Основные особенности разработки и предъявляемых требований ФГОС-3 к разработке программ обучения
Как и академический час, зачетная единица является единицей измерения трудоемкости учебной работы, характеризует трудоемкость освоения студентом как всей образовательной программы, так и отдельных модулей этой программы (а также дисциплин) в целом, т. е. с учетом всех составляющих образовательного процесса, в том числе аудиторной и самостоятельной работы студентов, различного вида практик… Читать ещё >
Основные особенности разработки и предъявляемых требований ФГОС-3 к разработке программ обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- 6.1. Стандарты созданы на основе базовых принципов Болонского процесса: с ориентацией на результаты обучения, выраженные в формате компетенций, и с учетом трудозатрат в кредитных (зачетных) единицах;
- 6.2. Обязательным условием их разработки было участие в этом процессе профессиональных объединений работодателей, а где это возможно — использование новых профессиональных стандартов для формулирования требуемых компетенций выпускников;
- 6.3. Самым большим новшеством для отечественной образовательной практики стал «рамочный» характер стандартов нового поколения, а именно:
- — в новом поколении стандартов предусмотрено дальнейшее расширение свободы вузов. ФГОС определяет в качестве базовой (обязательной) по набору дисциплин (модулей) лишь половину (50%) образовательной программы бакалавра (для программы магистра так называемая вариативная часть составляет более 70%);
- — даже в обязательной части программы (за исключением нескольких позиций в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин) на первое место поставлены не жестко закрепленные учебные курсы, а требования к формируемым у студента в результате изучения соответствующего цикла дисциплин компетенций;
- — содержательное наполнение второй (вариативной, или профильной) половины образовательной программы становится прерогативой вуза, в помощь которому учебно-методическими объединениями или иными компетентными группами экспертов должны быть созданы ориентировочные (рекомендованные) «примерные основные образовательные программы» по конкретным направлениям подготовки.
Подобный принцип построения стандарта позволил вузам разрабатывать новые образовательные программы с учетом потребностей местного (регионального) рынка труда, научных и образовательных традиций, собственных методических наработок («инноваций») и т. п. А это, в свою очередь, привело к разнообразию и даже к конкуренции образовательных программ на территории Российской Федерации. Здесь же заложена и возможность создания программ, совместимых с европейскими программами.
6.4. Использование зачетных единиц (з.е.) в качестве меры трудоемкости образовательных программ.
Как и академический час, зачетная единица является единицей измерения трудоемкости учебной работы, характеризует трудоемкость освоения студентом как всей образовательной программы, так и отдельных модулей этой программы (а также дисциплин) в целом, т. е. с учетом всех составляющих образовательного процесса, в том числе аудиторной и самостоятельной работы студентов, различного вида практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др.
Между зачетными единицами и часами во всех международных и национальных системах устанавливается соотношение эквивалентности. Норматив ФГОС-3 — 1 з.е. соответствует 36 академическим часам.
- 7. В 2011 г. произведен полный переход всех высших учебных заведений на уровневую систему подготовки. В 2011—2012 учебном году в обязательном порядке был осуществлен прием на 1 курс уже в соответствии с принятыми ФГОС-3 ВПО подготовки бакалавров, магистров и специалистов.
- 8. 29.12.2012 г. был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который окончательно закрепил все базовые принципы Болонского процесса в сфере высшего образования в России. Перечень уровней высшего образования был дополнен третьим уровнем — подготовкой кадров высшей квалификации (своеобразный аналог PhD).
Кроме того, в нем устанавливаются новые требования к реализации образовательных программ: посредством сетевых форм их реализации, с использованием образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, использование модульного принципа представления содержания ОП и построения учебных планов, возможность получения образования на иностранном языке, которые существенным образом облегчают вхождение наших образовательных программ в мировое образовательное пространство.
- 9. Важной вехой в реформировании высшего образования РФ явилась переработка перечней направлений подготовки и специальностей высшего образования, включая подготовку кадров высшей квалификации (прежде всего через аспирантуру) на основе Международной стандартной классификации образования (МСКО-2011), утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО (36-я сессия, Париж 2011 г.).
- 10. В 2013 г. была проведена большая работа по глубокой переработке ФГОС-3, по которым организовано обучение с 2011 г. и подготовлены проекты ФГОС-3+. Вызвано это рядом причин, основными из которых являются:
- — приведение ФГОС в соответствие с требованиями нового Закона;
- — результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС с 2011 г.;
- — необходимость исправления явных ошибок и неточностей, имеющихся в действующих ФГОС;
- — введение в «Программе развития образования в РФ на период до 2020 г.», утвержденной правительством РФ до принятия Закона, деления бакалавриата на прикладной и академический.
Одновременно с этим Минобрнауки РФ планирует к 2015 г. разработать и утвердить новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС-4.