Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Экологическое образование дошкольников на современном этапе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса… Читать ещё >

Экологическое образование дошкольников на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 году в городе Карсон-Сити (США, Невада), где была принята следующая формулировка: «Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценностей окружающей среды и умножение основных положений необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания врожденной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также, включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящиеся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды».

Данное определение затрагивает не только принципы экологического образования, но и воспитания и просвещения. Экологическое образование — это получение знаний об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности человека.

Конечная цель экологического образования — является создание общества устойчивого развивающегося и гармонично сосуществующего с природой.

Существует несколько направлений экологического образования:

ѕ Школьное направление — опирается на изучение общих экологических закономерностей и глобальных экологических проблем.

ѕ Техническое направление — это изучение техногенных воздействий на окружающую среду и способов борьбы с загрязнениями различными техническими средствами.

ѕ Социальная (политическая) экология — попытка средствами массовой информации познакомить с последствиями антропогенного воздействия на природу.

ѕ Игровое направление — это упор на чувства и эмоции человека, облегченный способ приобретения полученных знаний.

ѕ Полевая экология и натуралистический подход в образовании — это такие формы и методы экологического образования, при которых участвующие изучают окружающий мир непосредственно, на примере реальных природных объектов, в их естественных условиях существования.

В обществе растет внимание к проблемам экологического образования нового поколения, но оно еще не достигло того уровня, который мог бы говорить о его высоких результатах и на это есть свои причины:

ѕ неготовность воспитателей и родителей к осуществлению этого процесса;

ѕ низкая экологическая грамотность.

Сейчас уделяется большое внимание к экологическому образованию детей дошкольного возраста. При организации этого процесса необходимо учитывать, что именно этот возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей.

В дошкольном возрасте происходит интеграция ребенка в общество и культуру, осуществляется присвоение ребенком экологической субкультуры детства, которая обеспечивает основу для развития экологической личности. Воспитатель должен знать, что устранение негативных факторов современной ситуации возможно через обеспечение особо одухотворенного пространства детской жизнедеятельности и поэтому важное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса присвоения детьми экологической субкультурой детства.

Для формирования экологического сознания необходима деятельность. На данном этапе развития общества приоритет должен отдаваться технологии экологического образования. Вера в ребенка, его силы, создание ситуации успеха, индивидуальный подход — вот необходимые условия организации процесса экологического образования. Эффективными формами экологического образования на данном этапе является:

«Уроки мышления» — обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы, способствует формированию «чувства» природы.

«Экологические экспедиции» — формируют представления об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличие животных и растений в процессе обследования близ лежащей местности.

«Коллекционирование» — способ привлечь ребенка к окружающему миру, а затем организовать выставки.

«Уроки доброты» — помогают развивать интерес детей к природе.

«Зеленый патруль» — это школа формирования активной жизненной позиции.

«Экологические тропы» — позволяют любоваться нетронутыми красотами окружающей природы.

«Эколого-психологический тренинг» — способствует расширению чувственного опыта, формированию экологических установок личности, обучению навыкам взаимодействия с природой.

«Исследование природы» — это привлечение ребенка к запахам, звукам как средству получения информации об окружающем мире в форме игры.

«Самый внимательный» — упражнение направлено на развитие внимательности и наблюдательности.

«Прогулка с увеличительным стеклом» — для изучения деталей, которые трудно рассмотреть невооруженным глазом.

«Разноцветная мозаика» — упражнение на выделение цветов и оттенков в окружающей природе, и искусственной среде.

Организация активного наблюдения и экспериментирования не должна приносить вред окружающей природе. Запрещаются эксперименты, наносящие вред живой природе.

В настоящее время заметно возрастает роль семьи в экологическом развитии детей дошкольного возраста. Этим должны заниматься родители ребенка в первую очередь. Если родители ограничиваются только физическим питанием и пренебрегают духовным, то человек вырастает бездуховным ребенком своих плотских желаний.

Воспитание экологического чувства является важным среди остальных чувств человека. Совместная деятельность с детьми — главное условие экологического развития ребенка в семье. Экологическое просвещение родителей — один из важных этапов, но в то же время наиболее сложное направление работы дошкольного учреждения.

Существует проблема, с которой сталкиваются воспитатели в процессе экологического образования детей — это проведение диагностики.

На практике активно используется ряд диагностических методик, с помощью которых выявляется уровень экологического развития детей дошкольного возраста.

Методика диагностики должна быть приближена к реальной жизни, ее можно построить в форме естественного эксперимента — специально организованных ситуаций, в обычной среде проживания детей.

Особое значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста занимает диагностика сформированности практических навыков экологической деятельности ребенка.

В процессе выполнения задания выявляется, как понимают дети цель труда, характер мотивации труда, умение планировать свой труд и др. В некоторых методиках диагностики экологического отношения детей к природе используется ранжирование — для выявления сформированности экологических знаний и приоритетности тех или иных групп знаний или для выявления представления детей о важности способов освоения мира природы.

Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом экологического развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход. Но надо помнить, что ребенок в этом возрасте может быть любым, а система образования должна предоставить ему наиболее благоприятные условия для развития, должны учитываться проблемы и приоритеты современной технологии экологического образования детей дошкольного возраста.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.).

Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой.

Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950;е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов.

Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, — показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970;х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы.

В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.

Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.

Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».

Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.

Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек), но и выходит за пределы планеты — в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4−6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы — «Мир-человека» «Мир искусства» — посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4−6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней.

Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития.

Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности.

Особенность программы — в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети «погружаются» вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей — рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.).

На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоционального неравнодушия» каждого ребенкаименно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом — природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5−6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе — растениям, животным и экосистеме леса, два — взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение — разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы"письма животным", создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы — программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Содержание программы отражает биоцентрический взгляд на природу, прослеживает взаимосвязь организма со средой обитания в разных аспектах как закономерные проявления морфофункциональной приспособленности любимых растений и животных к среде, как смену форм приспособительной взаимосвязи организма со средой в процессе его онтогенетического развития, как сходство разных живых существ, проживающих в однородной среде. Решить эти вопросы можно при наличии в жизненном пространстве детей (в помещении и на участке ДОУ) в достаточном количестве самих объектов природы — растений и животных. Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый — это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни живых существ. Показано, что без воды, воздуха, почвы невозможна жизнь растений, животных и человека, что планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет весь комплекс необходимых условий для жизни во всех ее формах. Последний раздел посвящен человекуон рассматривает в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый — это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять, приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания — это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в Липецке, Сочи).

Примером может служить программа «Непреходящие ценности природы» Е. В. Пчелинцевой-Ивановой, а также региональная программа дошкольного образования Ставраполья «Планета детства», в которой в естественно-научном экологическом блоке представлена программа «Азбука экологии» и ее научное обоснование (автор Л. И. Грекова).

Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой