Методические основы использования наглядности и применения визуальных источников на уроках истории
По форме (по технике выполнения) различают печатные, экранные и самодельные наглядные пособия. К печатным наглядным пособиям относят: настенные картины, карты и аппликации; настольные альбомы и атласы; иллюстрации в учебнике. Иллюстрация учебника — самый доступный вид наглядного пособия, находящийся перед глазами учащегося. Под руководством учителя учащиеся могу рассматривать и делать выводы… Читать ещё >
Методические основы использования наглядности и применения визуальных источников на уроках истории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наглядность как форма обучения — это представление и понятие, формируемое у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений.
В 8 классе метод внутренней наглядности имеет несколько иное значение, нежели в младших классах: учитель имеет уникальный шанс опираться в своем изложении на более широкий круг представлений, взятых учениками из различной литературы, журналов, газет, художественных и иных фильмов, телепередач, из посещений культурных мест: музеев, экскурсий, картинных галерей. От возраста школьника напрямую зависит, насколько богат и широк круг его исторических представлений. Так же несколько иное значение приобретает роль предметной наглядности. В условиях школьной жизни, где не занимаются научной деятельностью, а лишь доводят результаты исследований до учеников в доступной для них форме, воссоздание цельной картины прошлого на основании его вещественных следов достигается силой живого слова учителя при участии синтезирующего воображения самих учащихся. Способность мышления в старшем возрасте к такой работе гораздо выше, чем в младшем возрасте. В силу вышеперечисленных особенностей, становится понятно, что в 8 классе значительно возрастает роль предметной наглядности.
Наиболее популярным видом наглядности является документальное изображение, как наиболее убедительное и достоверное своей «подлинностью». Средства наглядности образуют своеобразную систему наглядных средств, которые помогают ученикам «вести от живого созерцания подлинных памятников исторического прошлого и их изображений к восприятию исторического материала во все более обобщенной, абстрактной форме, облегчающей раскрытие сущности исторических явлений и закономерностей исторического процесса».
Д.Н. Никифоров и С. Ф. Скляренко в своей книге «Наглядность в преподавании истории и обществознания» связывали наглядность и слово учителя: «Зрительный образ, каким бы он ни был ярким, может произвести на учащегося лишь общее, нередко довольно смутное впечатление, его познавательное значение будет ничтожно, если восприятие его не сопровождается словом». Без живого слова учителя или ученика даже самые яркие наглядные пособия не окажут на учащихся должного воздействия, так как восприятие зрительных образов должно быть осмысленно, между зрительным образом и словом должны быть установлены соответствующие ассоциативные связи.
Соотношение между словом и зрительным образом определяется конкретными педагогическими задачами: с одной стороны, наглядное пособие будет служить источником знаний учащихся, с другой — будет иллюстрировать рассказы учителя и ученика. Первая ступень познания при восприятии зрительного образа состоит в узнавании, в отнесении его к определенному понятию, выраженному словом. Затем у ученика возникает ряд представлений о свойствах данного предмета, затем ученик под руководством учителя делает определенное умозаключение. Никифоров Д. Н. и Скляренко С. Ф. писали: «На уроках истории не только рассматриваются те или другие объекты (памятники, портреты) или их изображения, но и анализируются связи между явлениями, которые учащимися непосредственно не воспринимаются на картине или таблице, а служат лишь опорой для осознания этих связей, для выводов и обобщений. И в данном случае направление учащихся на самостоятельное решение вопросов оказывается более эффективным по сравнению с сообщением учителя о связи между явлениями и его выводами по поводу рассмотренных изображений. Таким образом, сочетание слова и зрительного образа является необходимым условием приобретения учащимися исторических знаний, однако активизация работы учащихся, их самостоятельность в наблюдении и мышлении обеспечивают наибольшую эффективность обучения».
Другой известный методист А. А. Вагин писал: «Используя наглядность, мы вносим в обучение чрезвычайно важный момент — живое созерцание, которое, как известно, является, в конечном счете, исходной ступенью всякого познания». В своей книге «Методика преподавания истории в средней школе» он выделил несколько видов наглядности: предметную, внутреннюю, изобразительную и условную.
П.В. Гора акцентировал внимание, что наглядность формирует эстетические взгляды и чувства учащихся. По его мнению, с 7−8 класса «в результате эмоциональных переживаний и наглядного изучения памятников прошлого ученики проникаются чувством прекрасного и вместе с тем приобретают умение разбираться в произведениях искусства». Плюсы наглядного обучения состоят в том, что оно прививает и поддерживает у школьников интерес к историческому прошлому. Благодаря зрительным образам, которые делают прошлое «ближе», делают его доступным и интересным, у учеников появляется желание узнать как можно больше об исторических фактах. Не раз учителя могли наблюдать, как дети, взяв в руки новую книгу, с интересом рассматривают, прежде всего, изображения и иллюстрации. Именно они, поддерживают интерес учеников к чтению исторических произведений. У многих юношей после просмотра определенного художественного кинофильма на историческую тематику, появляется стремление к изучению соответствующей эпохи или проверке достоверности фактов в энциклопедии (справочнике). П. В. Гора писал:
«Наглядное обучение имеет исключительно большое образовательное и воспитательное значение. Оно является незаменимым способом школьного обучения истории. И очень важно, чтобы учителя хорошо знали и умели эффективно применять в своей педагогической деятельности разнообразные методические приемы и средства наглядного обучения».
М.Т. Студеникин в своей книге «Методика преподавания истории в школе» определял наглядность как непосредственное восприятие предметов (или с помощью изображений), где в процессе обучения формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. В наше время этот принцип остается до сих пор актуальным.
А.Т. Степанищев в своей книге «Методика преподавания и изучения истории» определяет наглядность как «один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений». Средства — «предметы, приспособления или совокупность их, необходимые для осуществления чего-либо». Таким образом, под средствами наглядности в широком смысле подразумевается все то, что можно воспринимать посредством зрения (изображения на экране, макеты, картины), слуха (звукозаписи), других органов чувств.
Важной проблемой наглядного обучения является классификация средств наглядности. В основу классификация клали либо содержание и характер исторического образа в наглядности, либо внешние признаки средства. Если говорить о классификации по внешним признакам, методисты и ученые включили печатные, экранные, звуковые средства обучения. Но чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического образа, выделяя предметную, изобразительную и условнографическую наглядность.
Одну из первых классификаций наглядных пособий предложил А. И. Стражев. Методист разделил наглядные средства на три группы: подлинные исторические памятники или их изображения; реконструкции памятников, исорических событий и явлений прошлого, включая художественные реконструкции; схематические материалы (планы, карты, диаграммы, графики, схемы).
Д.Н. Никифоров, исходя из особенностей содержания учебного исторического материала и возраста учащихся средних лет с 5 по 8 классов, подразделил наглядные пособия на две группы: изобразительные пособия (что по классификации А. И. Стражева названо реконструкцией) и условные пособия (что по А. И. Стражеву названо схематическими материалами). Недостаток классификации Д. Н. Никифорова состоит в том, что она не включила в себя подлинные исторические памятники прошлого и их изображения. Этим же недостатком обладает классификация Н. В. Андреевской, в которой выделены те же два вида пособий: изобразительные и условные.
Д.Н Никифоров совместно с С. Ф. Скляренко предложили свою классификацию наглядных средств. Они подразделяют её на два вида: по содержанию и по форме. По содержанию они различают изобразительные и условные наглядные пособия. К изобразительным относятся: репродукции исторических памятников и их реставрации (архитектурные, бытовые), памятники письменности, живописные миниатюры; портреты исторических деятелей; карикатуры как свидетельство острой классовой и политической борьбы; реконструкции (художественные и учебные картины, воспроизводящие определенные исторические события, явления общественной жизни). К условным наглядным пособиям относят графически выраженные обобщения и соотношения по времени и пространству. Здесь они различают: карты — общие, тематические, контурные; схемы — экономические, социально — политические, военно-исторические, а также культурно-исторические; таблицы — хронологические, синхронистические и текстовые.
А.А. Вагин выделял следующие виды наглядного материала: вещественные памятники исторического прошлого, материалы археологических раскопок, экспонаты школьного музея; изображения и иллюстрации документального характера, зарисовки современников, документальные фотоснимки, фотопортреты и документальные кинофильмы; учебные картины и иллюстрации в учебнике; карикатуры и символические изображения; схематические планы и исторические карты; диаграммы, графики и схемы.
А.А. Вагин и Н. В. Сперанская в книге «Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах» придерживались иной классификации, где за основу была взята степень обобщения исторических фактов. В соответствии с этим методисты выделили шесть видов наглядных средств: вещественные памятники прошлого; изображения и иллюстрации документального характера, включая документальные фотоснимки, фотопортреты и документальные кинофильмы; произведения исторической живописи, живописные портреты и художественные кинофильмы;
карикатуры и символические изображения; схематические планы и исторические карты; диаграммы, графики, схемы.
По форме (по технике выполнения) различают печатные, экранные и самодельные наглядные пособия. К печатным наглядным пособиям относят: настенные картины, карты и аппликации; настольные альбомы и атласы; иллюстрации в учебнике. Иллюстрация учебника — самый доступный вид наглядного пособия, находящийся перед глазами учащегося. Под руководством учителя учащиеся могу рассматривать и делать выводы из иллюстративного материала. Вторую группу составляют экранные наглядные пособия. Они воспроизводятся фотографическим способом и транслируются на экране при помощи специальной аппаратуры. К ним относят: диафильмы и кинофильмы. К третьей группе относятся разнообразные самодельные наглядные пособия. Так как они являются результатами творчества деятельности учеников и учителя и являются уникальными, нельзя представить количество их разновидностей. Лишь можно выделить две основные подгруппы: плоскостные самодельные пособия (схематические рисунки, диаграммы, планы, схемы сражений и все остальные рисунки на доске и бумаге); аппликации — заранее заготовленные рисунки, которые дополняют и иллюстрируют схематические изображения на доске.
П.В. Гора, опираясь на работы известных методистов, разделил все наглядные средства, используемые в обучении на три большие группы: подлинные вещественные памятники прошлого; изобразительные наглядные средства; условнографические или символические наглядные пособия.
К вещественным памятникам прошлого он относил монументальные исторические памятники и памятные места. Значительную часть вещественных памятников составляют разнообразные предметы прошлого, хранящихся в исторических и краееведческих музеях. К ним относятся: археологические находки; вещественные остатки более близких исторических эпох. К изобразительным наглядным пособиям П. В. Гора относил: научные объемные реконструкции; самодельные объемные пособия (они успешно заменяют собой реальные предметы и материальные памятники). К сожалению, они хранятся в музеях, и нет возможности часто прибегать к их использованию. В школьной повседневности их заменяют макеты, самоделки, документальные плоскостные наглядные средства (рисунки современников, документальные фотографии реальных исторических событий, фотопортреты выдающихся исторических деятелей, хроникальные кинофильмы, диафильмы), композиционные изобразительные пособия (учебные исторические картины, репродукции с произведений художественной живописи). В отличие от подлинных материальных памятников, изобразительные средства, создают у школьников опосредованные образы исторического прошлого. Причем объемные научные реконструкции и документальные плоскостные изображения формируют образы, близкие к действительности, а композиционные пособия вносят в исторические образы элемент художественного вымысла. К условнографическим наглядным пособиям относит: карты, схемы, локальные схематические планы, графики и диаграммы. П. В. Гора особое место выделил педагогическому рисунку на доске и аппликациям.
М.Т. Студеникин включал в классификацию наглядных средств по их содержанию следующие виды наглядности: естественную монументальную наглядность (подлинные монументальные исторические памятники прошлого и памятные места); подлинные предметы материальной культуры (археологические находки, вещественные остатки (орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружия, украшения); специально изготовленную предметную наглядность (макеты, модели, реконструкцию предметов быта, труда); изобразительную наглядность (учебные картины, репродукции); условно — графическую наглядность (схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы); технические средства обучения (кинофильмы или кинофрагменты, диафильмы, аудиозаписи, компакт-диски).
Предметная наглядность помогает воссоздать образ подлинных исторических памятников. Благодаря ей ученики получают уникальную возможность прочувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины». Не стоит обходить вниманием научные объемные реконструкции. Они помогают воссоздать облик, живших когда-то ныне людей и в определенной мере вещественные памятники. Например, еще в 1886 г. был создан макет царского дворца в Коломенском, которых сохранился до наших дней, и с его помощью мы теперь можем воссоздать образ. Мы можем представить, как выглядел Ярослав Мудрый и Андрей Боголюбский, благодаря бюстам, выполненным известным антропологом М. М. Герасимовым и его учениками.
М.В. Короткова и М. Т. Студеникин в своей совместной работе «Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях» разделили наглядность на два типа: по характеру изображаемого и по способу изображения. Тип «по характеру изображаемого» разделен на изобразительную, предметную, условно-графическую наглядность. Изобразительная наглядность, в свою очередь, включает в себя разные виды:
«учебные картины — наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса (для более легкого восприятия, с любого места в классе, их делают большими и яркими); событийные картины — дают представление о конкретных единичных событиях; типологические картины — воспроизводят многократно повторяющиеся исторические факты; культурно — исторические картины знакомят учеников с предметами быта, памятниками материальной культуры; картины — портреты помогают воссоздать образы исторических личностей». М. В. Короткова и М. Т. Студеникин предлагали для учеников способы работы по учебной картине: придумать название; вести наблюдение по вопросам учителя; строить рассказ по содержанию; писать сочинение; инсценировать сюжеты; придумывать за действующих лиц слова, систематизировать материал, делать выводы; делать описание отдельных сюжетов; строить рассказ по содержанию; сопоставлять отдельные сюжеты на разных картинах.
На уроке картины играют различную роль: первоначальный источник знаний или же зрительная опора при объяснении материала, в качестве закрепления учебного материала. Одним из важнейших средств обучения на уроке истории является карикатура. Ее преимущества состоят в том, что она доступна для понимания, художественно выразительна и характерной чертой является выраженность идей. Именно поэтому, она так легко воспринимается классом. Карикатура — иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура — характеристика требует разъяснения сущности, объяснения учителя. Для того, чтобы дать личности образную характеристику, используется портретная карикатура, а для целой эпохи или значимого исторического явления — символическая.
Предметная наглядность включает в себя макеты, модели и различные музейные экспонаты.
Условно-графическая наглядность включает в себя карты, схемы, графики, планшеты, картосхемы.
Наглядность «по способу изображения» подразделяется на печатную, экранную и экранно-звуковую, компьютерную наглядность. В печатную наглядность входят картины, иллюстрации, карты, схемы и таблицы. В экранную и экранно-звуковую наглядность входят диафильмы, кинофильмы, пластинки, видеозаписи, звукозаписи. К компьютерной наглядности относят графические изображения (картины, рисунки, таблицы и графики).
Крайне важны для нашей темы — рисунки на доске (раньше рисовали мелом, сейчас актуальны электронные доски, на которых рисуют специальным маркером). С помощью рисунков можно изобразить географический ориентир, например: изучая Египет, можно изобразить Нильскую долину и его дельту. С помощью рисунка можно изобразить схему, а внешние статичные художественные рисунки помогут при описании. Последовательность событий помогут восстановить динамические рисунки.
В работе Коротковой М. В. «Наглядность на уроках истории» помимо изобразительной наглядности, значительное внимание уделяется таким наглядным средствам как: карта, аппликация, опорные сигналы, символические рисунки, схемы и таблицы, хронология, макеты.
Анализ методической литературы показывает, что эта тема рассматривается во многих монографиях и пособиях. Каждый методист предлагает свою классификацию наглядных средств обучения, но все они признают важность и значимость использования визуальных источников на уроке.
Все вышеизложенные положения стали методической основой для организации уроков экспериментального обучения.
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ Анализ психологической литературы показал, что наглядность тесно связана с познавательной деятельностью человека, которая в большинстве случаев опирается на живое созерцание, на ощущения. Если распределить ощущения по характеру участия в познании и регуляции поведения человека, то их можно разделить на три группы: ощущения свойств внешних (реальных) предметов и явлений — зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные; ощущения сигналов внутренних процессов в организме человека — температурные, болевые, органические; ощущения сигналов двигательного аппарата организма человека — вибрационные, статико-кинестетические. Отдельные ощущения могут быть более сильными или слабыми, яркими или размытыми, длительными или мгновенными, но в отношении их не принято говорить о наглядности или ненаглядности.
Анализ дидактической литературы показал, что в ней мало внимания уделяется наглядным методам обучения. Если словесные и практические методы освещаются довольно основательно, то наглядные — обычно просто упоминаются. Лишь в литературе, посвященной средствам обучения, рассматриваются и средства наглядности, а также методика их применения. Однако, отсутствие в учебниках содержательной информации о наглядных методах не позволяет комплексно представить методы обучения по источникам знаний. Если соотнести наглядные методы обучения с учебными предметами, то можно увидеть, что различные учебные предметы требуют преимущественно той или иной наглядности. Это зависит от содержания учебного материала. На уроках истории могут применяться самые разнообразные средства наглядности: иллюстрации, таблицы и схемы, просмотр видеофильмов и т. д.
Анализ методической литературы показал, что в современной педагогической практике методисты-историки предлагают различные варианты с использованием визуализации на уроках истории: использование картин, карикатур, меловых рисунков, макетов, видео — и фотоматериалов. Каждый методист предлагает свою классификацию наглядных средств обучения, но все они признают важность и значимость использования визуальных источников на уроке.