Проблемы использования дистантного обучения
Обучение, осуществляемое с помощью новых информационных технологий, требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса, который невозможно осуществлять, опираясь на старые приемы и методы обучения; поэтому создаются новые учебные пособия: электронные копии печатных изданий — так называемые «электронные учебники», а также учебники c приложениями в виде аудиои видеокассет, в связи… Читать ещё >
Проблемы использования дистантного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Российской Федерации дистантное обучение начало применяться сравнительно недавно, и поэтому на пути к его широкому внедрению встречаются трудности, которые связаны, в частности, с различными подходами к толкованию термина «дистантное обучение» .
Так, ряд ВУЗов под диcтантным обучением понимает традиционную заочную форму обучения, т. е. понятия «диcтантное» и «заочное» обучение отождествляются, и, исходя из этого, ведется работа по использованию диcтантного обучения, которая на практике ничем не отличается от работы факультетов заочного обучения. Другой подход к пониманию термина «дистантное обучение» основан на применении технических средств обучения, главным образом, фонограмм и видеофонограмм. Третий подход связан с обучением на основе новых информационных технологий, в первую очередь электронной почты и международной компьютерной сети Internet. В некоторых случаях термин «дистантное обучение» употребляется для обозначения курсов/занятий по повышению квалификации преподавателей учебных заведений в районных центрах, проводимых преподавателями областного центра, выезжающими в районы области.
В современной практике используются, по меньшей мере, три организационных формы в системе дистантного обучения. При первой форме студенты лично получают задание, записанное на магнитных носителях информации (аудиои видеокассеты, гибкие магнитные диски, компакт-диски), в зависимости от аппаратуры, которой располагают учебное заведение и студенты-заочники. Вторая форма связана с использованием электронной почты или сети Internet, по которой задания высылаются из образовательного центра непосредственно студентам. Данная организационная форма предполагает наличие у каждого обучаемого персонального компьютера, подключенного к сети Internet. Здесь возникают трудности, связанные с недостаточным количеством компьютеров, находящихся в личном пользовании студентов-заочников. Третья организационная форма призвана разрешить данную проблему. Для этого создаются региональные центры, связанные компьютерной сетью с образовательным центром. Региональные центры осуществляют передачу заданий непосредственно обучаемым.
Обучение, осуществляемое с помощью новых информационных технологий, требует принципиально нового подхода к организации учебного процесса, который невозможно осуществлять, опираясь на старые приемы и методы обучения; поэтому создаются новые учебные пособия: электронные копии печатных изданий — так называемые «электронные учебники», а также учебники c приложениями в виде аудиои видеокассет, в связи c появлением которых возникает необходимость приобретения студентами практических и теоретических знаний и навыков в использовании новых информационных технологий. Необходимо отметить, что использование информационных технологий предъявляет новые требования и к профессиональным качествам преподавателей, что предусматривает не только овладение необходимыми знаниями, но и накопление личного опыта их практического применения, приобретения методического опыта использования современных компьютерных технологий в учебном процессе.
И все же дистанционное образование в России есть, хотя и в небольшом количестве. И наличие интерактивных учебных пособий не является его главным признаком. С моей точки зрения, дистантной следует считать такую форму обучения, при которой преподаватели и обучаемые находятся на расстоянии (дистанции) друг от друга, но благодаря использованию Internet, электронной почты, видеоконференций и т. п. обеспечивается качество и интенсивность коммуникации, сопоставимые с дневной формой обучения. Чаще всего для дистанционного обучения используются специальное программное обеспечение типа Black Board, Top Class или его аналоги.
В нашей стране, говоря о дистанционном образовании, чаще всего имеют в виду предоставление студентам-очникам возможности получения второй специальности в дистанционной форме. В частности, есть опыт Центра дистанционного образования [http://dlc.miem.edu.ru] Московского института электроники и математики. Подчеркиваю, что речь идет по преимуществу о получении второго высшего образования на базе первого технического. В гуманитарной сфере могу сослаться на опыт Московской высшей школы социальных и экономических наук, где прямо в эти дни идет набор на программу дистанционного образования по Менеджменту в сфере культуры. В отличие от МИЭМ это образование более высокого уровня — не второе высшее, а поствузовское, и, кроме того, имеющее двойную сертификацию: российский диплом о профессиональной переподготовке и Post Graduate Diploma Манчестерского университета. Но меня, в данном случае, интересует не отличия, а общность. Она состоит в том, что и в первом, и во втором случаях речь идет об обучении людей, уже имеющих высшее образование. А вот получить первое высшее образование в дистанционной форме куда сложнее.