Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Взаимодействие специалистов в рамках работы психолого-педагогического консилиума

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Школьный психолого-педагогический консилиум — один из перспективных методов психопрофилактической и экспертной работы. Известный педагог Ю. К. Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер… Читать ещё >

Взаимодействие специалистов в рамках работы психолого-педагогического консилиума (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В РАМКАХ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 12 г. Челябинска.

Школьный психолого-педагогический консилиум — один из перспективных методов психопрофилактической и экспертной работы. Известный педагог Ю. К. Бабанский отмечал, что «для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учёбе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов…» [5, стр. 50].

Таким образом, психолого-педагогический консилиум — это постоянно действующий, скоординированный, объединённый общими целями коллектив специалистов, участвующих в учебно-воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать.

В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения.

Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/901−6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и перечень необходимой документации. Основное требование к его деятельности — понимание всеми специалистами, работающими в составе ШППК, задач и стратегий развивающей и коррекционной работы, чёткая согласованность их действий в работе консилиума.

Основными задачами консилиума являются:

Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся.

Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения.

Разработка программы психолого-педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития.

Консультирование в решении сложных, в том числе конфликтных, ситуаций.

Можно выделить следующие принципы работы психолого-педагогического консилиума:

Принцип уважения к личности ребёнка и опоры на положительное.

Принцип максимальной педагогизации диагностики, интеграции психологического и педагогического знания.

Принцип закрытости информации. Диагноз, или заключение консилиума, не должны публично обсуждаться, чтобы не нанести моральный ущерб личности, например, повлечь за собой снижение самооценки ребёнка, разрушение его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В процессе работы школьный консилиум выполняет три основные функции: диагностическую, реабилитирующую и воспитательную.

Диагностическая функция предполагает:

выявление причин и характера отклонений в поведении и учении ребёнка;

изучение социальной ситуации развития, положения ребёнка в коллективе;

определение потенциальных возможностей и способностей ученика.

Реабилитирующая функция предполагает:

защиту интересов ребёнка, попавшего в неблагоприятные учебно — воспитательные или семейные условия;

выбор оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;

выработку мер по развитию потенциальных возможностей ребёнка в условиях школьного обучения и семейного воспитания;

семейную реабилитацию, смысл которой — в повышении статуса ребёнка в глазах родителей;

школьную реабилитацию, которая направлена на разрушение отрицательного стереотипа ученика, сложившегося у учителей;

разработку рекомендаций разным участникам образовательного процесса.

Воспитательная функция предполагает:

разработку стратегии педагогического воздействия на учащихся «группы риска»;

интеграцию воспитательных воздействий педагогического коллектива, родителей на ученика;

обеспечение преемственности педагогических воздействий.

По цели психолого — педагогические консилиумы можно разделить на первичные, плановые, срочные и заключительные. Подробней остановимся на характеристике каждого вида.

Первичный (диагностический) консилиум проводится при зачислении учащегося в класс сразу по завершении первичных обследований у всех специалистов. Как правило, это психолог, логопед и/или дефектолог, психиатр, педагог; в отдельных случаях могут быть привлечены другие специалисты. На данном этапе работы определяются особенности развития учащегося, возможные условия и формы его обучения, необходимое в дальнейшем психологическое, логопедическое и/или иное сопровождение учащихся, вырабатываются согласованные решения по определению образовательного, коррекционно — развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы.

Плановый (аналитический) консилиум рекомендуется проводить не реже одного раза в полугодие. Специалисты оценивают динамику обучения и коррекции учащихся, вносят, в случае необходимости, поправки и дополнения в план коррекционной работы, проводят обсуждение по итогам диагностики; вырабатывают коллективное решение, рекомендации по дальнейшей работе с детьми; обсуждают и утверждают тип класса, учебной программы, приёмы и методы психолого-педагогического воздействия на учащихся. психологический педагогический консилиум школа.

Срочный консилиум проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, работающих с учащимися, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданные аффективные поведенческие реакции, отрицательная динамика обучения и развития ребёнка, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе). На консилиуме специалисты выясняют причины возникших проблем, решают вопрос о принятии каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам, изменяют направления ранее проводимой коррекционно-развивающей работы в случае её неэффективности, определяют допустимые нагрузки, режим или форму обучения ребёнка, направляют, в случае необходимости, на дополнительную консультацию к узким специалистам или на повторное обследование районной или областной ПМПК. Часто на срочных консилиумах рассматриваются конфликтные ситуации, возникающие между родителями и педагогом по поводу обучения и воспитания учащегося.

Заключительный (итоговый) консилиум проводится в конце учебного года, или в связи с переходом учащегося на новую ступень обучения (например, из начальной школы в среднее звено), или в связи с завершением коррекционной работы. Специалисты оценивают психолого-педагогический статус учащегося на момент окончания обучения: приобретённые знания по всем учебным предметам, степень социализации, состояние эмоционально-волевой и поведенческой сфер, уровень развития высших психических функций; разрабатывают рекомендации для педагогов, которые будут работать с учащимся в дальнейшем.

Материалы консилиума используются как основа для составления психолого-педагогической характеристики ребёнка, психолого-педагогических представлений на районную или областную ПМПК.

Организация заседаний проводится в два этапа. На подготовительном этапе подготовка консилиума проводится каждым участником отдельно. Перед началом работы необходимо получить согласие родителей на комплексное обследование ребёнка. Согласие родителей должно быть документально зарегистрировано, что позволит предупредить ряд конфликтных ситуаций, связанных с экспертизой [6, стр. 181]. Далее специалистами осуществляется сбор, обобщение диагностических данных, формулируются предварительные выводы и рекомендации. Анализ диагностических данных проходит по ряду показателей: медицинскому, психологическому, логопедическому, дефектологическому, социологическому, педагогическому и т. д. Обязанности специалистов будут меняться в зависимости от специфики работы образовательного учреждения. Например, в школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших детей учителю-дефектологу необходимо подготовить и предоставить информацию о состоянии слуха детей (без слухового аппарата и со слуховым аппаратом) и произносительной стороны речи, о продвижении ученика в развитии остаточного слуха, об усвоении умений и навыков на предметных уроках, о развитии познавательных психических процессов.

На основном этапе работы консилиума проводится коллегиальное обсуждение по итогам проведённых обследований. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка, определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий.

Если школьный консилиум не пришёл к общему мнению о развивающей или коррекционной работе с ребёнком, если не достигнуты ожидаемые результаты и/или у ребёнка наблюдается стойкая отрицательная динамика развития, то ребёнок может быть направлен на консультацию более высокого уровня в соответствии с договором, заключённым между районной или областной ПМПК и образовательным учреждением. Точно также необходимо поступать и в ситуации конфликтных отношений с родителями ребёнка, непринятием родителей рекомендаций консилиума. Авторитет организации более высокого уровня может быть хорошим мотивирующим компонентом воздействия на родителей [6, стр. 188].

Для эффективной и компетентной работы должен быть достаточно гибким состав консилиума. Он включает в себя постоянных и временных участников.

Постоянные участники присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке и последующем контроле над выполнением рекомендаций. Обязательными участниками консилиума являются заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, классные руководители. Если образовательное учреждение специальное (коррекционное) или есть классы СКО в общеобразовательной школе, то очень важно участие в работе консилиума школьного логопеда или дефектолога. Полноправным участником консилиума также должен быть социальный педагог.

Временные участники приглашаются на данное заседание по необходимости для повышения эффективности работы и успешности в формулировке заключения (решения) и выработке коллективных рекомендаций. Временными участниками могут быть учителя — предметники, различные специалисты-консультанты, выступающие в качестве экспертов, инспектор ИДН, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях могут быть приглашены воспитатель, сурдопедагог, сурдолог, тифлопедагог, олигофренопедагог и т. п. Весьма желательно участие в консилиуме медицинского работника (школьного врача или медсестры, врача — психиатра, других врачей в зависимости от специфики работы образовательного учреждения).

Не рекомендуется часто приглашать учителей-предметников на заседания консилиума. Это можно объяснить тем, что, с одной стороны, выработка индивидуальной стратегии сопровождения в присутствии всего педагогического коллектива параллели, в ситуации многообразия мнений и взглядов на ребёнка, очень затруднена, а с другой стороны принимаемые решения не всегда могут быть эффективны. Проблемы конкретного ребёнка могут быть связаны именно с отношением к нему определённого учителя, каким-либо острым конфликтом. Необходимую информацию учителя-предметники могут передать на консилиум через классного руководителя и/или психолога, а познакомиться с решением заседания могут на консультациях, проводимых председателем консилиума, обсудить итоги с психологом в рамках его работы по реализации решений консилиума.

Роль председателя в организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиума очень важна. Им может быть заместитель директора по учебной работе, или представитель администрации школы, курирующий работу классов СКО, или педагог-психолог.

Председатель консилиума

· организует работу психолого-педагогического консилиума;

обеспечивает систематичность заседаний;

формирует состав участников следующего заседания;

формирует состав учащихся, обсуждаемых на заседании;

координирует связи консилиума с другими звеньями учебно — воспитательного процесса;

организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума;

осуществляет контроль за своевременным направлением детей, воспитывающихся и обучающихся в МОУ или МСКОУ на обследование районной или областной ПМПК для внесения корректив по выбору индивидуального образовательного маршрута ученика;

обеспечивает предоставление корректной информации о ребёнке его родителям или законным представителям.

От председателя ШППК зависит организация командной работы специалистов и реализация двух основных принципов — мультидисциплинарного и междисциплинарного (А.Я. Юдилевич; М. М. Семаго, Н.Я. Семаго). Мультидисциплинарный принцип работы специалистов ШППК, выдвинутый в 1968 году ведущими отечественными психологами А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. А. Смирновым, предполагает необходимость равноправного учёта данных и мнений всех специалистов консилиума с целью осуществления комплексного подхода к оценке развития ребёнка. Междисциплинарный принцип деятельности специалистов при оценке психического развития ребёнка предусматривает необходимость выработки, а также согласования коллегиальных решений, при необходимости изменения (или серьёзной коррекции) мнения каждого из специалистов в зависимости от мнения других членов ШППК. Основная нагрузка в этой ситуации ложится на ведущего заседание консилиума, главной задачей которого становится контроль над последовательностью обсуждения ребёнка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов, что требует знания соответствующих технологий междисциплинарного взаимодействия. На первый план при этом выдвигаются не столько задачи образования, «сколько задачи специализированной коррекционно-развивающей помощи ребёнку, комплексного психотерапевтически ориентированного сопровождения его семьи» [6, стр. 185].

Таким образом, консилиум играет в системе психолого-педагогической деятельности очень важную роль. Он позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребёнка, которой владеют педагоги, классный руководитель, логопед, дефектолог, социальный педагог, школьный медик, психолог и т. д., и на основе целостного видения ученика, с учётом данных о его прошлом состоянии разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития.

Психолого-педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных учащихся, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.

Данная организационная форма деятельности представляет собой существенный этап психопрофилактической и экспертной работы специалистов образовательного учреждения, делает их работу более конкретной, содержательной и результативной.

Профессионально грамотно подготовленный, он помогает развитию и учащихся, и учителей, и всего педагогического коллектива, «…в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении его прав» [7, стр. 34].

Используемая литература:

  • 1. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. — Москва: «Сентябрь», 1998.
  • 2. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. — Москва: Педагогика, 1991.
  • 3. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  • 4. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.
  • 5. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; под ред. И. В. Дубровиной. — Москва: Просвещение, 1991.
  • 6. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. — Москва: АРКТИ, 2005.
  • 7. Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Орловской области: Итоги пилотного проекта, материалы конференций / Под.ред. А. Я. Юдилевича, И. А. Ульчонок.- Москва, Орёл: ТАСИС проект, Управление общего и профессионального образования администрации Орловской области, 2002.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой