Влияние научно-исследовательской деятельности учащихся на учебный процесс
Второй этап предполагает поиск проблемы. Учитель определяет вместе с детьми цели, задачи и этапы исследований. Учитывая практическую деятельность, учителем вырабатывается структура, план действий научно-исследовательской работы. Выделяют три блока деятельности: Из диаграмм видно, что в обоих классах уровень знаний по изучаемой теме заметно вырос. Однако, в 3 «А» классе, где проводился эксперимент… Читать ещё >
Влияние научно-исследовательской деятельности учащихся на учебный процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Большую роль в курсе «Окружающий мир» играет практическая исследовательская работа, осуществляемая как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Теоретические знания, которые ученики получили на уроках, выступают базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений. Умения анализировать и делать выводы из результатов своих наблюдений способствуют выработке экологически грамотного, безопасного для природы и собственного здоровья поведения. Часто дети, изучающие темы, предусмотренные учебной программой только по книгам, могут определить названия растений, животных, явлений, изображенных на картинках и экране телевизора, но не узнают их на практике, в обычной жизни. Мы считаем, что повысить уровень естественнонаучных знаний младших школьников может проведение научно — исследовательской работы на уроках окружающего мира. Младшие школьники активно принимают участие в такой работе, естественно, на доступном для них уровне. Использование научно — исследовательской деятельности на уроках предполагает развитие у учащихся навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благотворно отражается в учебной деятельности на различных уроках.
Научно-исследовательская деятельность включает в себя несколько этапов работы.
На первом этапе определяется тема, которая может быть близка или интересна учащимся. Тема исследования должна предполагать работу, соответствующую возрастной категории учащихся.
Второй этап предполагает поиск проблемы. Учитель определяет вместе с детьми цели, задачи и этапы исследований. Учитывая практическую деятельность, учителем вырабатывается структура, план действий научно-исследовательской работы. Выделяют три блока деятельности:
- 1. информационно-пропагандистский,
- 2. практико-исследовательский,
- 3. творческий.
Такая структура позволяет выполнять практическую деятельность, применяя интеллектуальные операции — анализ, сравнение, классификации. Групповая работа по каждому блоку позволяет делать более полные и точные выводы по проделанной работе — экспериментам, опытам, наблюдениям.
Организованная именно таким образом научно — исследовательская деятельность требует завершения и представления своей работы в научной форме — выступление с докладом перед группой, классом. Итог проделанной научно — исследовательской работы: дети достигли поставленных целей, творчески и оригинально выполняя работу. Важно отметить, что учащиеся добыли знания и умения благодаря собственному труду, расширяя кругозор и познавательную сферу.
После проведения уроков по теме «Свойства воды» с использованием научно — исследовательской работы, мы снова предоставили учащимся анкету.
Результаты анкетирования представлены в таблице.
Обработка данных показала нам, что уровень знаний по теме «Свойства воды» у учащихся 3 «А» класса заметно вырос, а именно:
- — высокий уровень знаний (6 -7 верных ответов) имеют 71% учеников;
- -средний уровень (4−5 верных ответов) — 23%;
- — низкий уровень (1−3 верных ответов) — 6%.
Рис 2. Знания учащихся 3 «А» класса по теме «Свойства воды» после ее изучения с применением научно — исследовательской работы
Также мы выяснили, каким стал уровень знаний в 3 «Б» классе после изучения темы «Свойства воды» без применения научно — исследовательской работы. Обработка данных показала, что уровень знаний возрос, а именно:
- — высокий уровень знаний (6 -7 верных ответов) имеют 45% учеников;
- -средний уровень (4−5 верных ответов) — 43%;
- — низкий уровень (1−3 верных ответов) — 12%.
Рис 3. Знания учащихся 3 «Б» класса по теме «Свойства воды» после ее изучения без применения научно — исследовательской работы
Из диаграмм видно, что в обоих классах уровень знаний по изучаемой теме заметно вырос. Однако, в 3 «А» классе, где проводился эксперимент по применению научно — исследовательской работы на уроке для изучения темы.
" Свойства воды", показатели гораздо выше, чем в 3 «Б» классе, где научно — исследовательская деятельность не применялась.
Исходя из полученных результатов, мы можем сказать, что:
- 1) исследование способствовало повышению уровня знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
- 2) изменился уровень формулировки мыслительной деятельности детей, укрепился навык самостоятельного поиска необходимой информации в учебном материале, а так же и других источниках информации;
- 3) в процессе выполнения исследовательских заданий вырос уровень любознательности, был отмечен фактор оригинальности мышления; поиск нужной информации, использование научно — популярной, а так же художественной литературы, способствует эмоционально — нравственному развитию младших школьников;
- 4) возрос познавательный интерес детей, появилось желание активной самостоятельной работы на уроках, а также во внеурочное время, что расширяет эрудицию и кругозор учащихся;
- 5) школьники начали активно участвовать в исследовательской деятельности.
На данном этапе работы мы выявили, что:
- — учащиеся стали больше интересоваться природой;
- -повысился уровень естественнонаучных знаний за счет использования в деятельности научно — популярной литературы;
- — учащиеся стали положительно и без опаски относится к разному роду экспериментов и эмоционально воспринимать окружающий мир.
Основываясь на результатах анализа анкет, мы видим, что применение научно-исследовательской деятельности повышает уровень естественнонаучных знаний младших школьников в курсе уроков «Окружающий мир» .
Участие в научно-исследовательской деятельности на уроке окружающего мира повысило учебную активность учащихся, и они захотели выполнить еще одну работу по теме «Свойства почвы». Данная работа отличалась от предыдущей большей самостоятельностью учащихся, они заранее готовили материал, самостоятельно собирали информацию, с помощью учителя определяли цели работы, вырабатывали план действий и провели самостоятельное исследование. Дети смогли проявить свои научно-исследовательские способности, собрать и обработать информацию, оформить результаты эксперимента и представить их перед классом в форме доклада и презентации.