Характеристика основных программ дошкольного образования США: история и современность
Главная цель дошкольного образовательного учреждения, основанного на принципах бихевиоризма, состоит в создании условий для самореализации личности через «творческий репертуар» ребенка, обеспечивающий его рост и развитие по запланированной и последовательной схеме, но и с помощью спонтанно возникающих видов деятельности. Хотя обучение детей проходит спонтанно и, в некотором роде, непреднамеренно… Читать ещё >
Характеристика основных программ дошкольного образования США: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Программа дошкольного образования «Хэд Старт». Бихевиористская модель обучения и воспитания детей
В современном образовании существует большое количество разнообразных подходов, инновационных технологий, которые базируются на организации условий, в которых воспитанники чувствуют себя комфортно. Многие исследователи: Кларина Л. М., Петровский В. А., Полякова М. Н., Стрелкова Л. П., Чумичева Р.М.и др. говорят о необходимости создания в различных типах учебно-воспитательных учреждений так называемой образовательной среды, т. е. своеобразного социокультурного пространства, зоны взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. В настоящее время в педагогической теории феномен образовательной среды рассматривается широко — от государственного уровня до личностного, индивидуального пространства познания и развития [6, с.26].
Данный подход характерен не только для нашей страны, но и других геополитических регионов, в частности для Соединенных Штатов Америки.
Роль образовательного пространства в современном американском детском саду, прежде всего, следует рассматривать в связи с созданием еще в 1964 г. правительственной программы «Хэд Старт» (Head Start), направленной на борьбу с бедностью. Она берет свое начало как раз в то время, когда обращалось внимание на исследования, доказывающие влияние среды на развитие человека и находящиеся в противоречии с представлениями о ведущей роли наследственности, распространенными в 1950;60-е гг. [8, с.11].
В целом ряде исследований тех лет выделялись первые 4−5 лет жизни человека как период наиболее интенсивных перемен в физическом, этическом и интеллектуальном развитии личности. Авторами было сделано правомерное заключение о том, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для воздействия на умственное развитие. Это заключение послужило толчком для теории «критических периодов» в развитии и о том, что половину всех знаний человек получает в первые 5 лет жизни. На этом основании можно сделать вывод о том, что программа Head Start возникла в период признания исключительного влияния образовательной среды на раннее развитие. Позднее, в конце 1960;х была признана взаимосвязь генетических факторов и среды, и они стали ключевыми категориями для характеристики основных процессов развития личности. дошкольный образование америка.
«Хэд Старт» является самой большой правительственной программой дошкольного образования США. «Хэд Старт» — это национальная экспериментальная программа, предназначенная для малообеспеченных детей с рождения до пяти лет. Ее реализация началась в 1965 г., а к 2003 г. в ней участвовали более 21 млн детей. Программу называют «наиболее важным социальным и образовательным экспериментом второй половины ХХ века». Целью программы была проверка эффективности различных теорий в области дошкольного образования вне университетских экспериментальных площадок и частных детских садов. После длительных дебатов о ее эффективности было принято решение о проведении лонгитюдного исследования.
В 1986 г. были опубликованы результаты оценки детей, обучавшихся по программе «Хэд Старт». В частности, отмечалось, что к 19 годам среди этих детей было гораздо большее число закончивших среднюю школу и продолживших образование и меньшее число попавших в специальные школы, чем в контрольной группе. Также участники экспериментальной группы показали меньший процент подростковой преступности и больший процент устроившихся на работу. Социальное положение выпускников программы к 27 годам было более стабильным. В целом, был сделан вывод о том, что программа сэкономила и принесла значительную выгоду обществу (7 долларов на каждый вложенный доллар) [8, с.12−14].
В настоящее время программа продолжает развиваться и ориентирована на экспериментальную апробацию различных теоретических моделей воспитания и обучения детей до поступления в школу. Одной из основных моделей, проходящих апробацию, является бихевиористская. Предполагается, что развитие самосознания детей происходит на основе переживания успеха и овладения основными учебными навыками — изучение стандартного английского языка и распознавание символов, т.к. это считается необходимым для обучения в начальной школе.
Главная цель дошкольного образовательного учреждения, основанного на принципах бихевиоризма, состоит в создании условий для самореализации личности через «творческий репертуар» ребенка, обеспечивающий его рост и развитие по запланированной и последовательной схеме, но и с помощью спонтанно возникающих видов деятельности. Хотя обучение детей проходит спонтанно и, в некотором роде, непреднамеренно и незапланированно, учитель-бихевиорист выделяет время на то, чтобы оценить навыки ребенка, запланировать некоторые виды деятельности и тщательно подготовить развивающую среду, обеспечивающую оптимальные условия структурированного обучения и развития.
Такая подготовка среды дает гарантии развития определенных навыков и умений, в то время как остальные умения и навыки детей приобретаются и закрепляются вне плана. Учитель осуществляет тщательное планирование, позволяющее сфокусировать внимание на умениях и навыках, которые выше уровня развития детей на данный момент, и отвечает за успехи в развитии детей. Педагог не ждет подходящего момента, чтобы учить, а целенаправленно подготавливает его, используя интересы детей как возможности для обучения.
Бихевиористский детский сад рассматривается как динамичная, позитивная среда, цель которой заключается в оптимизации обучающего и развивающего потенциала детей. Это объясняется тем, что главный принцип бихевиоризма — изучение и повторение того, что наиболее выражено. В развивающей среде это проявляется в интересных, обеспечивающих мотивацию видах деятельности и материалах. Соответствующее оформление детского сада является основным средством привлечения внимания детей к заданиям.
Оформление группы детского сада следует рассматривать как средство обучения, при этом все элементы развивающей среды функциональны, играют важную роль и предназначены для содействия процессу обучения. Традиционно стимульный контроль реализуется в разделении группы на центры активности. Каждому центру соответствует определенный цвет: яркие цвета — игровой центр и центр физической активности — показывают, что здесь можно шуметь. Приглушенные, пастельные тона — математический и книжный центры — подсказывают спокойное поведение. Для обеспечения комфорта такие центры не должны находиться рядом друг с другом. Чтобы обеспечить безопасность и эффективность центры должны быть разделены стеллажами высотой приблизительно один метр. Это позволяет воспитателю видеть происходящее в группе без помех, создает ощущение специального пространства в каждом центре и позволяет сохранять материалы [8, с.14−15].
Также стимульный контроль активно используется при подготовке детей к поступлению в школу, когда, по мере приближения времени перехода в новое учебное заведение, обстановка детского сада приближается к школьной. На этом основании умения и навыки, приобретенные в такой обстановке, дети с большей легкостью применяют в самой школе. В результате проведенных исследований были выявлены пять критериев организации развивающей среды, значимых для роста познавательной активности: соответствие среды физическим особенностям и потребностям детей; соответствие свободного пространства количеству детей / ограничение количества детей; наличие индивидуального пространства; предсказуемая программа (график); возможности для исследовательской деятельности.
Согласно приведенной классификации показателей особую роль в данной ситуации приобретают материалы, обладающие автодидактизмом. По своим особенностям и характерным признакам они являются хорошим примером технологий, обеспечивающих немедленную обратную связь, так как работа с подобными материалами может осуществляться и без помощи воспитателя, в результате чего ребенок привыкает действовать самостоятельно.
Кроме этого, в современных работах констатируется, что существует пять аспектов, учет которых способствует улучшению взаимодействия детей со средой:
- · притягательность материалов — красочность, обьемность, ответная реакция материалов на действия детей (звуки, движения и т. д.), которые стимулируют познавательную активность ребенка;
- · участие детей в интересных видах деятельности как поощрение, а не как обязанность — за хорошее поведение и т. д.;
- · подбор роли в играх, постановках для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и потребностями;
- · использование инструкций, моделей или подсказок в начале коммуникации с детьми, которым необходима помощь;
- · определение детских предпочтений в выборе пособий [8, с.17].