Анализ педагогического опыта работы в вокально-эстрадной студии ЦРТД и Ю
Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываясь на них. Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Как в природе… Читать ещё >
Анализ педагогического опыта работы в вокально-эстрадной студии ЦРТД и Ю (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вокально-эстрадная студия является одной из составных частей Центра развития творчества детей и юношества города Покачи Ханты-мансийского автономного округа. Контингент студии — обычные дети, живущие в близлежащих микрорайонах от 4 до 18 лет.
Основные принципы студии:
- 1. Минимум селекции — максимум развития. Основываясь на опыт известных педагогов по вокалу, таких как Сэт Риггс, Линда Маркуорт, Инга Исаева и других, руководители студии на практике доказали, что пение, вокализация это не удел избранных, а такой же навык как чтение, письмо и т. д. Отсюда логически выводится второй гуманистический принцип, очень популярный в мире:
- 2. Равные возможности для всех. Работа певца студии — это серпантин, ведущий на вершину творчества, которая у каждого своя. Каждый ученик студии пройдет посильный для него участок пути, но одухотворенный идеей самоутверждения, приобретения певческих навыков, реализации своего потенциала.
- 3. Голос ребенка первичен — это цель развития. Соответственно репертуар подбирается исходя из реальных возможностей голоса и в соответствии с возрастом. В студии разработаны и накоплены методы гуманного воспитания и развития голоса, которые способствуют более полному раскрытию музыкальных и вокальных способностей ребенка. В основе вокального воспитания — опыт и методика руководителя эстрадной студии «А+В» города Иваново Т. Охомуш, которая в свою очередь составлена по опыту работ педагогов вокалистов и вокальных школ В. Х. Хачатурова — педагога Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства; Сэт Риггса — супер педагога-вокалиста США и Канады; SAM WEST — вокальное мастерство США; методики Емельяновой и Стрельниковой.
- 4. Занятия по вокалу в студии осуществляются как индивидуально, так и в ансамбле. Работа строится на основе достижения многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории изменяется отношение к творческому делу. Появляются новые методические воззрения и приемы. К основным задачам в классе эстрадного вокала относится формирование навыков, как сольного пения, так и ансамблевого, воспитание художественного вкуса, понимание стиля исполняемых произведений, их формы и содержания, расширение музыкального кругозора, развитие навыков слухового самоконтроля. В процессе занятий вырабатываются требовательность к себе, приобретаются навыки сценического поведения.
Организация работы в студии. Сегодня вокально-эстрадная студия это творческое объединение детей, которое состоит из четырех групп разного возраста. Особое внимание мы обращаем на физиологический процесс становления певческого голоса ребенка.
Физическое и духовное развитие тесно связанно с возрастом. Это понимали уже в глубокой древности. Эта истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете — стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это положение справедливо лишь в общем, развитие же конкретного человека может отклоняться в ту или иную сторону.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Остановимся на анализе периодизации, которая сейчас признается большинством педагогов. Она основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности определяют характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психологические и духовные качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают в обеих сферах.
До появления акселерации в 1950;1960 гг. (от лат. acceleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 1970 г., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13−15 годам у девочек, а к 14−16 годам у мальчиков, живущих в средней полосе нашей страны, физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Возникает напряжение, приводящее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящим в них переменами, так и для взрослых — родителей, учителей, воспитателей. Причины акселерации — общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, научно-технический прогресс, и т. д.
Пение — это одна из функций организма, один из видов его деятельности и подчинено тем же основным закономерностям, которые характерны для всех других его функций, т. е. для организма в целом. Управляет всей жизнедеятельностью человеческого организма, всеми его функциями нервная система. Пение — один из видов мышечного движения. Всякое музыкальное исполнение всегда протекает в форме ряда эмоционально окрашенных движений. Технику пения следует рассматривать как результат образования многочисленных связей в рече-двигательном анализаторе, возникающих для осуществления какой-либо исполнительской задачи. Во всяком искусстве ремесленная техника служит той базой, на которой расцветает творчество. Известен афоризм: «Ремесло является подножием к искусству». Нам всем приходилось видеть и слышать исполнителей, у которых подчиненность техники исполнительской задаче настолько абсолютна, совершенна, что совсем не замечается; воспринимается непосредственно только образ, переживание, что всегда положительно оценивается публикой. В танце Г. Улановой зритель не замечает элементов техники, а видит образы, чувства, выраженные в идеальной пластической форме. Техника, которая осваивалась ими на протяжении длительного пути в искусстве, вырабатывалась в связи с выразительными задачами, была проявлением внутренне сложившихся музыкальных образов. Отсюда её высшая подчиненность выразительности. Этот путь выработки техники имеет прочное физиологическое обоснование. В нашем случае музыкальные образы — причина, а их техническое воплощение — следствие. Они рефлекторно связаны. Именно звуковые образы должны диктовать исполнителю приемы, технические средства для звукового воплощения, тогда вся его техника будет строиться как выражение определенных музыкально-исполнительских задач. Из сказанного выше следует важнейший для педагогики факт, что развитие музыкальности должно предшествовать развитию вокальной техники, что техника должна строиться на музыкальном материале, доступном для понимания ученика.
Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываясь на них. Я. А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом, своевременно и последовательно. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», — писал Я. А. Коменский. Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов.
В вокальной педагогике, говоря о выработке нужного типа работы голосового аппарата, часто употребляют термин «координация»: «координация работы дыхания и гортани», «координация работы артикуляционного аппарата и дыхания» и т. п. Термин «координация» обычно относится к работе произвольных мышц. Голосовой аппарат — это сложная система органов, по отношению к которой термин «координация» в известной мере условен, поскольку в голосовом аппарате есть отделы, неподвластные волевому контролю (гладкие мышцы бронхов и трахеи, некоторые глоточные мышцы гортани и др.). С точки зрения физиологии, профессиональное звучание голоса есть результат специально найденного характера, то есть установления определенных певческих двигательных динамических стереотипов.
Постановка голоса — это выработка правильных певческих навыков, то есть развитие и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембральной окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистой интонации, малой утомляемостью. Что говорят физиологи о постановке голоса? «При постановке голоса работа мышц становиться очень тонко дифференцированной, то есть расчлененной и упорядоченной. Образуются, вырабатываются нужные связи, рефлексы; ненужные — тормозятся, лишние движения и напряжения исчезают; формируются стойкие вокальные навыки, в результате которых голос должен звучать энергично, чисто, свободно. Певец, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено». Методы постановки голоса (вокальные школы) могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: развитие и совершенствование дыхания; приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; овладение техническими вокальными приемами; работа с артикуляционным аппаратом.
Сегодня вокально-эстрадная студия это творческое объединение детей, которое состоит из четырех групп разного возраста. Особое внимание мы обращаем на физиологический процесс становления певческого голоса ребенка.
Физическое и духовное развитие тесно связанно с возрастом. Это понимали уже в глубокой древности. Эта истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете — стал выше ростом и крепче телом, с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это положение справедливо лишь, в общем, развитие же конкретного человека может отклоняться в ту или иную сторону.
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Остановимся на анализе периодизации, которая сейчас признается большинством педагогов. Она основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности определяют характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические, психологические и духовные качества. Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно связано между собой, то соответствующие возрасту изменения наступают в обеих сферах.
Пение — это одна из функций организма, один из видов его деятельности и подчинено тем же основным закономерностям, которые характерны для всех других его функций, т. е. для организма в целом. Управляет всей жизнедеятельностью человеческого организма, всеми его функциями нервная система. Пение — один из видов мышечного движения. Всякое музыкальное исполнение всегда протекает в форме ряда эмоционально окрашенных движений. Технику пения следует рассматривать как результат образования многочисленных связей в рече-двигательном анализаторе, возникающих для осуществления какой-либо исполнительской задачи. Во всяком искусстве ремесленная техника служит той базой, на которой расцветает творчество. Известен афоризм: «Ремесло является подножием к искусству». Нам всем приходилось видеть и слышать исполнителей, у которых подчиненность техники исполнительской задаче настолько абсолютна, совершенна, что совсем не замечается; воспринимается непосредственно только образ, переживание, что всегда положительно оценивается публикой. В танце Г. Улановой зритель не замечает элементов техники, а видит образы, чувства, выраженные в идеальной пластической форме. Техника, которая осваивалась ими на протяжении длительного пути в искусстве, вырабатывалась в связи с выразительными задачами, была проявлением внутренне сложившихся музыкальных образов. Отсюда её высшая подчиненность выразительности. Этот путь выработки техники имеет прочное физиологическое обоснование. В нашем случае музыкальные образы — причина, а их техническое воплощение — следствие. Они рефлекторно связаны. Именно звуковые образы должны диктовать исполнителю приемы, технические средства для звукового воплощения, тогда вся его техника будет строиться как выражение определенных музыкально-исполнительских задач. Из сказанного выше следует важнейший для педагогики факт, что развитие музыкальности должно предшествовать развитию вокальной техники, что техника должна строиться на музыкальном материале, доступном для понимания ученика.
Систематические занятия по вокалу — это чрезвычайно важный момент, от которого зависит результат выработки рефлексов — основных механизмов деятельности, нервной системы. Система и тренинг вырабатывают выносливость физическую и дают технический эффект в навыках. Совершенство системы занятий дает результаты и творческие, и физические, заметно уменьшает количество профессиональных заболеваний, растет профессиональное совершенство.
Искусство эстрады играет значительную роль в воспитании и формировании личности ребенка. Развлекательная музыка звучит повсюду, но то, что раньше было искусством, в наше время стало всего лишь шоу-бизнесом часто с низким качеством исполнения.
Исходя из этого, перед преподавателем студии эстрадного вокала стоят важные задачи: индивидуальное певческое развитие учащихся через приобщение их к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса через вокально-сценическую деятельность, расширение кругозора на основе исполнения лучших образцов детской и юношеской песенной литературы.
Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в различном возрасте с учетом индивидуальных особенностей.
Значение занятий пением очень конкретно и затрагивает такие важнейшее для жизни человека сферы, как здоровье (в процессе пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановление его работоспособности, что научно доказано и обосновано), интеллектуальное развитие (благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется мыслительная деятельность, развивается и укрепляется память), самоактуализация (формируются цели, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу).
Проведя анализ деятельности детской вокальной студии в системе дополнительного образования, можно сделать вывод о том, что основными направлениями работы таких объединений является формирование навыков сольного исполнения с наиболее эффективным и правильным использованием приобретенных вокальных и слуховых навыков; обучения детей пению в ансамбле; формированию умений свободного ориентирования в работе с техническими средствами (микрофонами, фонограммами и т. д.), что, в свою очередь, является эффективным средством музыкально-эстетического воспитания обучаемого.
Разработка данной темы представляет теоретический и практический интерес, не претендует на законченность и, несомненно, будет оставаться в центре внимания музыкальной педагогики.