Заключение.
Научные основы исследования проблемы формирования индивидуального лексикона
Речь, возникшая с запозданием, и в дальнейшем развивается своеобразным путем. Возможность речевой реализации языковых средств, которыми владеют дети, различна: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. В работе было описано поэтапно развитие пассивного и активного лексикона. Был проведен анализ и обзор логопедической… Читать ещё >
Заключение. Научные основы исследования проблемы формирования индивидуального лексикона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Таким образом, алалия — один из наиболее сложных речевых дефектов.
Моторная алалия является результатом органического нарушения центрального характера в перенатальный, натальный или ранний постнатальный периоды. Синдром моторной алалии обусловлен комплексом различных факторов: степенью речевого недоразвития, характером и локализацией процесса, общим состоянием ребенка, его возрастом, типом высшей нервной деятельности, состоянием интеллекта, системой медикопедагогического воздействия. Во всех случаях имеются несформированность навыков общения, нарушение речевой и неречевой деятельности. Наиболее ярко алалия проявляется в дошкольном возрасте.
Экспрессивную алалию относят к группе языковых расстройств, при которых нарушается структурно-функциональная сторона языка — фонематические, грамматические и лексические операции в процессе порождения речи.
Механизм алалии изучен недостаточно. Наиболее аргументирована точка зрения о том, что расстройство функционирования языкового механизма связано с избирательной недостаточностью в овладении языком, как своеобразной знаковой системой.
Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер.
Типичные проявления алалии — аграмматизм, расстройства актуализации слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов.
Речь, возникшая с запозданием, и в дальнейшем развивается своеобразным путем. Возможность речевой реализации языковых средств, которыми владеют дети, различна: от полного отсутствия общеупотребительной речи до развернутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Нарушение неречевой деятельности проявляется в несформированности моторных и психических функций.
Личность ребенка с моторной алалией так же имеет своеобразные черты. У детей отмечаются невротические черты поведения, затрудненность контакта, повышенная сензитивность, неспособность к длительному усилию. На фоне дошкольников с нормой в развитии, дети, страдающие моторной алалией напоминают умственно отсталых детей за счет малой речевой активности и ограниченного общего запаса знаний. Дальнейшее углубленное изучение алалии позволит уточнить вопросы этиологии, дифференциальной диагностики и структуры дефекта, что обеспечивает оптимизацию коррекционно-логопедического воздействия.
Систематическая логопедическая работа при алалии направлена, но восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению.
В работе используются разные приемы и методы, имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии.
Задачи и содержание работы определяются речевыми возможностями ребенка.
Коррекционную работу с алаликами начинают в дошкольном возрасте.
Она включает 3 этапа:
развитие понимания речи (пассивная сторона речи); развитие самостоятельной речи (активная сторона речи); отработка элементов звучащей речи;
Все работа проводятся параллельно по всем трем разделам. В работе решались следующие задачи:
Показать особенности развития пассивного и активного лексикона у детей с моторной алалией;
Рассмотреть методы формирования лексикона у детей с моторной алалией.
Проанализировать научную литературу.
В работе было описано поэтапно развитие пассивного и активного лексикона. Был проведен анализ и обзор логопедической научной литературы, охватывающей проблемы становления и формирования экспрессивной и импрессивной сторон речи и дошкольников, страдающих моторной алалией.
Также, были рассмотрены и проанализированы методы работы по формированию лексикона у дошкольников с моторной алалией. Была описана структура работы по коррекции общего недоразвития речи второго уровня. А также разработана специальная методика обследования активного и пассивного словаря дошкольников с моторной алалией.
Широкое применение игровых приемов, упражнений речевого аппарата, многократное повторение лексического материала приводит к созданию стимулов, которые обеспечивают усвоение детьми языковой системой. Но без специально организованного коррекционного воздействия ребенок, страдающей экспрессивной алалией, может остаться на самом низком уровне речевого воздействия.