Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Специфика дифференцирования детей на уроках технологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дифференциация по интересам Предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным предметом, областью знания или видом деятельности. Осуществляется как в классах с углубленным изучением предметов, профильных классах, так и во внеурочной работе с учащимися в предметных кружках, клубах, познавательно-творческих или научных объединениях и т. п. Также данный вид дифференциации может быть… Читать ещё >

Специфика дифференцирования детей на уроках технологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опираясь на проанализированные рисунки детей, был сделан вывод, что нет смысла давать задания для индивидуальной работы. Поскольку результаты теста показали, что класс способен работать в коллективе.

В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения. Однако если опираться на проведенное исследование (используя внутреннее дифференцирование) — детей можно разделить на следующие группы:

Вариант 1: после анализа результатов, выявить личности, у которых склонность к лидерству и при делении всего класса на группы, необходимо сделать так, чтобы в каждой группе был ученик-лидер (который будет тянуть за собой всю свою группу). Но данный вариант, не стоит использовать часто, поскольку у всех остальных детей будет застой в развитии определенных качеств.

Вариант 2: Если после анализа исследования, выявились дети, у которых выявлена бедность воображения, то таких детей можно объединить в одну группу и дать задание, в котором все структурировано и не нужно проявлять фантазию. Но данный вариант, не стоит использовать часто, поскольку современное образование основано на развитии всех качеств у ребенка. Если мы будем часто делить детей по такому принципу, то у детей не будет развиваться воображение, но при этом будет усиленно тренироваться структурированная работа (по образцу).

Вариант 3: Если после исследования выявилось, что в классе присутствуют дети, которые не способны воспринимать информацию в том виде, в котором ее преподносят, то следует разбавить группу из таких детей, учениками, которые воспринимают поставленную перед ними задачу, так как надо. Тем самым мы даем возможность всем детям данных групп получить на выходе необходимый результат.

Вариант 4: Данное деление будет построено на типы мышления.

Зная о существовании типов мышления можно детей поделить на:

Детей с практическим (наглядно-действенным) мышлением. Ребенок способен справиться с задачей в результате мысленного преобразования ситуации, на основании полученного ранее опыта.

Детей с образным (наглядно-образным) мышлением. Ребенок пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением.

Детей с абстрактно-логическим мышлением. Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом.

Так же и с другими типами мышления. Деток с одинаковым типом мышления можно объединить в одни группы.

Вариант 5: Весь класс — одна большая группа, в которой присутствуют абсолютно разные личности. Данный вариант, более удобен для проведения на уроках технологии. Поскольку, на выходе, все работы будут разные (при условии, что задание давалось одно).

Так же после проведения диагностик, можно выявить множество групп для распределения детей. Но деление детей не группы не является дифференциацией. Под дифференциацией принято понимать именно организацию процесса обучения, опираясь на индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т. д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.

Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т. д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп. В данном случае, опора была на класс целиком. Далее приведем описание проведенных уроков. [37, с.400].

Урок 1.

Тема урока: Подвижная игрушка Цель: научить их делать подвижные предметы Оборудование: шаблоны (см. Приложение 2), цветная бумага, цветной картон, ножницы, клей, дырокол (шило), нитки.

Ход у рока:

Посмотрите внимательно на парту. Все ли у Вас есть?

Техника безопас ности: (Обсудить с детьми, что необходимо помнить).

  • — Сегодня мы с вами будем делать зайку, но для начала открывайте учебники на стр. 72. Перед вами предметы.
  • — А предметы циркуль и ножницы подвижные?
  • — Кто мне скажет, что такое шило? — колющийся инструмент.

Перед вами шаблоны, сложите картон пополам и приложите туда шаблон. Обведите простым карандашом по шаблону и отложите в сторону шаблон. Возьмите ножницы и вырежьте по линии карандаша.

Сейчас я пройду с шилом (дыроколом) и проставлю точки в туловище у зайки, это и будет местом подвижности у игрушки.

Теперь собирает две детали, вставляем скрепку и у нас получается зайка. Дорисуйте ротик и глазки.

  • — Итак, что мы сегодня делали на уроке технологии?
  • — Вам понравилось?
  • — Было тяжело?
  • — Молодцы. Спасибо за урок.

В процессе работы, учитель ходил по классу и помогал отстающим, так же было разрешено детям, которые работали быстрее — помочь своим одноклассникам.

Рис.

Рис.

Работа детей на уроке.

Рис. 9. Работа детей на уроке

Урок 2.

Тема урока: букет Цель: Выполнить поставленную задачу — по окончанию урока предоставить готовую поделку.

Оборудование: картон, ножницы, шаблоны, клей, презентация.

Ход урока.

— Итак, посмотрите внимательно на парту. Все ли у Вас есть? Ножницы, картон, шаблоны и т. д.

Техника безопасности:

  • 1) Как надо передавать ножницы? — колечка вперед.
  • 2) Как необходимо вырезать? — двигать картонку или листок, но не ножницы.
  • 3) Как пользоваться клеем? — аккуратно, не разливать, не нюхать, не пробовать.
  • — Сегодня мы с вами будем подарок маме, бабушке, тете, подруге и т. д.
  • — Выберите лист бумаги (желательно зеленого цвета), это будет травка. Складываем лист бумаги пополам, так чтобы снаружи получилась бумага зеленого цвета, а внутри белая (если бумага двусторонняя, то не имеет значения, как складывать).
  • — Положили сложенный лист перед собой так, чтобы та сторона, где листок открывается — смотрела налево, а там где не открывается (шов) — направо.
  • — С правой стороны делаем отметки через каждые 2 см.
  • — От данных отметок проводим линию влево до середины листа. И прорезаем по данным линиям.
  • — Положите лист перед собой так, чтобы прорезанная стороны была сверху. Правую и левую стороны склеиваем между собой — образуя цилиндр с прорезанными линиями наверху. Распушите получившуюся травку.
  • — С помощью выданных вам шаблонов — вырежете головки будущих цветов (по 5 разноцветных).
  • — Приклейте головки цветов к получившейся травке.
  • — Поделка готова.
  • — Итак, что мы сегодня делали на уроке технологии? — букет цветов. Вам понравилось?

Было тяжело?

Молодцы. Спасибо за урок.

В процессе работы, учитель ходил по классу и помогал отстающим, так же было разрешено детям, которые работали быстрее — помочь своим одноклассникам (см. приложение 3).

Рис.

Рис.

Просмотрев изображения из «Приложения 3» и «Рис.10» — можно сделать очевидный вывод, что в классе присутствуют ученики, которым необходимо выделиться из большинства детей (например, за счет того, что у всех детей цветочки смотрят вверх, а у них опустили свои головки вниз).

Для осуществления дифференциации основная деятельность учителя должна быть направлена на:

  • — анализ возможностей, способностей ученика;
  • — анализ причин их неуспеваемости;
  • — выделение трех основных групп учащихся.

Группы учащихся:

I группа: ученики с высокой успеваемостью, которые имеют достаточный «багаж» знаний; высокий уровень познавательной активности; хорошо развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. При работе с детьми данной группы, необходимо учитывать:

  • а) тщательную организацию учебной деятельности таких детей;
  • б) подбор специальных заданий высокой трудности, которые соответствуют высоким познавательным возможностям.

II группа: ученики со средними учебными возможностями. Работая с данной группой, стоит обратить внимание на:

  • а) развитие познавательной активности таких детей; б) участие в разрешении проблемных ситуаций;
  • в) воспитание самостоятельности, а также уверенности в своих возможностях;
  • г) создание условий для большего развития этой группы, с последующим переходом части из детей данной группы на работу в группу I.

III группа: дети с пониженной успеваемостью. Для начала необходимо определить причину их неуспеваемости.

Учителю необходимо построить свой урок так, чтобы представителем каждой группы было интересно, и никто из детей не сидел без дела. Для этого и существует дифференциация. Она позволяет, изучив особенности каждого учащегося, а также поняв к какой группе стоит отнести того или иного ребенка, организовать свой урок чтобы он оказался на выходе — продуктивным. [16, с.215].

После подведения итогов были проведены уроки, по которому стало понятно, как дифференциация помогает учителю в построение урока.

Тема урока: «Аппликации из скрученных ниток».

Цели: начать в паре изготавливать аппликации из скрученных ниток; формировать интерес к творчеству.

Задачи:

  • — развитие интереса к ручному труду, умению планировать работу;
  • -коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, коррекция мыслительной деятельности;
  • — воспитание трудолюбия, аккуратности;
  • — пробуждение интереса к окружающему миру.

Тип у рока: урок закрепления изученного материала.

Методы: словесные (беседа), наглядные (шаблон и примеры — см. Приложение), практические.

Форма работы: фронтальная, парная.

Материалы: шерстяные нитки, ножницы, клей ПВА, карандаши, листы А3 (с заранее нанесенными рисунками).

Формируемые УУД:

Личностные: уметь организовывать себя на выполнение поставленной задачи; уметь оценивать трудность предлагаемого задания;

Предметные: применять знания и умения на практике, совершенствовать умение работать с различными материалами; развивать творческое мышление;

Регулятивные: сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем; самостоятельно выделять и прогнозировать тему и цель урока; проявлять самостоятельность;

Познавательные: уметь делать выводы, оперируя с предметами и их образами; уметь искать что-то новое в привычном;

Коммуникативные: уметь высказывать свои мысли, уметь донести свою позицию до других, учитывая разные мнения.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

— Давайте вспомним о мерах предосторожности при работе с ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами.

  • 1. Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
  • 2. При работе внимательно следите за направлением резания.
  • 3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • 4. Не держите ножницы лезвием вверх.
  • 5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  • 6. Не режьте ножницами на ходу.
  • 7. Не подходите к товарищу во время работы.
  • 8. Передавайте закрытые ножницы кольцами впер? д.
  • 9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
  • — Ребята, давайте вспомним технику скручивания нитей. Как мы скручиваем? Что для этого используем? Чему нужно уделить особое внимание?
  • — Правильно.
  • — Сегодня вы начнете делать аппликации из «нитяных червячков» в парах. Работа сложная, кропотливая, но я уверена, что вы справитесь!
  • — Рисунки у всех будут разные, чтобы интереснее было, потом их оценивать, да и выполнять.
  • (Учитель раздает рисунки на бумаге формата А3, с расчерченным способом укладки нитей)
  • — Обратите внимание, что нитки могут быть разных размеров! И маленькие и большие. Выполняйте работу аккуратно.

Учитель «кидается» клубками ниток, по просьбе учеников (какой цвет нужен).

Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг.

Глазком видеть все даноГде окно, а где кино.

Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

Учитель контролирует процесс, даёт советы, напоминает о времени.

— все ли получилось? Что вызывало у вас сложности, непонимание?

Домашнее задание — принести цветную двухстороннюю бумагу (2 зел., 2 желт., и 2 любого одного! цвета), кусочек проволоки (5 см), ножницы, линейку, простой карандаш. [3, с.12].

Уборка рабочего места.

Вывод: На данном уроке, учитель распределял задачи детям, опираясь на особенности каждого (по уровню успеваемости и восприятию материала, который предлагает учитель на уроке.). Фразу — «не подходите к товарищам во время работы с ножницами» — учитель повторил для конкретных детей (на протяжении всего урока) несколько раз, поскольку в классе присутствуют дети, которые не воспринимают информацию с первого раза. Когда дети вспоминали технику скручивания нитей, отвечали дети с высокой активностью и успеваемостью. Но учитель, во время работы спрашивал и детей с низкими показателями успеваемости, для того чтобы активировать их работоспособность на уроке. При раздаче детям шаблонов, учитывались особенности работающих пар. Заранее детей рассадили так, чтобы в паре оказались «сильный» и «слабый» учащиеся. Таким образом, работа двух противоположных по активности и работоспособности учащихся — приблизится к общему среднему уровню. За один урок дети не успели доделать работу, поскольку шаблоны оказались сложными, но при этом, в работе были задействованы все дети и интерес детей возрос. Следующий урок будет посвящен повторению данной темы, но работа будет одна на весь класс. [45].

Тема урока: «Аппликация „Торт“ из скрученных ниток».

Цели: сделать общую аппликацию из скрученных ниток; формировать интерес к творчеству.

Задачи:

  • — развитие интереса к ручному труду, умению планировать работу;
  • — коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук, коррекция мыслительной деятельности;
  • — воспитание трудолюбия, аккуратности;
  • — пробуждение интереса к окружающему миру.

Тип у рока: урок закрепления изученного материала.

Методы: практические, словесные (беседа), наглядные (шаблон и примеры),.

Форма работы: фронтальная, общая.

Формируемые УУД:

Личностные: уметь организовывать себя на выполнение поставленной задачи; уметь оценивать трудность предлагаемого задания;

Предметные: применять знания и умения на практике, совершенствовать умение работать с различными материалами; развивать творческое мышление;

Регулятивные: сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем; самостоятельно выделять и прогнозировать тему и цель урока; проявлять самостоятельность;

Познавательные: уметь делать выводы, оперируя с предметами и их образами; уметь искать что-то новое в привычном;

Коммуникативные: уметь высказывать свои мысли, уметь донести свою позицию до других, учитывая разные мнения.

Ход у рока Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

— Давайте вспомним о мерах предосторожности при работе с ножницами.

Техника безопасности при работе с ножницами.

  • 1. Храните ножницы в указанном месте в определенном положении.
  • 2. При работе внимательно следите за направлением резания.
  • 3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
  • 4. Не держите ножницы лезвием вверх.
  • 5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
  • 6. Не режьте ножницами на ходу.
  • 7. Не подходите к товарищу во время работы.
  • 8. Передавайте закрытые ножницы кольцами впер? д.
  • 9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
  • — Ребята, на прошлом уроке мы с вами изучили технику скручивания нитей. Напомните мне, как мы скручиваем шерстяные нити. Что мы для этого используем? Чему нужно уделить особое внимание?
  • — Правильно.
  • — Как думаете, что мы будем делать сегодня?
  • — Какие интересные варианты. Давайте я загадаю вам загадку, и вы сразу поймете, угадали вы или нет.

На торжестве он самый главный, Его всегда к десерту подают В нём много крема, очень сладкий — Разрежут, и гостям всем раздают.

Открывайте шире рот, Будем кушать вкусный …

  • — Правильно, торт.
  • (Показывает лист А3 с нарисованным карандашом тортом)
  • — Сегодня, мы с вами будем выкладывать скрученными нитями торт.
  • — Вам нравится моя идея?
  • — Приступим. Вы крутите нитки, а когда они будут готовы, приносите мне. Я буду говорить, какого цвета и длины «червячки» мне нужнее, и вы будете выполнять мой заказ. Мы должны уложиться в урок, так что действуем быстро, но аккуратно!

Учитель заполняет лист «червячками» и приклеивает. Время от времени делает «заказы».

Физминутка Глазки видят все вокруг, Обведу я ими круг.

Глазком видеть все даноГде окно, а где кино.

Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

— все ли получилось? Что вызывало у вас сложности, непонимание?

Домашнее задание — принести цветную двухстороннюю бумагу (2 зел., 2 ж? лт., и 2 любого одного! цвета), кусочек проволоки (5 см), ножницы, линейку, простой карандаш. 9,10].

Уборка рабочего места.

Рис.

Рис.

«Аппликация „Торт“ из скрученных ниток»".

Вывод: На данном уроке, учитель также распределял задачи между детьми, опираясь на возможности и особенности каждого (по уровню успеваемости и восприятию материала, который предлагает учитель на уроке.). Фразу — «не подходите к товарищам во время работы с ножницами» — учитель повторил для конкретных детей (на протяжении всего урока) несколько раз, поскольку в классе присутствуют дети, которые не воспринимают информацию с первого раза. Когда дети вспоминали технику скручивания нитей, отвечали дети с высокой активностью и успеваемостью. На этот раз учитель старался спрашивать детей, которые не тянули руки для ответа. Тем самым у таких детей активировалась их работоспособность на уроке. Были дети, которые не хотели скручивать нити, а хотели приклеивать.

На это и был расчет, но учитель объяснил, чем больше «червячков» вы сделаете, тем быстрее получится собрать наш торт. Все дети были задействованы в работе. На данном уроке — все дети были равны. При этом дети, которые справлялись быстрее, помогали отстающим учащимся. Таким образом, дети за урок успели выполнить поставленную перед ними задачу. Не зависимо от уровня активности детей, от их успеваемости, усидчивости и т. д. задействованы и заинтересованы в работе были все. [42].

Дифференциация важна для построения урока. Зная, по каким параметрам можно разделить детей, для постановки перед ними той или иной задачи, урок получается более продуктивным. Если распределить детей, так, чтобы учащиеся определенных групп (выделенных по успеваемости, усидчивости, способностям, восприятию чего-либо и т. д.), то у детей не пропадет интерес к получению новых знаний и умений. Детям с сильными показателями активности, успеваемости усидчивости и т. д. помогать другим учащимся — в радость, а те, в свою очередь — тянутся к сильным детям. Тем самым, формируется коллектив в классе и нормализуется работа всех учащихся. [7, c.379].

Дифференциация по способностям Происходит на основе учета общего уровня обученности (успеваемости) и развития учащихся, особенностей развития познавательных процессов (мышления, памяти и др.). Другие индивидуальные особенности учащихся учитываются в рамках внутренней дифференциации, то есть непосредственно в классе. Дифференциация по способностям требует наличия более или менее объективных методик выявления способностей человека. Данный вид дифференциации отчасти помогает решать проблему одаренных детей, для обучения которых необходимы особые учебные программы.

Дифференциация по неспособностям Результатом дифференциации по неспособностям является создание классов коррекции, обычно предназначенных для детей, неуспевающих по тем или иным предметам. Некоторые педагоги считают, что создание таких классов не самый лучший путь преодоления неуспеваемости, так как если ученик, отстающий по отдельным предметам, попадает в класс коррекции, то он должен осваивать все дисциплины на таком же «корректирующем» уровне. Также данный способ дифференциации, может быть на определенном предмете, например, если у ребенка на уроке технологии не получается ни лепить, ни клеить, ни вырезать. Таким детям нужно уделять больше внимания на уроке, или наставить к ним наставников (которые быстрее справляются с какими-либо заданиями).

Дифференциация по интересам Предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным предметом, областью знания или видом деятельности. Осуществляется как в классах с углубленным изучением предметов, профильных классах, так и во внеурочной работе с учащимися в предметных кружках, клубах, познавательно-творческих или научных объединениях и т. п. Также данный вид дифференциации может быть рассмотрен на конкретном примере. Например, если у ребенка хорошо, получается, вырезать и клеить, а работа с пластилином ему дается с трудом. Учитель может поставить данного ребенка наставником к отстающим, чтобы помочь вырезать что-либо или приклеить, при этом развивая его способности работая с пластилином. [31, c.215].

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что дифференциация необходима на уроках технологии, для того чтобы: знать, к каким детям нужен какой подход; для составления плана урока, учитывая особенности учеников; для удобства выполнения каких-либо заданий детьми всего класса и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой