Педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского
В процессе своей многолетней педагогической деятельности композитор выстраивает целостную систему становления и развития музыкальной культуры учащихся на основе всё более полного раскрытия ими таких сущностных свойств музыкального искусства, как интонация, жанр, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия в их связи с жизнью, с другими искусствами, с историей. При этом процесс познания… Читать ещё >
Педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особое внимание к рассмотрению проблемы формирования слушательской культуры учащихся, в том числе в методическом аспекте, уделяется в музыкально-педагогическом наследии Д. Б. Кабалевского. Слушать, причём как можно больше, — это тот путь, по которому предлагает идти педагог-композитор всем, кто ставит перед собой задачу приобщения подрастающих поколений к музыке, формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры. «Увлекательная беседа, живое слово о музыке, способное определённым образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-воспитательной работы» , — пишет Кабалевский. «При каких бы обстоятельствах ми ни беседовали с детьми о музыке, мы ни на секунду не должны забывать о главной задаче — заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их и „заразить“ их своей любовью к музыке. Если хотите, это даже не задача, а, как говорил К. С. Станиславский, сверхзадача всей музыкально-воспитательной работы с детьми, которой должны быть подчинены все остальные задачи» [1].
В процессе своей многолетней педагогической деятельности композитор выстраивает целостную систему становления и развития музыкальной культуры учащихся на основе всё более полного раскрытия ими таких сущностных свойств музыкального искусства, как интонация, жанр, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия в их связи с жизнью, с другими искусствами, с историей. При этом процесс познания музыкального искусства он предлагает начинать в опоре на три жанра: песню, танец и марш, поскольку уже имеющийся ранее опыт общения с этими жанрами позволяет ученикам приходить к обобщениям, способствующим формированию умений осознанно слышать, исполнять, сочинять музыку и размышлять о ней.
Формирование музыкальной культуры школьников, согласно концепции Д. Б. Кабалевского, осуществляется сквозь призму следующих основных целевых установок, которые находят своё наиболее яркое выражение именно по отношению к слушательской деятельности и которые необходимо учитывать в процессе педагогического руководства этим видом музыкальной деятельности учащихся: направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности учащихся, при которой содержание музыкального образования нацелено главным образом на их нравственное, эстетическое развитие, на формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры; вера в преобразующую силу музыки, в возможность с помощью профессионального педагогического руководства осуществлять благотворное воздействие с помощью искусства прежде всего на эмоционально-ценностную сферу личности учащегося; ярко выраженная воспитательная направленность слушательской деятельности на развитие заинтересованного, эмоционально-ценностного, художественно-эстетического отношения к музыке, музыкального мышления, музыкально-эстетичесского вкуса, музыкально-творческих способностей, умений и навыков; введение учащихся в мир музыкального искусства — классического, народного, современного, охватывающего многообразие его форм, жанров и стилей; опора на богатейшее мировое музыкальное наследие; тематическое построение программы, предполагающее целенаправленное и последовательное раскрытие жанровых, интонационных, стилевых особенностей музыки, её связи с другими искусствами и жизнью; связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, находящая своё выражение прежде всего в раскрытии каждой из изучаемых тем, в отборе музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом; выявление сходства и различия как на всех уровнях организации музыкального материала, так и во всех видах музыкальной деятельности; трактовка музыкальной грамотности в широком смысле этого слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру; направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребёнке, которое необходимо осуществлять во всех видах музыкальной деятельности.
Музыкально-педагогические воззрения Д. Б. Кабалевского на содержание и организацию слушательской деятельности учащихся наиболее полно и многогранно получили освещение в книге «Как рассказывать детям о музыке?», в которой автор выдвигает, по сути, целостную систему слушания музыки, развития её восприятия. Интересно уже название работы — в нём содержится знак вопроса. Автор не столько отвечает на этот вопрос, сколько стремится привлечь внимание к проблеме. Весьма важен такой принцип, как уважение и доверие к аудитории. «Юные слушатели с удивительной чуткостью угадывают, как относится к ним разговаривающий с ними: если без уважения и доверия — они будут оскорблены, замкнутся, в их сознании проявится своеобразная „защитная“ реакция, которая не пропустит, оттолкнёт от себя всё, даже разумное и важное, что, может быть, и будет содержаться в словах учителя. Уважительным должен быть разговор с любой аудиторией, ибо в каждом человеке надо видеть не только то, что он представляет собой сегодня, но и то, каким он будет завтра!» [2]Специальное внимание уделяется в книге рассмотрению проблемы доступности для ребёнка даже самой сложной музыки, если он эмоционально подготовлен к её восприятию.
Одним из центральных вопросов, рассматриваемых композитором-педагогом, является вопрос о важности идеи и логики построения занятия. Автор подчёркивает, что школьники «гораздо основательнее усваивают музыку, если все произведения, включены в программу, объединены какой-либо близкой им интересной темой, способной увлечь их. Слушая под углом зрения такой темы всю программу, они обязательно будут сопоставлять одно произведение с другим и все их соразмерять с общей темой» [3].
Тематика бесед о музыке для детей и юношества, отмечает Д. Б. Кабалевский, не имеет границ, а подбор музыкального материала — «дело очень непростое, требующее большого мастерства, чуткости и опыта. Какой бы принцип ни лежал в основе программы — принцип сходства или принцип контраста, — она должна быть цельной и единой» [4].
Готовясь к беседе со школьниками, рекомендуется ясно представлять линию развития своего выступления. Для этого необходимо найти «удачное начало, сразу же приковывающее внимание слушателей», продумать «возможно более точное распределение каких-либо особо привлекательных факторов (включая музыкальные примеры и цитаты), чтобы интерес их для слушателей непрерывно возрастал, чтобы каждый раздел имел свою кульминацию, каждая из которых должна быть не только сильней предыдущей, но и более основательно утверждающей основную идею своего выступления», заготовить заранее возможный вариант последней фразы, который потребуется в том случае, если «живое течение беседы само не приведёт к более интересному заключению» [5].
Каждый педагог, подчёркивает автор, ищет «свои пути, методы, приёмы активизации слушателей. Здесь всё индивидуально: и состав аудитории, и форма общения с ней, и избранная тема, и, конечно, мы сами — каждый со своими убеждениями, со своими задачами, со своим опытом» [6].
Привлечь учащихся к слушанию музыки, даже тех, кто, по словам Д. Б. Кабалевского, ещё не полюбил её и не заинтересовался ею, способно слово. От того, каким будет это «слово», во многом будет зависеть и эффективность проводимой учителем работы по формированию слушательской культуры детей.
Д. Б. Кабалевкий поднимает важную проблему «истолкования» музыки самим педагогом-музыкантом. При этом он исходит из того, что музыка «всегда что-то выражает, всегда передаёт какие-то человеческие чувства, всегда рисует какой-то характер и напоена каким-то определённым настроением» [7] Автор высказывает важную мысль о том, что слушая музыку, «мы всегда слышим (во всяком случае, можем услышать) не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в нашей душе, в нашем сознании, то есть то, что создаёт наше собственное творческое воображении. Субъективное, личное, своё всегда вписывается в рамки, предопределённые композитором. В том и заключается огромная сила музыки, что она способна увлечь, охватить единым чувством любое количество людей, оставляя при этом для каждого свободу своего, личного, субъективного восприятия». 8].
Главным в разговоре о музыке, по мнению Д. Б. Кабалевского, является умение ввести слушателя в ту атмосферу, в которой создавалось произведение, рассказать о жизненных обстоятельствах, при которых оно было задумано композитором и рождено. Иными словами, то что автор вкладывает в термин «биография художественного произведения» и подчёркивает, что знание таких «биографий» составляет основу художественного образования слушателей.
Поднимается вопрос и о необходимости тщательного продумывания методики включения в содержание занятий так называемой программной музыки. Многолетние наблюдения «заставляют меня, — пишет композитор-педагог, — сильно усомниться в правильности широко распространённого в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Я склонен думать, что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но и зачастую парализует его, так что в конце концов лишённая программного названия музыка начинает казаться им бессодержательной и потому, естественно, неинтересной» [9].
Учитывая это, предполагается при прослушивании программной музыки с ярким образным названием не сообщать предварительно её название с тем, чтобы дети сами определили характер музыки, а потом уже попытались дать ей название. Особенно предостерегает Д. Б. Кабалевский от собственных толкований педагога, основанных лишь на его субъективных ассоциациях.
В качестве действенного средства активизации внимания слушателей рассматривается так называемый приём «столкновения контрастов». При этом имеет в виду: а) контрастные сопоставления музыкальных произведений по настроению, по жанрам и др.; б) контрастные произведения в пределах одного жанра; в) контрасты в подаче материала и др.
Особое внимание уделяется форме изложения учебного материала. При этом педагог-музыкант подчёркивает необходимость «вопросительной» формы построения речи, рассматривая её как важнейший элемент всякой беседы. Причём рекомендуется продумывать даже те вопросы, которые не требуют ответов «вслух», поскольку они также «активизируют восприятие слушателей, которые — хотят они того или не хотят — мысленно отвечают себе на эти вопросы, или заданный вопрос рождает в их сознании новые вопросы» [10].
Совместное обсуждение, замечает Д. Б. Кабалевский, даёт лучший результат, чем высказывание безапелляционным тоном своих собственных убеждений. Но «иметь эти собственные убеждения необходимо! И не надо бояться того, что со всеми участниками беседы к единому мнению мы, может быть, и не придём. Дело здесь не в едином мнении, а в уважительном отношении к мнению своих собеседников» [11].