Введение.
Содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Актуальность исследования. На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (H.H. Малофеев, E.Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. А. Стребелева, Г… Читать ещё >
Введение. Содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия (H.H. Малофеев, E.Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. А. Стребелева, Г. В. Чиркина и др.). Одним из условий осуществления этого процесса является учет возрастных закономерностей и специфических особенностей развития детей с различными отклонениями в развитии. Исследователями в области коррекционной педагогики отмечается, что среди детей с особыми образовательными потребностями большую группу составляют дети с речевыми нарушениями, среди которых выделяются дети с общим недоразвитием речи (ОНР).
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств (И.Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, В. А. Ковшиков, Е. Ф. Соботович, Л. И. Тигранова, О. Н. Усанова, J1.C. Цветкова, В. В. Юртайкин и др.). Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения.
Эффективность целенаправленной педагогической работы во многом зависит от разработки научно-обоснованной системы фронтального специального обучения для групп с однородными отклонениями в речевом развитии. Специальная работа по формированию лексико-грамматического строя языка должна строиться на активизации познавательной деятельности, направленной на осмысление групп явлений окружающего мира и осознанное усвоение морфологических средств языка, их выражающих (P.E. Левина, 1968).
В познавательной деятельности младшего школьника отечественные психологи выделяют ведущую роль словесно-логического мышления (JI.A. Венгер, A.B. Запорожец, B.C. Мухина, H.H. Подцьяков и др.). Уровень развития словесно-логического мышления имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием младшего школьного возраста, служит основным вкладом, который детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.
В современных программах обучения и воспитания младших школьников с ОНР в условиях специального учреждения указывается, что, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением (Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1993).
Учет младшего школьного возраста как сензитивного периода в становлении словесных форм мышления, а также недостаточность научно-методических рекомендаций по формированию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с ОНР определяют актуальность темы исследования в области коррекционной педагогики.
Проблема исследования — поиск путей и способов формирования словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи.
Проблема позволила выбрать тему дипломной работы «Развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР в процессе коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи.
Объект исследования — коррекционно-педагогическое воздействие на процесс формирования словесно-логического мышления у младших школьников с ОНР.
Предмет исследования — педагогические условия, способствующие формированию словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Цель исследования — разработать содержание, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования состоит в следующем: целенаправленная педагогическая работа по формированию словесно-логического мышления школьников с ОНР, основанная на систематизации программного материала с учетом онтогенетических закономерностей и специфических особенностей развития данной формы мышления у детей изучаемой категории, является необходимой составляющей в содержании системы коррекционного воздействия в условиях школьного учреждения компенсирующего вида; своевременная коррекционно-педагогическая работа, направленная на поэтапное формирование основных компонентов словесно-логического мышления и взаимосвязи между ними, а также закрепление усвоенных знаний в типичных видах детской деятельности позволят активизировать процесс познавательного развития школьников с ОНР и предупредят отклонения в становлении у них элементов логического мышления.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- * выделить основные закономерности и условия развития словесно-логического мышления в младшем школьном детстве на основе анализа литературных источников;
- * определить и апробировать методики изучения уровня сформированности словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста;
- * проанализировать особенности словесно-логического мышления у младших школьников с общим недоразвитием речи (в сопоставлении с нормально развивающимися сверстниками);
- * апробировать содержание, методы и приемы поэтапного формирования словесно-логического мышления школьников изучаемой категории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- * содержание и методика формирования словесно-логического мышления реализованы в процессе коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ОНР в ДОУ компенсирующего вида;
- * разработанные методики способствуют повышению эффективности коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР и могут быть рекомендованы к применению в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушениями речи;
- * материалы исследования могут быть включены в содержание лекций при подготовке логопедов
Методы исследования подбирались с учетом цели, задач и гипотезы исследования:
- * теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической отечественной и зарубежной литературы; изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы психолого-медико-педагогической комиссии, речевые карты;
- * эмпирические методы: беседы с логопедами, воспитателями; наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и в игровой деятельности; анализ продуктов деятельности детей;
- * экспериментальные методы: разработка и проведение констатирующего и обучающего экспериментов, направленных на изучение особенностей и формирование словесно-логического мышления младших школьников с общим недоразвитием речи;
- * количественный и качественный анализ результатов исследования.