировки в нейо роли человека, энергии и информации, о связях и отношениях природы, человека, социумао нравственно-экологической ответственности человека за состояние и развитие инфоноосферы) — б) гуманитарно-методологическая (предусматривающая овладение старшеклассниками обобщенными методами гуманитарного познания инфоноосферы и ценностно-смыслового ее понимания, с выработкой собственной позиции субъекта инфоноосферы) — в) коммуникативная (способствующая информационному взаимодействию и ценностно-смысловой коммуникации носителей личностной информационной картины мира между собой и с инфоноосферой как «субъектом общения») — г) ценностно-рефлексивная (обеспечивающая становление опыта гуманитарного осмысления инфоноосферы, ценностно-смыслового понимания самоценности носителей личностной информационной картины миры, ценности осознания ими своего места, роли и ответственности в инфоноосфере, прогнозирование и нравственно обоснованный выбор безопасной модели поведения) — д) личностно-нравственная (связанная с проявлением носителями личностной информационной картины мира качеств субъекта информационного общества и избранием модели поведения в инфоноосфере, соответствующей требованиям эколого-нравственного императива).
Критерии сформированности личностной информационной картины мира старшеклассников неоднородны по своей диагностической значимости и образуют систему, которая включает: 1) интегральные критерии (полнота образа инфоноосферы в сознании старшеклассниковглубина ценностно-смыслового постижения инфоноосферы старшеклассникомхарактер коммуникации старшеклассников — носителей ЛИКМ между собой и с инфоноосферойбазовые регулятивы поведения старшеклассников в инфоноосфере) — 2) функциональные критерии (владение базовыми естественнонаучными, социально-гуманитарными, информационно-технологическими знаниями о современной информационной модели мира (не ниже требований государственных образовательных стандартов) — усвоение современных обобщенных методов познания (системный, синергетический, информационный подходы) — владение общеучебными (межпредметными) умениями и приемами рефлексиивладение техниками коммуникации (диалогическая, ценностно-смысловая, телекоммуникация) — владение базовыми компьютерными технологиямиустановка на ответственное использование информационно-компьютерных средств).
Проявление интегральных и функциональных критериев личностной информационной картины мира старшеклассников показало наличие статистически значимых различий средних показателей, что дало возможность выделить четыре уровня сформированности исследуемого новообразованиядиффузный, локальный, интегральный, целостный, характеристики которых представлены в таблице 1 (с. 55).
Второй задачей нашего исследования было выявление возможностей компьютерных технологий образования в формировании личностной информационной картины мира старшеклассников. Проведя глубокий анализ моделей компьютеризации образования, дефиниций понятий «педагогическая технология», «информационные технологии», «компьютерные технологии», мы пришли к выводу, что понятие «компьютерные технологии образования» допустимо использовать во всех случаях, где речь идет о процессах образования (обучения, воспитания, развития) с применением компьютера.
Под компьютерной технологией образования в нашем исследовании на основании проведенного анализа понимается педагогическая технология, которая в качестве инструментальной основы достижения диагностично спроектированной цели использует компьютер и реализуемые с его помощью программные продукты.
В ходе решения второй исследовательской задачи установлена неоднородность компьютерных технологий образования по возможностям формирования личностной информационной картины мира старшеклассников и продуцирования типовых гуманитарно ориентированных ситуаций с применением компьютерав связи с этим выявлены три категории компьютерных технологий образования — предметные, межпредметные, надпредметные, подробно изучены их характеристики, которые в обобщенном виде представлены в таблице 2 (с. 89).
Третьей задачей исследования предусматривалась разработка теоретической модели формирования личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования. При решении этой задачи мы опирались на положения теории целостного процесса формирования личности (B.C. Ильин), на концепции личностно ориентированного образования (В.В. Сериков) и гуманитаризации естественнонаучного образования (В.М. Симонов).
В результате теоретическая модель процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников построена нами на двух уровнях. На «макродидактическом» она описывает последовательность этапов и фаз восхождения к целостности данного новообразования, раскрывающих характер процессуально-динамических изменений личности и нелинейность ее качественных преобразований и включает три этапа, отличающихся «макроцелями», составом «микроцелей», классификационными признаками используемых компьютерных технологий образования, доминирующей динамикой в уровнях сформированности и в повышении целостности личностной информационной картины мира старшеклассников: первый этап (знание-во-инструменталъный) предполагает восхождение от нецелого к целому и достижение старшеклассниками локального уровня сформированности личностной информационной картины миравторой этап (коммуникативно-смысловой) проектирует движение с локального на интегральный уровень и становление личностной информационной картины мира как целоготретий этап (гуманитарно-нравственный) предусматривает гармонизацию личностной информационной картины мира как единого целого и восхождение к целостному уровню сформированности данного новообразования.
На микродидактическом уровне «единицей» формирования личностной информационной картины мира старшеклассников обоснована гуманитарно ориентированная ситуация с применением компьютера, которая включает следующие структурные звенья: а) педагог как носитель информационно-педагогической культуры, обладающий опытом гуманитарной ориентировки и ценностно-смыслового отношения к инфоноосфере, профессионально владеющий материалом своего предмета и ориентирующийся в предметах своей образовательной области, владеющий средствами актуализации личности в компьютерном образованииб) ученик — субъект педагогического процесса, неравнодушный к познанию окружающего мира с помощью компьютерных средств, самоуправляющий становлением личностной информационной картины мирав) гуманитарный компонент содержания образования, включенный в контекст проблем жизнедеятельности личности в инфоноосфере, содержащий методологические и рефлексивные знания и способы метадея-тельности как инструменты ценностно-смыслового познания инфоноосферыг) система процессуально-методических средств, предусматривающих оптимальное использование компьютерных технологий, обеспечивающее повышение целостности и уровня сформированности личностной информационной картины мира ученикад) базовая основа ситуации, представленная сочетанием личностно-развивающих и компьютерных средств, единством ценностного, когнитивного и технического аспектов в применении компьютера.
Четвертая задача исследования предусматривала построение и реализацию системы работы общеобразовательного учреждения по формированию личностной информационной картины мира старшеклассников с применением компьютерных технологий образования.
В ходе исследования было определено, что система работы общеобразовательного учреждения включает содержательно-целевой, процессуально-технологический, научно-методический, информационно-технический компоненты. При этом состав и структура каждого компонента были спроектированы, а затем апробированы в опытно-экспериментальной работе. В содержательно-целевом компоненте были конкретизированы цели общего образования в условиях информационного общества и обоснована организационно-педагогическая основа учебного плана общеобразовательного учреждения — образовательная область «Информатика и компьютерные технологии», содержание основных поддерживающих курсов «Естествознание», «Человек и мир: глобальные проблемы», а также обоснованы принципы конструирования специфического компонента содержания образования, названного «опыт ориентирования личности в инфоноосфере».
В связи с процессуально-технологическим компонентом системы построен и реализован экспериментальный педагогический процесс, осуществлен диагностический и формирующий эксперименты и установлено, что педагогический процесс с применением компьютерных технологий образования, построенный в соответствии с обоснованной в исследовании теоретической моделью, более эффективен, что проявляется в положительной динамике овладения старшеклассниками уровнями сформированности личностной информационной картины мира. В экспериментальных группах устойчиво доминировали интегральный и целостный уровни сформированности личностной информационной картины мира старшеклассников, а контрольной группе «пик» приходился на локальный уровень.
Изучение научно-методического компонента системы работы учреждения показало, что его предназначение — обеспечить принятие педагогами учреждения в качестве личностно-профессиональной ценности идею формирования личностной информационной картины мира старшеклассников, создание ими условий для приобретения старшеклассниками качеств субъекта инфоноосферы, способствовать формированию информационно-педагогической культуры педагогов.
С информационно-техническим компонентом системы работы связано формирование информационно-компьютерной среды учреждения, которая обеспечивает протекание на современном технологическом уровне процесса формирования личностной информационной картины мира старшеклассников. Информационно-компьютерная среда общеобразовательного учреждения включает: а) блок административного управления (администрация учреждения, АРМ директора, АРМ заместителя директора по информационно-технологической подготовке, АРМ диспетчера) — б) центр актуализации ЛИКМС (лаборатория компьютерных технологий, видеостудия, медиатека, библиотечный компьютерный центр, компьютерные классы) — в) педагоги как носители информационно-педагогической культуры в учрежденииг) учащиеся как взрослеющие субъекты инфоноосферыд) элементы мирового информационного пространства (региональные, федеральные, мировые сетирегиональный центр Интернет-образованиясистема «Образование через космос», базовые вузы учреждения).
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., Наука, 1994. 336 с.
- Абрамешин А.Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П., Тихонов А. Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / Под ред А. Н. Тихонова. М. Вита-Пресс, 1998. 256 с.
- Агапова О.И., Джонс J1.JL, Ушаков А. С. Проект новой модели обучения для информационного общества («Сотворение мира», естественнонаучный аспект) // Информатика и образование. 1996. № 1. С. 103−109
- Агапова О.И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения // Информатика и образование. 1994. № 2. С. 34−40
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. J1.A. Чешко. М., «Русский язык», 1975. 600 с.
- Алексахина Е.М. Подготовка студентов педвуза к экологическому воспитанию учащихся начальных классов.: Автореф. канд. дисс. М., 1989. 21 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., Политиздат, 1980. 380 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учеб. пособие. Екатеринбург, Изд-во «Деловая книга», 1996. 344 с.
- Бершадский М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М., Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. М., Просвещение, 1978
- Бешенков С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения // Информатика и образование. 1999. № 10. с. 10−11
- Бешенков С.А., Притыко Н. Н., Матвеева Н. В., Нурова Н. А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики в начальной школе // Информатика и образование. 2000. № 4. С. 91−93
- Бондаревская Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. особие. Ростов н/Д, ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
- Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. и др. Проблема педагогики информационного общества и основы педагогической информатики. СПб., Образование, 1996
- Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград, Перемена, 2001. 214 с.
- Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М., 1940. 250 с.
- Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. Т. XVIII. Вып. 2. С. 117
- Второй Международный конгресс ЮНЕСКО: Аналитический доклад / Сост.: Д. В. Быков, В. В. Вержбицкий и др. // Информатика и образование. 1996. № 5. С. 3−20
- Вяккерев Ф.Ф. Самодвижение // Философская энциклопедия. М., 1967. Т. 4.
- Гаряев П.П. Волновой генетический код. М., ИЛУ РАН, 1997
- Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., Наука, 1991. 123 с.
- Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна.: Автореф. дисс.. д-ра искусствоведения. М., 1990. 51 с
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., Педагогика, 1987
- Гершунский Б.С. Теоретико-методологические основы компьютеризации в сфере образования: прогностический аспект. М., 1985
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
- Голин Г. М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М., Просвещение, 1987. 127 с.
- Горохов В.Г. Концепции современного образования и техники: Учебное пособие. М, 2000. — 608 с.
- Гривко Е.В. Формирование эколого-гуманистического образа мира у старшеклассников. СПб, 1998
- Громов Г. Р. Очерки информационных технологий. М., 1992
- Грушевицкая Т.Г., Садохин А. П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., Высшая школа, 1998. 383 с.
- Данильчук В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе (личностно-гуманитарная парадигма): Монография. Волгоград., Перемена, 1996.- 184 с.
- Данильчук Е.В. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие. Волгоград, Перемена, 2002. 184 с.
- Джонассен Д.Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии, а не из технологии // Информатика и образование, 1996, № 4, 131 с.
- Ершов А.П. Компьютеризация школы и математическое образование. Информатика и образование. 1992. № 5−6. С. 3−12.
- Естествознание / JI.A. Битюцкая, B.C. Еремин, В. С. Чесноков, О. Б. Дементьева. М., АСТ-ПРЕСС, 1999, 336 с.
- Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. М., Педагогика, 1976. 224 с.
- Заир-Бек Е. С. Анализ подходов к проектированию экономического образования в школах Санкт-Петербурга // Экономическое образование в школе: материалы к международному семинару. СПб., 1995. С. 31−33
- Извозчиков В.А. Инфоноосферная эдукология: информационныеЩтехнологии обучения. СПб., РГПУ им. Герцена, 1991. 120 с.
- Извозчиков В.А. Информационная картина мира (для общекультурного блока подготовки по профилю информатика). СПб., РГПУ им. Герцена, 1996.
- Извозчиков В.А. Картина мира в структуре миропонимания и информационной культуры учителя. СПб., Образование, 1994
- Извозчиков В.А. Методология и технология научных исследований в информационно-образовательном обществе (для магистров-филологов).1. СПб., 1996
- Извозчиков В.А. Теоретические основы использования новых информационных технологий в обучении // Дистанционное образование: проблемы и перспективы: Материалы международного симпозиума. СПб., 1996. С. 32−53
- Извозчиков В.А., Киквадзе С. С. Теоретико-методологические основы кибернетической педагогики и инфоноосферной эдукологии (для слушателей ФПК и ФОНО). СПб., 1995.
- Извозчиков В.А., Лаптев В. В., Потемкин М. Н. Дидактические функции информационной картины мира // Региональная информатика 98: материалы международной конференции. СПб., 1998. С.47−48
- Извозчиков В.А., Павлович М. А., Румянцев И. А. Информационная парадигма и картина мира в аспекте образования и общей культуры //Педагогическая информатика. 1999. № 2. с. 48.
- Извозчиков В.А., Тумалева Е. А. Школа информационной цивилизации: «Интеллект XXI»: Над чем думать, что знать и что делать директору школы. М., Просвещение, 2002. 108 с.
- Ильин B.C. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса // Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, ВГГТИ им. Серафимовича, 1981, С. 5−21.
- Ильин B.C. Проблемы теории педагогических систем с позиции целостного подхода // Воспитание школьников в процессе обучения. Волгоград, Изд-во «Волгоградская правда», 1978. С. 3−12
- Ильин B.C. Процесс воспитания в обучении как педагогическая проблема. Его сущность. Проблематика исследования // Совершенствование учебно-воспитательного процесса. Волгоград, ВГПИ им. Серафимовича, 1976. 147 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., Педагогика, 1984. 144 с.
- Ильина Т.Ю., Румянцев И. А. Педагогическая информатика и информационная педагогика. 2002. № 3. С. 48−51
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования (проблемы методологии и теории): Монография / Под ред. проф. В. А. Извозчикова. СПб., Образование, 1996. 224 с.
- Каджаспирова Г. М., Каджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., Academia, 2000. 147 с.
- Кадомцев Б.Б. Динамика и информация // Успехи физических наук, М., 1998
- Каймин В. А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре // Советская педагогика. 1990. № 4. С. 70−71
- Калашников B. JL Непрерывное развитие системы образования (образование в XXI веке) // Образование в регионах России и странах СНГ. 1999. № 5−8. С. 49−61
- Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41−55
- Кашперский В.И. Кибернетика // Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. Лондон-. -М., «ПАНПРИНТ», 1998, С. 395−399
- Кемеров В.Е. Процесс // Современный философский словарь / Под общей ред. В. Е. Кемерова. Лондон-. -М., «ПАНПРИНТ», 1998. С.706−707
- Коган Е.Я., Первин Ю. А. Информационная культура региональный компонент школьного образования // Информатика и образование. 1995. № 1. С. 24
- Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. 1999. № 8. С. 56−62
- Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии. СПб., СПбГУПМ, 1999. 242 с.
- Колин К.К. Информационный подход в методологии науки и проблемы образования //Педагогическая информатика. 1998. № 3. С. 37−43.
- Колин К.К. Социальная информатика как наука и учебная дисциплина // Социальная информатика 97. М., Ин-т молодежи, 1997, с. 4−11
- Комиссарова С.А. Заданная технология как средство гуманитаризации естественнонаучного образования: Дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 216 с.
- Компьютерное образование: Методология, теория, практика: Монография / Под ред. проф. А. В. Петрова. Волгоград, Перемена, 2002. 238 с.
- Концепция информатизации образования / Сост.: Алгинин Б. Е., Киселев Б. Г. и др.// Информатика и образование. 1990. № 1. С. 3−9
- Корнилова Т. В., Тихомиров И. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990
- Короткое A.M. Формирование у школьников умений обучаться в дидактических компьютерных средах: Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1996. 26 с.
- Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград, Перемена, 1999. 196 с.
- Кузнецов А.А. Основы информатики, 8−9 классы. Базовый курс // Программно-методические материалы: Информатика. 1−11 кл. / Сост. Л.Е. Са-мовольнова., М., Дрофа, 1998. С. 26−38.
- Кузнецов А.А., Дяшкина О. А. Школьные стандарты: первые итоги и направления дальнейшего развития // Информатика и образование. 1999. № 1. С. 29
- Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий: Учеб.-практ. пособие. Ростов н/Д, Творческий центр «Учитель», 2001. 160 с.
- Леднев B.C. Годом рождения курса является 1961-й // Информатика и образование. 1999. № 10. С. 2- 5.
- Локтюшина Е. А. Формирование творческих качеств личности старшеклассников и студентов при обучении в дидактической компьютерной среде. Автореф. канд. дисс. Волгоград: 1998
- Локтюшина Е. А., Петров А. В. Компьютеры в учебно-воспитательном процессе школы и вуза: Учеб. пособие по спецкурсу. Волгоград: Перемена, 1996. 100 с.
- Локтюшина Е.А. Обучение в личностно ориентированных дидактических компьютерных средах: Тезаурус. Волгоград: Перемена, 1999. 60 с.
- Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. М., Русский язык, 1978. 352 с.
- Лысенко В. Концепция глобального образования // Народное образование. 1993. № 7−8. С. 3−6.
- Львовская Г. Ф. Компьютер на уроке физики: за и против // Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», 2001, № 5, С. 7−8.
- Матвеева Н.В. Методика формирования системно-информационной картины мира на уроках информатики в среднем звене общеобразовательной школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. 260 с.
- Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М., 1986
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., Педагогика, 1988
- Метаобразование как философская и педагогическая проблема: Сборник научных статей. Ставрополь, Изд-во СГУ, 2001. 163 с.
- Моисеев Н.Н. Вернадский и современность // Вопросы философии. 1994, № 4. С. 3−13
- Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 40−52
- Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. М., Наука, 1988. 254 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. Волгоград, Перемена, 1995.
- Мултановский В.В. Физические взаимодействия и картина мира в школьном курсе. М., Просвещение, 1977. 168 с.
- Мусен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности ребенка. Пер. с англ. М., 1987
- Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. М., 1999.476 с.
- Новые информационные технологии в дошкольном образовании // Под. ред. Ю. М. Горвица. М., Линка-Пресс, 1998. 328 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров: Под ред. Е. С. Полат. М., Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
- Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб, КАРО, 2001. 152 с.
- Павлов Ю.М. Системный анализ и гуманистическая ориентация современной науки // Научные исследования и человеческие потребности. М., Наука, 1979. с. 9−17
- Пароджанов В.Д. Кризис цивилизации и переменные проблемы информатизации // Информационные процессы и системы. М., ВИНИТИ, 1993, № 12.
- Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: Монография. Волгоград, Перемена, 2001. 267 с.
- Петровский В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. № 3. С. 100−109
- Юб.Ппанк М. Единство физической картины мира. М., Мир, 1966. 287 с.
- Платонов К. И. Краткий словарь системы психологических понятий. М., Высшая школа, 1984.
- Платонов Н.Е. Средства мультимедиа в образовании // Информатика и образование. 1993. № 5. С. 17
- Потемкин М.Н. Исследование дидактических функций картины мира в непрерывном педагогическом образовании: Дис.. канд. пед. наук, СПб, 1999. 237 с.
- Программа информатизации образования в Российской Федерации // Информатика и образование. 1993. № 6. С. 8−16
- Программное обеспечение. 100 лучших отечественных программ // Компьютер-пресс. 1998. № 9. С. 75
- Программно-методические материалы: Информатика. 1−11кл. / Сост. Л. Е. Самовольнова. М., Дрофа, 1998. 96 с.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального, общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // Информатика и образование. 1996. № 7. С. 3−11
- Проектирование развивающего образовательного пространства лицея: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, В. В. Зайцев, С. В. Куликова и др. Волгоград, Перемена, 2002. 218 с.
- Проектирование развивающего образовательного пространства лицея: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, В. В. Зайцев, С. В. Куликова и др. Волгоград, Перемена, 2002. 218 с.
- Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старшеклассников: Учеб. пособие по спецкурсу / Науч. ред. З. И. Васильева. JL, ЛГПИ, 1989. 83 с.
- Ракитина Е.А., Лыскова В. Ю. Информационные поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. № 1. С. 19−25.
- Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 14−34
- Ракитов А.И. Философские проблемы науки. М., 1977. 270 с.
- Раушенбах Б.В. К рационально-образной картине мира // Коммунист. 1989. № 8. С. 89−97
- Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. 1992. № 10. С. 14
- Розенберг Н. М. Информационная культура в содержании общего образования // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 33−38
- Сагатовский В.Н. Антропологическая целостность: статус и структура // Очерки социальной антропологии. СПб., ТОО ТК «Петрополис», 1995. С. 41−55
- Саранов A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика: Монография. Волгоград, Перемена, 2000. 259 с.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., Народное образование, 1998. 256 с.
- Семакин И.Г. От целей образования к содержанию школьной информатики // Информатика и образование. 2002. № 2. С. 23−30
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие. М., Издательский центр «Академия», 2000. 240 с.
- Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся. М., Знание, 1986. 80 с.
- Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения (на примере предметов естественнонаучного цикла) // Информатика и образование. 1991. № 1. С. 3−10
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, Перемена, 1994. 152 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. М., Логос, 1999. 272 с.
- Симонов В.М. Гуманитаризация естественнонаучного образования в контексте развития компьютерных технологий: Учебное пособие. Волгоград, 1997. 120 с.
- Симонов В.М. Дидактические основы естественнонаучного образования: гуманитарная парадигма: Монография. Волгоград, Перемена, 2000. 295 с.
- Симонов В.М. Подготовка старшеклассников к применению основ информатики и вычислительной техники при решении техникоэкономических задач. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Волгоград, 1991. 22 с.
- Сластенин В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие. М., Издательский центр «Академия», 2003. 192 с.
- Сластенин В.А., Шиянов Е. Н. Гуманистическая концепция педагогического образования//Современная высшая школа. 1991. № 4. С. 83−94
- Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего образования // Материалы научно-практической конференции. Ч. 2. Петрозаводск, 1996. С. 24−29
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие. М., Школьная Пресса, 2000. 416 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие. М., Школа Пресс, 1995. 384 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Спасибенко С.Г. Человеческое измерений социума // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 3. С. 56−62
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., ООО «Мир книги», 2001. 95 с.
- Суворова А.Н. Картина мира и проблемы ее типологизации: Дис.. канд. филос. наук. Самара, 1996. 487 с.
- Судаков К.В. Информационный принцип в физиологии: анализ с позиции общей теории функциональных систем // Успехи физиологических наук, М., 1995
- Суханов А.П. Мир информации (история и перспективы). М., Наука, 1986. 204 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М., 1969
- Технология организации опытно-экспериментальной работы в развивающейся школе: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, Е. А. Крюкова, Н. Г. Владимиров и др. Волгоград, Перемена, 2001. 79 с.
- Технология организации опытно-экспериментальной работы в развивающейся школе: Учеб.-метод, пособие / A.M. Саранов, Е. А. Крюкова, К. А. Сисеров и др. Волгоград, Перемена, 2001. 79 с.
- Тюрин Ю.Н., Макаров А. А. Анализ данных на компьютере / Под ред. В. Э. Фигурнова. М., ИНФРА-М., 2003. 544 с.
- Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования // Информатика и образование. 1994. № 3. С. 3−14
- Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под. ред. В. А. Караковского и др. М., Пед. общество РФ, 1999. 264 с.
- Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования, 1996. № 7. С. 3−54
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя. Изд. 3-е. М., Политиздат, 1975. 496 с.
- Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. М., 1985
- Ходякова Н. В Информационная культура специалиста: Учеб.-метод, пособие. Волгоград, ВЮИ МВД Риссии, 1999. 56 с.
- Ходякова Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов. Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1996. с. 17
- Шахова Н.В. Метод проектов при изучении Word // Информатика и образование. 2002. № 1. С. 37−40
- Rebertson D.S. The information revolution // Communication Pres, N.Y., 1990.-V. 17. № 2. P. 235−254
- Wellington Y. Education For Employment. The Place of Information Technology. London, 1989. P. 19
- Rogers A., Waugh M., Smith K. Observation on Electronic Networks: Appropriate Activities for Learning / Computing Teacher, 1989, May. P. 17−21