Развитие зрительного и осязательного восприятия слепых и слабовидящих
Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных анализаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обусловленный отсутствием или значительным снижением зрения. Осязание в отличие от других форм чувствительности никогда полностью не выпадает. Мы знаем, что есть люди, лишенные зрения, слуха, — слепые, глухие, лишенные обоняния, даже лишенные вкуса, но людей… Читать ещё >
Развитие зрительного и осязательного восприятия слепых и слабовидящих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
При наличии остаточного зрения процессы познавательной и трудовой деятельности должны проходить при совместной работе осязания и зрения. Ведущая роль той или иной системы по отражению мира и контроля над деятельностью должна определяться состоянием зрительных функций свойствами отражаемых предметов и характером производимой операции. Зрительное восприятие при снижении остроты зрения, нарушения цветоощущения, сужение поле зрения резко отличается от восприятия нормальновидящих по степени полноты точности и скорости отображения.
Дефект зрения приводит к тому, что в зрительном восприятии правильно отражаются лишь некоторые часто второстепенные признаки объекта. В связи с чем возникающие образы искажаются и часто бывают неадекватны действительности. Организация занятий по развитию зрительных восприятий строятся на основе психофизиологических и психологопедагогических методов с учётом медицинских показаний. Цель занятий — активизировать и вовлечь в деятельность нарушенный анализатор таким образом чтобы это содействовало сохранению и развитию зрения.
Содержание занятий это коррекция нарушений зрительного восприятия основных свойств и явлений, а именно формы, цвета, размера. В процессе занятий у детей развивается анализ и синтез зрительной информации, умения интерпретация и категоризация. Зрительное восприятие развивается в процессе как специально-организованных занятий так и на учебных занятиях в процессе воспитания и во внеурочной деятельности. По способу предъявления материала выделяют предметную, изобразительную, компьютерную. проекционную. телевизионную методики.
Предметная методика позволяет развивать зрительное восприятие детей и реализуется на предметно-практических занятиях и в игре. Предметно-практические занятия могут включать в себя: — конструирование, моделирование.
На занятиях обязательно предусмотрены задания на апознавальные предметы, анализ их форм, размера, цвета, фактуры. В структуру занятий могут быть включены дидактические игры или провод. в форме сюжетно-рол. игр.
Для развития зрительного восприятия используются специальные воображения (контрастно-раскрашенные рисунки с рельефным контуром, чёрно-белые. Цветные, штриховые). В процессе работы с изображениями дети выполняют задание по анализу опознавания, описания, сравнению изображений, выделяют в их сходные и различительные признаки.
Сегодня для развития зрения широко используется компьютерная и телевизионная техника. Специальные программы позволяют изменять форму, цвет, контрастность, насыщенность, яркость изображения, режим их проявления (динамический, статический). Немаловажное значение имеет кино и видеопроекция. Предпочтительно использовать диапроекты.
Осязание является основным видом контактной чувствительности, с помощью которого мы воспринимает действующие на нас предметы, прикасаясь к ним чувствительными поверхностями тела.
Для людей, лишенных зрения, осязание является одним из сохранных анализаторов, с помощью которого компенсируется недостаток информации, обусловленный отсутствием или значительным снижением зрения. Осязание в отличие от других форм чувствительности никогда полностью не выпадает. Мы знаем, что есть люди, лишенные зрения, слуха, — слепые, глухие, лишенные обоняния, даже лишенные вкуса, но людей, лишенных полностью осязания, нет. Выпадение осязания может иметь лишь локальный характер, но никогда не захватывает всех частей тела, все рецепторные поверхности.
Наконец, осязание лучше, чем любой другой вид ощущений, дает возможность проследить, как постепенно, в результате последовательных ощупываний, из отдельных признаков создается целостный образ. Осязание позволяет получить сложную информацию о предметах внешнего мира; с его помощью может формироваться достаточно полный образ предмета. Слепые, пользуясь только осязательной чувствительностью, могут настолько хорошо формировать субъективный образ объективного мира, что известны даже слепые скульпторы (например, Лина По), которые только по осязательным ощущениям восстанавливали образ воспринимаемого объекта и делали великолепные скульптурные копии.
Если отдельные виды кожной чувствительности (тактильная, температурная, болевая) отражают только отдельные свойства предмета, к которому мы прикасаемся, то осязание как сложный комплекс кожной и проприоцептивной чувствительности обеспечивает отражение целостного образа предмета. В этом и состоит важное значение осязательной рецепции.