Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах
Очень важно отметить, что оснащение урока может включать в себя электронные материалы, созданные в рамках изучаемой темы не только самим учителем или другими учителями, но и учащимися. Продукты детской исследовательской и творческой деятельности, созданные с применением компьютерных технологий и использованные на уроке, представляют особую ценность с точки зрения формирования познавательной… Читать ещё >
Использование современных технических средств обучения учащихся в аспекте ФГОС НОО при изучении истории в начальных классах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методика применения технических средств обучения на уроках истории младших школьников
Используя технические средства обучения, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания. Сосредоточенность внимания — удержание внимания на одном объекте. Устойчивость внимания, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15−20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2 мин. Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики. Переключение внимания — перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т. п. управлять направленностью внимания всех учеников класса сложно [10]. Например: в учебнике «Введение в историю» 3 класс автор Е. В. Саплина, Ф. И. Саплин, тема история на карте, рассматриваются карты на которых можно проследить последствия военных маршрутов, направления военных походов, географических экспедиций.
Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего обще учебного умения — умения наблюдать.
При использовании в школе аудиовизуальных технических средств обучения устанавливается длительность их непрерывного применения в учебном процессе (приложение 1, табл. 1). В течение недели не рекомендуется проводить более 3 — 4 уроков с применением ТСО (СанПиН 2.4.2.1178−02. 2002).
Таким образом, ТСО обладают огромным потенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом.
Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока обществознания в начальной школе? При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, а также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.
Использование в обучении компьютерных технологий действительно способно облегчить детям восприятие учебного материала, но от учителя этот урок требует большей подготовки, чем любой другой, ибо в нём несравнимо возрастает уровень дифференцированной, групповой, парной, индивидуальной работы. Учителю нужно предусмотреть различный темп выполнения детьми компьютерных программ, способы поощрения за быструю и качественную работу (чаще — занимательными упражнениями, дидактическими играми). Необходимо учесть, что ребенок не должен находиться у компьютера более 15 минут во избежание ущерба для его здоровья [12].
Решив взять на вооружение современные компьютерные технологии, необходимо обратить внимание: их использование должно быть абсолютно оправданно. В каких случаях нам необходимы ресурсы компьютера? Перечень причин для обращения учителя и ученика к ПК:
- — дефицит источников учебного материала;
- — возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.);
- — визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;
- — формирование навыков и умений информационно-поисковой деятельности;
- — необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью их исследования в интерактивном режиме;
- — создание условий для эффективной реализации прогрессивных психолого-педагогических методик (экспериментально-исследовательская и проектная деятельность, игровые и состязательные формы обучения и т. п.);
- — необходимость объективного оценивания знаний и умений в более короткие сроки.
Говоря об особенностях методики урока с использованием ПК, «Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом он может выполнять различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды» .
Используя компьютер как средство подачи учебной информации, учитель может предложить детям просмотр фрагментов учебных CD и DVD-дисков, видеофильмов. Например: учебник 4 класс «Введение в историю» автор: Е. В. Саплина, А. И. Саплин, тема «Русские доспехи «показать фильм какие были доспехи, из чего делались, и др., «Печатный станок Ивана Федорова» показать о том, как делались книги, как оформлялись, сравнение как делали раньше и сейчас книги в чем различия в чем сходство и др. «строительство Санкт — Петербурга» показать достопримечательности города.
Готовясь к уроку, учитель комплектует электронную наглядность, создаёт видео, презентацию, разрабатывает, либо подбирает подходящие компьютерные упражнения, тесты.
Очень важно отметить, что оснащение урока может включать в себя электронные материалы, созданные в рамках изучаемой темы не только самим учителем или другими учителями, но и учащимися. Продукты детской исследовательской и творческой деятельности, созданные с применением компьютерных технологий и использованные на уроке, представляют особую ценность с точки зрения формирования познавательной самостоятельности и компьютерной грамотности младших школьников.
Использование презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:
- — в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, можно создать проблемную ситуацию;
- — при повторении пройденного материала можно быстро проверить знания учащихся;
- — на этапе объяснения нового материала можно использовать изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей.
- — на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ [1].
Таким образом, современному учителю необходимо не только умение пользоваться готовыми электронными материалами, но и умение создавать информационные ресурсы в образовательных целях собственными силами и с участием воспитанников. С помощью компьютера учитель создает и накапливает дидактическое сопровождение учебного процесса: конспекты уроков, раздаточный материал для учащихся, тесты, маршрутные листы, описания алгоритмов действий, памятки, наглядные пособия, визуальные ряды, презентации и пр.