Формирование звукопроизношения в онтогенезе
Л. С. Выготский, Н. С. Жукова, А. Р. Лурия, В. М. Мастюкова, Н. В. Симонова, А. М. Шахнарович отмечают тесную взаимосвязь психического и речевого развития в онтогенезе, которая важна для того, чтобы понять причины возникновения патологии речи у детей. необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых… Читать ещё >
Формирование звукопроизношения в онтогенезе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Л.С. Выготский, Н. С. Жукова, А. Р. Лурия, В. М. Мастюкова, Н. В. Симонова, А. М. Шахнарович отмечают тесную взаимосвязь психического и речевого развития в онтогенезе, которая важна для того, чтобы понять причины возникновения патологии речи у детей. необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Ребенок рождается с несовершенными еще механизмами речи: мозг, в особенности кора полушарий, беден нейронными связями и не может дать дифференцированную, четкую работу собственно звукообразующих органов. Да и сами они — губы, язык, мягкое нёбо — еще недостаточно сильны и гибки как мышечные приборы; некоторые же из них, например, зубы, совсем отсутствуют. Слаба и диафрагма. Слух, играющий первенствующую роль в образовании звуковой речи, хотя и обнаруживается уже с первых дней ребенка (Кутвирт установил ориентировку на звук у 75% новорожденных), но младенец только со второго месяца дает некоторую дифференцировку — различает голос матери, музыку и т. п. Так же слабо развита и дифференцировка зрения. Все это обусловливает своеобразие звуковой и мимико-жестикуляторной работы, какую мы наблюдаем у новорожденного в первые дни и недели. Непрекращающийся процесс развития, с критическими периодами смены старого качества новым, индивидуально то, задерживаясь, то, ускоряясь, при этом неравномерно в разных областях речевого аппарата, прогрессивно видоизменяет работу речевых механизмов и в основном завершает к 5−7 годам звуковое оформление речи ребенка. Излагаемый ниже процесс развития речи носит схематический характер, так как социальная среда, активная реакция ребенка на эту среду, интеллектуальное развитие (память, внимание), состояние организма и т. п. обусловливает индивидуальные различия этого развития. Первые крики новорожденного ребенка имеют исключительно рефлекторный характер: изменение химизма крови, новые физические раздражители среды возбуждают дыхательные и фонационные центры, Дающие диффузные крики, — крики звериные, подкорковые типа гласных комплексов: уа, э-э, ай-ай, ага, а и т. п., связанные с неопределенными призвуками типа согласных звуков. Уже с первого месяца появляются звуки согласного типа — м, п и т. п., а также первые мимические движения (смех, плач). В последующие месяцы появляются всевозможные звуки без какой-либо общей последовательности. «Эти крики служат сигналами, с помощью которых ребенок дает знать окружающим, что у него не все благополучно: или он голоден, или болен, или у него мокрое белье и т. п.» [22, с. 54]. На шестой неделе по тембру голоса ребенка мать узнает о его потребностях и состоянии. В возрасте нескольких недель эти крики дифференцируются, изменяя свой оттенок сообразно тем или иным эмоциям младенца. Уже при крике дыхание младенца напоминает речевое дыхание взрослого: выдох продолжительнее вдоха. Но лишь на третьем году первоначально неупорядоченные дыхательные движения переходят постепенно в координированные речево-дыхательные движения. Появление же более или менее диференцированных звуков у разных детей различно по времени.
В эту лепетную «болтовню» с самим собою нередко проникают и слова взрослых, однако это еще не сознательное подражание. Таким образом, в коре большого мозга начинают связанно функционировать аппараты Вернике и Брока, необходимые для восприятия речевых акустических раздражителей и координированных речевых движений. При этом центр Брока зависит от центра Вернике, так как звуковая речь вырабатывается посредством слуха, т. е. подражания услышанным звукам слов. Подражание указывает на то, что в мозгу развились новые нервные связи, слух стал точнее работать и прочнее связался нервными нитями с аппаратами, образующими звуки. [26, с. 9−10].
Становление звукопроизношения у детей происходит в основном в возрасте от года до 5−6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе слов. Сначала ребёнок «коверкает» слова, искажая их звуковой и слоговой состав, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов всё более и более уточняется, постепенно приближаясь к норме. Эхолалия до конца второго года особенно наглядно выявляется в повторении концов вопросов, концов услышанной фразы и даже нередко всей фразы. Еще позже это переходит в многократное повторение одного и того же и в так называемую «болтливость».
В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребёнок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К таким звукам относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребёнка: ПАПА, БАБА, МАМА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особо тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы,'У и согласные Ф, В, Т, Д, И, К, Г, X, Й. Всеми этими звуками ребёнок, как правило, овладевает в период от года до трёх лет.
Более сложные по артикуляции согласные звуки, к числу которых относятся свистяш, ие (С, 3, Ц) и шипящие (Ш, ж, Ч, Щ), появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляци звуками. И, наконец, такие наиболее артикуляторно сложные звуки, как Р и твёрдое Л, у большинства детей появляются в период от 5 до 6 лет. (Конечно, возможны и некоторые отклонения от этих сроков в ту или иную сторону).
Более наглядно это можно представить в виде такой таблицы,.
Как видим, становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5−6 годам.
Овладение правильным звукопроизношением в норме Во-первых, некоторые звуки в этот период могут полностью отсутствовать в речи ребёнка. В этих случаях он говорит, например, УКА вместо РУКА или УНА вместо ЛУНА, и это вполне нормально.
Во-вторых, каждый артикуляторно сложный звук усваивается ребёнком как бы в несколько этапов. Например, ребёнок не сразу овладевает произношением звука. Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СБ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит последовательно как ТЮБА, СЮБА, СУВА и, наконец, ШУБА.
Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по артикуляции согласных звуков:
С: ТЬ — СБ (тянки — сянки);Ш: ТЬ — СБ — С (тюба — сюба — суба);Ц: ТЬ — СБ (тяпля — сяпля).
Л: Й. — ЛЬ (йампа — лямпа);
Р: Й — ЛЬ — Л (йиба — либа — лыба);
В-третьих, даже и после овладения правильным произношением звука ребёнок в течение некоторого времени неустойчиво использует его в своей речи. Вновь усвоенный звук нередко начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребёнок иногда употребляет его и вместо звука С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САША как ТТТАША. В норме такое смешение звуков может продолжаться в течение двух-трёх недель, после чего оно исчезает без специальной логопедической помощи.
Как видим, во всех этих трёх случаях тот или иной звук или полностью отсутствует в речи ребёнка или заменяется более простым по артикуляции, но правильно произносимым звуком. Это относится и к случаям смешения звуков, когда оба смешиваемых ребёнком звука произносятся им правильно, не искажённо.
Такое несовершенное состояние звукопроизношения до определённого возраста (до 5, реже — до 6 лет) свойственно всем без исключения детям, поэтому оно и получило название «детского возрастного косноязычия». Это вполне нормальный этап становления звуков речи, связанный с недостаточной зрелостью речевого аппарата ребёнка и не имеющий никакого отношения к патологии. [24, с. 20].
Ведущую роль в овладении ребёнком правильным звукопроизношением играет слух: он в полном смысле слова «ведёт» за собой артикулирование звука, которое постепенно всё более и более уточняется. Различение всех звуков речи на слух доступно ребёнку уже с двухлетнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. Именно это и заставляет его «подтягивать» своё произношение к образцу, имеющемуся в речи взрослых. Поэтому очень важно для ребёнка получить правильный образец для подражания. [19, с. 35].
Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия, среди которых очень важными являются психическое и соматическое здоровье ребенка, нормальное строение артикуляционного аппарата, нормальный слух и зрение; полноценное речевое окружение. Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
характерной особенностью становления звуков в онтогенезе является неустойчивость артикуляции при их произношении в начальном периоде. Новые элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находиться в зависимости от артикуляционных звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Развитие речи и звукопроизношения самым тесным образом связаны с развитием мышления. К школьному возрасту у детей происходит становление звуков речи, в данный период возможна достоверная диагностика речевых патологий.
Таким образом, для здоровой речи необходимы: 1) здоровая работа центральной и периферической нервной системы; 2) здоровая работа костно — и хрящево-мышечного аппаратов; 3) здоровое развитие речи в детские годы; 4) здоровая речь окружающих людей; 5) здоровые взаимоотношения с окружающей средой; 6) нормальный слух и 7) нормальные интеллект и психика. Нарушение нормальных отправлений одной из этих областей неминуемо влечет за собою определенные речевые расстройства.