Университеты и другие высшие школы
Реформирование университетов и высшего образования происходило и в других странах Запада. Новая модель образования была предложена Берлинским университетом (1809). В иерархии факультетов главное место занял философский, где изучался комплекс гуманитарных наук (история, филология и пр.). Заметно изменены были программы медицинского, юридического и теологического факультетов. Акцентированное… Читать ещё >
Университеты и другие высшие школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Университеты и другие высшие школы Запада в XVII- XVIII вв. вступают в важный этап. Постепенно меняются приоритеты высшей школы: от классического греко-латинского образования к образованию, основанному на новом научном знании. В Англии в русле подобных тенденций в высшем образовании усиливается противостояние традиционного и нового. О кризисе консерватизма свидетельствует устойчивое снижение числа студентов старых факультетов Оксфорда и Кембриджа, которые оставались оплотом традиционного классического образования, основанного на изучении латинской и древнегреческой литературы. В этих обстоятельствах открывались факультеты (колледжи) нового образования в Оксфорде и Кембридже и одновременно росла популярность возникавших частных коллежей высшего образования, где давали новое знание: современные языки, история, география и т. д.
Во Франции подобные перемены проявились в нараставшей критике консерватизма университетов (Сорбонны в первую очередь), которые становились все более непроницаемыми для гуманистических идей Просвещения. Новые педагогические веяния нашли поддержку в высших учебных заведениях католических конгрегаций и нескольких государственных научных центрах, прежде всего в Королевском коллеже (будущий Коллеж де Франс). Здесь стали преподавать не только дисциплины классического образования, но также новую философию, медицину, математику, востоковедение. Соперничество Сорбонны и Королевского коллежа завершилось в 1773 г. временным успехом консерваторов: коллеж был присоединен к университету. Однако Королевский коллеж, академии естественных наук и медицины покончили с монополией Парижского университета на высшее интеллектуальное образование, что содействовало развитию и распространению научных знаний.
Новые веяния затронули и высшее образование в Северной Америке. Так, программа Гарвардского колледжа, где продолжали преобладать элементы классицизма, все больше ориентировалась на новые научные и практические знания. В Гарварде изучали труды Коперника, давали знания по навигации, растениеводству, метеорологии и пр.
Заметные перемены состоялись в высшем образовании на Западе в XIX в. Происходит заметный рост и перестройка высшего образования. Увеличивалось число студентов университетов. Так, в университетах Германии численность студентов в 1875 г. составляла 16 тыс., а в 1895 г. — 28 тыс. Подобная динамика отмечалась во Франции: 10 тыс. — в 1837 г., 40 тыс. — в 1914 г.
Важные процессы обозначились в эволюции содержания и организации высшего образования. Так, в Великобритании уставы Оксфорда и Кембриджа были изменены в 1870-е гг. таким образом, что стало возможным привлекать к преподаванию больше светских профессоров. В этих университетах возросло число выпускных специальностей за счет естественных наук, лингвистики, истории. С 1871 г. были отменены конфессиональные ограничения для студентов: для обучения стали приниматься не только протестанты, но и католики, представители других конфессий. В индустриальных городах создавались новые колледжи высшего образования. В этих высших учебных заведениях большинство студентов являлись вольнослушателями. Среди них были учителя, женщины, представители различных профессий. Помимо дипломов по традиционным специальностям, в новых колледжах можно было получить образование по другим дисциплинам. В конце XIX в. в Великобритании образовалась достаточно четкая иерархия высших учебных заведений: Оксфорд и Кембридж как образец университетского образования и остальные колледжи. Особняком стоял Лондонский университет с системой экзаменов, где знания студентов оценивали не состоявшие в штате университета преподаватели.
Реформирование университетов и высшего образования происходило и в других странах Запада. Новая модель образования была предложена Берлинским университетом (1809). В иерархии факультетов главное место занял философский, где изучался комплекс гуманитарных наук (история, филология и пр.). Заметно изменены были программы медицинского, юридического и теологического факультетов. Акцентированное внимание уделялось самостоятельной работе студентов (семинары, практика, лабораторные исследования и пр.). Берлинская модель получила распространение в ряде стран, в том числе России и США.
Во Франции к 1870-м гг. государственные университеты превратились в закрытые профессиональные школы. Помимо 16 университетов, во Франции к концу XIX в. открываются высшие институты прикладных наук, где готовили инженеров и технических специалистов. Спектр учреждений высшего образования увеличивается. К началу XX в. его представляли университеты, высшие институты, инженерные школы, частные и муниципальные высшие учебные заведения.