Заключение.
Процесс обучения младших школьников с умственной отсталостью
Проведенный качественно-количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил говорить о неоднородном уровне сформированности естествоведческих знаний у учащихся младших классов коррекционных общеобразовательных школ, это послужило основанием для деления их на четыре группы. Это деление позволило реализовать индивидуально — дифференцированный подход в обучении. Таким образом… Читать ещё >
Заключение. Процесс обучения младших школьников с умственной отсталостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы показал, что изучение природы в младших классах коррекционной общеобразовательной школы обладает огромными возможностями для коррекционно-развивающей и воспитательной работы. Содержание естествоведческого материала охватывает в системе основные элементы современных биологических знаний о природе и их практическом использовании. Усваивая материал о явлениях и фактах природы во взаимных связях, в состоянии движения, изменения и развития, учащиеся убеждаются на конкретных примерах в изменчивости природы. Изучая явления природы, раскрывая их сущность, учащиеся, убеждаются в наличии причинно-следственных связей и отношений. В процессе изучения природы они не только наблюдают за красотой, но и учатся беречь и приумножать ее. Это служит хорошей основой для воспитания любви к природе, патриотических чувств.
Перспективным направлением развития процесса обучения в общеобразовательной и коррекционной общеобразовательной школе является использование новых информационных технологий.
Компьютерные и информационные технологии становятся необходимыми для формирования естествоведческих знаний учащихся начальных классов коррекционной общеобразовательной школы.
В тоже время, наблюдение за процессом обучения изучения природы школьниками с интеллектуальной недостаточностью показало, что даже при наличии современной аппаратуры (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор), она не всегда применяется на уроках, в основном, из-за отсутствия современных компьютерных программ для коррекционных общеобразовательных школ и методических рекомендаций по использованию технических средств, а, частично, из-за недостатка информационной компетентности самих педагогов.
Проведенный качественно-количественный анализ результатов констатирующего эксперимента позволил говорить о неоднородном уровне сформированности естествоведческих знаний у учащихся младших классов коррекционных общеобразовательных школ, это послужило основанием для деления их на четыре группы. Это деление позволило реализовать индивидуально — дифференцированный подход в обучении.
Экспериментальное исследование показало, что младшие школьники испытывают трудности в синтезе, анализе, обобщении, систематизации изучаемых объектов, вопросы, где надо понять и установить причинноследственные связи или зависимости, оказываются особенно сложными для понимания учащимися с нарушением интеллекта.
Наблюдение за учебно-воспитательным процессом на этапе констатирующего эксперимента показало, что основной формой изучения природы является комбинированный урок. Основными методами обучения являются наглядные и словесные методы, а основными средствами обучения — натуральные коллекции, картины и ТСО (слайды, видеофильмы).
С целью проверки выдвинутого нами предположения о том, что применение интерактивной доски на уроках развития речи в коррекционных общеобразовательных школах позволит повысить познавательную активность учащихся с интеллектуальной недостаточностью, был проведен обучающий эксперимент. Для его реализации нами была изучена программа курса «Развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности» для коррекционных общеобразовательных школ, разработано поурочное планирование, подготовлены интерактивные задания с учетом особенностей познавательных способностей учащихся, проведена серия уроков с использованием интерактивной доски при изучении раздела «Животные» (1 класс).
В ходе экспериментальной работы нами было выявлено:
- 1. Активное использование технических средств обучения в процессе изучения природы повышает интерес учеников к предмету, формирует положительную мотивацию к изучаемому предмету;
- 2. Разнообразие в подаче учебного материала способствует более прочному усвоению естествоведческого материала умственно отсталыми младшими школьниками;
- 3. Применение информационных технологий обучения на уроках развития речи способствует значительно лучшему запоминанию, а затем и воспроизведению учебного материала;
- 4 .Разноуровневые задания, игровые упражнения, направленные на закрепление или проверку полученных знаний учащимися, помогают в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Теоретический анализ научных, методических и практических источников, а также результаты контрольного эксперимента показал, что применение технических средств обучения на уроке развития речи, активно влияет на процесс развития познавательной активности на уроке, помогает учителю в решении важнейших задач обучения, способствует формированию ведущих понятий и знаний; развивает мышление учащихся; формирует учебные и специальные умения школьников, развивает интерес к предмету. Разнообразие технических средств обучения позволяет применять их на любом этапе урока, как комплексно, так и по отдельности.
На уроках развития речи интерактивную доску можно применять для организации коллективной, групповой и индивидуальной деятельности обучаемых, тем самым применяя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Использование технических средств в виде обучающего комплекса позволяет достигать высокого уровня индивидуализации обучения, строить его в соответствии с возможностями каждого учащегося, что очень важно для школьников с нарушением интеллекта. Такие уроки интересны умственно отсталым детям. Красочность, эмоциональная насыщенность, а также многообразие информации, которую мы можем дать детям с помощью технических средств, положительно влияет на весь процесс обучения.
Таким образом, наша гипотеза о том, что использование интерактивной доски в процессе изучения природы в младших классах коррекционной школы позволит повысить познавательную активность учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью, в результате проведенного исследования и изучения литературы по этому вопросу подтверждается.