Опытно — экспериментальное исследование исправления дефектов озвончения у детей с дислалией
Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка. При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий… Читать ещё >
Опытно — экспериментальное исследование исправления дефектов озвончения у детей с дислалией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика изучения особенностей дефектов озвончения у детей с дислалией
Обследование проводилось на базе ГБС (К)ОУ школы № 26 V вида в 1 классе с общим недоразвитием речи, состоявшем из 14 детей .
Было проведено комплексное обследование детей с разными формами дислалией. Экспериментальное исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель первого этапа: выявить особенности нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста Вам надо установить вид дислалии.
На констатирующем этапе, были поставлены следующие задачи:
- 1. Выявить у дошкольников нарушения звукопроизношения.
- 2. Исследование артикуляционной моторики
- 3. Выявить особенности фонематического восприятия
Дети. | Группа Анарушения в строении артикуляционного аппарата. | Группа ВНет нарушений в строении артикуляционного аппарата. |
Ульяна. | ||
Саша. | ||
Влад. | ||
Игорь. | ||
Таня. | ||
Оля. | ||
Наташа. | ||
Маша. | ||
Настя. | ||
Ксения. |
1. При обследовании артикуляционного аппарата важно помнить, что правильное произношение звуков во многом определяется сохранностью каждой из частей периферического речевого аппарата: ротовой и носовой полостей, а также глотки и носоглотки. Проверяя строение языка, зубов, губ, неба, челюстей, необходимо выявить, соответствует ли их строение норме, а если нет, то каков характер нарушения.
В процессе обследования подвижности артикуляционного аппарата ребенку предлагается по подражанию выполнить ряд упражнений. Для исследования артикуляционной моторики мы использовали тестовые задания, которые включали динамические и статические упражнения.
Исследование артикуляционной моторики.
- 1балл — правильно выполнено с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;
- 0,5балла — замедленное и напряженное выполнение;
- 0,25балла — выполнение с ошибками (поиск позы, неполный объем, синкинезии); дислалия дефект озвончение коррекция
- 0баллов — невыполнение движения.
Максимальное количество баллов — 5.
От 1 — 3 балла (низкий уровень) От 3 — 4 балла (средний уровень) От 4 — 5 балла (высокий уровень) При обследовании 10 детей были выявлены нарушения в строении артикуляционного аппарата у 5 человек. Мы поделили группу на 2 подгруппы. У детей, где есть нарушения — это группа «А», а где нет нарушений — эта группа «Б».
У Ульяны, Саши, Маши, Влада и Ксении недостаточно подвижен при обследовании язык. Этот дефект вызван неумением удержать, язык в нужном положении и быстрого перехода от одного движения к другому.
У этих детей при выполнении ряд упражнений по подражанию были затруднения. Дети не могли:
- — удержать широко распластанный язык на нижней губе (2−3 сек.);
- — облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);
- — произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;
- — удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2−3 сек.);
- — пощелкать языком (3−5 раз);
- — пощелкать языком («погонять лошадок»);
- — имитировать языком положение «трубочки»;
- — произвести 2—3 движения из перечисленных попеременно.
После проведенного нами исследования было выявлено, что дети, у которых артикуляционный аппарат был нарушен, продемонстрировали низкий и средний уровни. Так низкий уровень у Ульяны, Маши и Влада. У их есть упражнения, где они не справилась. В связи с этим мы в формирующем этапе проведем ряд упражнений для исправления артикуляционного аппарата. В таблице в заголовке везде добавить слово развитие.
Дети. | Высокий уровень артикуляционной моторики. | Средний уровень артикуляционной моторики. | Низкий уровень артикуляционной моторики. |
Ульяна. | |||
Саша. | |||
Влад. | |||
Игорь. | |||
Таня. | |||
Оля. | |||
Наташа. | |||
Маша. | |||
Настя. | |||
Ксения. |
Так, например, при укороченной уздечке языка (подъязычная связка) движения языка оказываются затрудненными, так как слишком короткая уздечка не позволяет ему поднять язык вверх. У Саши и Ксении при выполнении ряда упражнений по подражанию были затруднения, а именно по этой причине они не смогли точно выполнить следующие упражнения:
- — облизать широким языком верхнюю, нижнюю губу (по подражанию, по инструкции);
- — произвести круговые движения широко распластанным языком по верхней и нижней губам;
- — удерживать кончик языка у правого, левого углов рта (2−3 сек.);
- — пощелкать языком (3−5 раз);
- — пощелкать языком («погонять лошадок»);
- — имитировать языком положение «трубочки»;
В этих упражнениях не было.
- — четкости артикуляционных движений;
- — быстроты и плавности их воспроизведения;
- — умения быстро переключаться с одного артикуляционного уклада на другой.
- 2. Состояние фонематического слуха определялось с помощью заданий: (покажи где?)
Инструкция: Детям предлагается картинки, где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную картинку.
- 1) Кот — год,
- 2) мишка — мышка,
- 3) лук — люк,
- 4) софа — сова,
- 5) шар — жар;
- (повтори слоговые цепочки)
Инструкция: Детям предлагается карточки (слоги), которые разложенные перед ребенком на столе где ребенок выбирает и показывает логопеду, нужную карточку.
- 1) ба — па, па — ба,
- 2) са — ша, ша — са,
- 3)шажа — ша, жа — ша — жа,
- 4) ца — са — ца, са — ца — са,
- 5) ра — ла — ра, ла — ра — ла. См.
Система оценки состояния фонематического восприятия.
- 1 балл — точное, и правильное воспроизведение: слоговой структуры, правильный показ картинки.
- 0,5 балла — первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому. (ба — па, ба — па); показ картинки после стимулирования
- 0,25 балла — неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском; восприятия слов — паратипов как одинаковых.
- 0 — балла — отказ, невозможность восприятия.
Максимальное количество баллов — 10.
Были определены уровни состояния фонематического слуха:
Высокий уровень — 8 — 10 балла Средний уровень — 5 — 8 балла Низкий уровень — 5 и меньше.
Дети. | Высокий уровеньсостояния фонематического слуха. | Средний уровень состояния фонематического слуха. | Низкий уровень состояния фонематического слуха. |
Ульяна. | |||
Саша. | |||
Влад. | |||
Игорь. | |||
Таня. | |||
Оля. | |||
Наташа. | |||
Маша. | |||
Настя. | |||
Ксения. |
Исходя, из данных таблицы мы пришли к выводу, низкого уровня не показал никто (0%), средний уровень зафиксирован у 40%, у остальных наблюдается высокий уровень, это составило (60%) детей.
При обследовании звукопроизношения необходимо выяснить, как ребенок произносит проверяемый звук изолированно, в словах, слогах, предложениях, текстах, используя соответствующий дидактический материал.
Обследование звукопроизношения определилось с помощью заданий[16,17]: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.
Выставить везде автоматические красные строки — см. ниже. Инструкция: Дети садятся на ковер вокруг логопеда, а в это время Антошка вбегает в группу и раздает детям карточки — символы звука С. Вызванный ребенок с помощью удочки с магнитом вытаскивает из «колодца» (большой коробки) картинки:
1) собака — маска — нос, сено — василек — гусь.
Замок — коза, зима — магазин — карточка — символ З Цапля — яйцо — огурец — карточка — символ Ц Логопед четко проговаривает названия картинок, а дети поднимают карточку — символ, услышав нужную картинку. Затем логопед уточняет, какой звук дети учились находить в словах.
Итог занятия Логопед: Какой звук мы сегодня учились правильно произносить и находить? Как запомнить, какой это звук и почему?
Дети: поочередно произносят звуки, и показывают, какой звук звучит твердо, а какой мягко.
Предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков[11,89].
Инструкция: Детям раскладывают на стол картинки, и организуем их рассматривание, обращаем внимание на каждый предмет, его части, внешний вид, назначения, ребенок берет картинку и медленно, четко произносит. Это проигрывается все в игровой форме[17,46].
2) шуба — кошка — камыш.
Жук — ножи Щука — вещи — лещ Чашка — очки — мяч.
Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком Р.
Инструкция: Детям дается картинка и ребенку предлагается задание «Расскажи про свою картинку» (предмет или сюжет). Требования логопеда к речевым высказыванием зависит от индивидуальных возможностей каждого ребенка.
3) рыба — корова — топор 5) кот — сокол — клубок Река — варенье — дверь гусь — бумага.
4) лампа — молоко — мел хлеб — сахар — петух Лента — колесо — соль йод — майка — трамвай Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп[19,23]:
- 1 — свистящие,
- 2 — шипящие,
- 3 — р, р',
- 4 — л, л',
- 5 — остальные звуки. Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности.
- 3 балла — правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;
- 1,5 балла — один или несколько звуков группы изолированно и отраженно произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. Е. Недостаточно автоматизированы;
- 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
- 0 баллов — искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы
Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов — 15.
Были определены уровни состояния звукопроизношения.
Высокий уровень — 14 — 15 баллов Средний уровень — 10 — 14 баллов Низкий уровень — 10 и меньше баллов.
Дети. | Высокий уровеньсостояния звукопроизношения. | Средний уровень состояния звукопроизношения. | Низкий уровень состояния звукопроизношения. |
Ульяна. | |||
Саша. | |||
Влад. | |||
Игорь. | |||
Таня. | |||
Оля. | |||
Наташа. | |||
Маша. | |||
Настя. | |||
Ксения. |
Таким образом, можно сделать вывод, что высокий уровень показал только один ребенок, средний уровень зафиксирован у семи детей и у двоих детей наблюдается низкий уровень.
Чаще всего нарушаются группы звуков: свистящие, шипящие, р — р', л — л'.
На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, дети были разделены в подгруппы с учетом структуры дефекта и характера нарушения звукопроизношения.
- 1 группа — дети с нарушением свистящих;
- 2 группа — дети с нарушением шипящих;
- 3 группа — дети с нарушением сонорных.
- 1 группа — дети с артикуляторно — фонетической дислалией (Настя,. — двугубный л; Саша — межзубное произношение свистящих). Таких детей было два человека.
- 2 группа — дети с артикуляторно-фонематической дислалией (Ульяна — заменяет ш на с, ж на з, щ на с', р на л, л' на й;
- 3 группа — дети с наличием фонетического и фонематического дефекта (Настя Н. — межзубное произношение свистящих, шипящих и заменяет р на л, р' на л на л'; Ксениягорловой р, р', заменяет л, л' на ы;
Результаты констатирующего этапа, позволили наметить план работы на втором формирующем этапе. Мы свели все показатели в сводную таблицу.
Состояние звукопроизношения, артикуляционной моторики и фонематического восприятия у дошкольников с дислалией.
Уровни сформированности, Количество детей. | Разделы логопедического обследования. | ||
Состояние артикуляционной моторики. | Состояние звукопроизношения. | Состояние Фонематического восприятия. | |
Высокий. | |||
Средний. | |||
Низкий. | ; |