Π—Π°ΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ курсовыС, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹...
ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠ°Π·. НСдорого!

Π Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. 
Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ°

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ (ΠŸΠŸΠ—), Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π² Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ… Π—Π‘Π , ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ своСго Ρ€ΠΎΠ΄Π° «ΠΊΠ²Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ скачок» Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ с Π£ΠΠ  Π½Π° Π£Π’Π , пСрСТивая ΠΏΡ€ΠΈ этом психологичСски ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅ для ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠŸΠŸΠ— своим условиСм опираСтся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π”ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ° (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ основная Ρ†Π΅Π»ΡŒ любой систСмы образования — Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ, Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ СстСствСнно Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ условиСм, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ психичСского развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ИдСя ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ обучСния Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠΌΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π°ΠΌΠΈ, начиная с Π―. А. КомСнского (К. Π”. Ушинский, П. Π€. ΠšΠ°ΠΏΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π², Π›. Н. Волстой, К. Н. Π’Π΅Π½Ρ‚Ρ†Π΅Π»ΡŒ, Π›. Π‘. Выготский ΠΈ Π΄Ρ€.).

Однако слСдуСт ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ вопрос ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ обучСния ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΌ становлСнии личности Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΡΡ с Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ зрСния. Богласно ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΅ΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅: Π²Ρ‹ΡƒΡ‡ΠΈΠ» Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅ΠΌΡƒ — развился, Ρ€Π΅ΡˆΠΈΠ» Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ — Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ развился. Другая Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ придСрТивался Π–. ПиаТС, состояла Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ — это лишь внСшниС условия, своСго Ρ€ΠΎΠ΄Π° Ρ„ΠΎΠ½ созрСвания ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ‚. Π΅. Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ создаСт возмоТности, Π° ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ (плСтСтся Π² Ρ…востС развития). Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΡ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΡƒΡ‚ΡŒ диалСктичСски взаимосвязанныС ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΡ‹Π΅ процСссы. Богласно Π›. Π‘. Выготскому, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Π°Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅, Π° Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ блиТайшиС послСдствия; ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ вслСд Π·Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ, Π½ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈ развития, продвигая Π΅Π³ΠΎ дальшС ΠΈ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°Ρ Π² Π½Π΅ΠΌ новообразования.

ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎ-историчСского развития психики Π›. Π‘. Выготского процСсс развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠ΅ психичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ повСдСния, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° сотрудничСства с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ людьми, ΠΈ Π»ΠΈΡˆΡŒ впослСдствии ΠΎΠ½ΠΈ становятся ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ функциями самого Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Богласно Π›. Π‘. Выготскому, психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° происходит ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ присвоСния историчСски Π²Ρ‹Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰Π΅ΠΉ силой психичСского развития являСтся ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Оно создаСт Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡƒΡŽ Π·ΠΎΠ½Ρƒ блиТайшСго развития (Π—Π‘Π ), Ρ‚. Π΅. ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅ процСссы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π²Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ сотрудничСства с Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ людьми (взрослыми ΠΈΠ»ΠΈ свСрстниками).

Рассмотрим ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΠ±Π½Π΅Π΅ структуру Π—Π‘Π . НиТнСй ΠΈ Π²Π΅Ρ€Ρ…Π½Π΅ΠΉ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°ΠΌΠΈ Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ Π΄Π²Π° уровня Π—Π‘Π  —ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития (УАР) ΠΈ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития (Π£Π’Π ). Π’ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ… Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π° это ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ УАР — это Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠΎ Ρ‚рудности Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Π½ΠΈΡ, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π²ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, исходя ΠΈΠ· Π½Π°Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ запаса своих понятий, прСдставлСний, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ (тСзауруса). ΠžΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ, ΡΡ‚Π°Π»ΠΊΠΈΠ²Π°ΡΡΡŒ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ лишь с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π½Π΅ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ «ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ скачка», Π° ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствСнно, Π—Π‘Π  Π½Π΅ Ρ„ормируСтся. Π£Π’Π  — это ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρƒ максимальной слоТности задания, с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ взрослых ΠΈΠ»ΠΈ Π² ΡΠΎΡ‚рудничСствС со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ. Задания, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ свСрх Π£Π’Π  (Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ часто Π±Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΎΠ»ΠΈΠΌΠΏΠΈΠ°Π΄Π°Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π²ΡΡ‚ΡƒΠΏΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… испытаниях Π² ΠΏΡ€Π΅ΡΡ‚ΠΈΠΆΠ½Ρ‹Π΅ Π²ΡƒΠ·Ρ‹) Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… условиях Π½Π΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ приняты ΠΈ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½Ρ‹ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ для психики эффСкт Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ задания, спСктр слоТности ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ УАР ΠΈ Π£Π’Π , Ρ‚. Π΅. Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°Ρ… Π—Π‘Π  ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ класс — это Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ° учащихся с Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ УАР ΠΈ Π£Π’Π , Ρ‚ΠΎ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΠΈ Ρ€Π°ΡΡ‰Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π·ΠΎΠ½Ρ‹, Π³Π΄Π΅ «ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠΊ» Π·ΠΎΠ½Ρ‹ — самый ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ класса, Π° «Π΄Π½ΠΎ» Π·ΠΎΠ½Ρ‹ — Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ слабый. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Π—Π‘Π  для Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΡ‹ оказываСтся ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π΅ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡΠΌΠΈ, Π° Π·ΠΎΠ½Π°ΠΌΠΈ с Π΄ΠΈΡΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ спСктром (рис. 14.1).

МодСль Π·ΠΎΠ½Ρ‹ блиТайшСго развития.

Рис. 14.1. МодСль Π·ΠΎΠ½Ρ‹ блиТайшСго развития.

ΠŸΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Ρƒ (ΠŸΠŸΠ—), Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π² Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Π°Ρ… Π—Π‘Π , ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ своСго Ρ€ΠΎΠ΄Π° «ΠΊΠ²Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ скачок» Π² ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ с Π£ΠΠ  Π½Π° Π£Π’Π , пСрСТивая ΠΏΡ€ΠΈ этом психологичСски ΠΌΠΈΠΊΡ€ΠΎΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅, ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π΅ для ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π—Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠŸΠŸΠ— своим условиСм опираСтся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π° Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ (Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ, ΡΡ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚ΡŒ, Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚. Π΄.) восходит ΠΊ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½ΡŽ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠŸΠŸΠ— Π΅ΡΡ‚ΡŒ скачок ΠΎΡ‚ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ Π½Π΅ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ творчСский Π°ΠΊΡ‚. Π’ Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ обучСния Π£Π’Π  становится ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π£Π’Π ] ΠΈ Ρ‚. Π΄. ИмСнно Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, происходящСС постоянно Π² Π—Π‘Π  Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Π›. Π‘. Выготским ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅.

  • 1. ΠŸΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΉΡ‚Π΅ ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Π²ΡΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΊΠ²Π°Π΄Ρ€Π°Ρ‚Π° Ρ‡Π΅Ρ‚Ρ‹Ρ€ΡŒΠΌΡ прямыми линиями, Π½Π΅ ΠΎΡ‚рывая ΠΊΠ°Ρ€Π°Π½Π΄Π°ΡˆΠ° ΠΎΡ‚ Π±ΡƒΠΌΠ°Π³ΠΈ. Π£ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅: для ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠŸΠŸΠ— Π²Π°ΠΌ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Ρ‚ΡŒ ограничСния ΠΈ ΡˆΠ°Π±Π»ΠΎΠ½Ρ‹ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ‚. Π΅. Π²Ρ‹ΠΉΡ‚ΠΈ Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ Π² ΠΏΡ€ΡΠΌΠΎΠΌ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΠ½ΠΎΠΌ смыслС.
  • 2. Какая ΠΈΠ· ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ‚ΠΈΡ† Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ лишнСй (Ρ‚.Π΅. Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π΄Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ· Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠΈ): Π³Π»ΡƒΡ…Π°Ρ€ΡŒ, ΠΏΠ΅Ρ‚ΡƒΡ…, дятСл, ΡƒΠ΄ΠΎΠ΄, ΠΎΡ€Π΅Π», страус, индюк? Π£ΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΈΠ΅: здСсь Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ слСдуСт ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚, выходя Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ; скаТСм, Π²Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚Π΅ ΠΏΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΉΡ‚ΠΈ ΠΈΠ· ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ Π·ΠΎΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΈΡΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ психологии.

Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½ΠΈΠ΅ исслСдования Π”. Π‘. Эльконина, Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π° ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния, ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽΡΡ Π½Π° ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… мСтодологичСских прСдпосылках:

  • 1) понятиС ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰ΠΈΡ… силах психичСского развития;
  • 2) понятиС Π·ΠΎΠ½Ρ‹ блиТайшСго развития;
  • 3) ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ Π½Π΅Ρ€Π°Π²Π½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (гСтСрохронности) Ρ…ΠΎΠ΄Π° личностного развития ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°Ρ… развития;
  • 4) понятиС ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ;
  • 5) концСпция Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ опосрСдования развития психики;
  • 6) ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎ-смысловом строСнии сознания. ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΄Π²ΠΈΠΆΡƒΡ‰Π΅ΠΉ силой психичСского развития

Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° являСтся ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΡƒΠΆΠ΅ достигнутым ΠΈΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ знания ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΡ ΠΌΠΈΡ€Π° ΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ°ΠΌΠΈ Π΅Π³ΠΎ связи с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ срСдой. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ Π—Π‘Π  ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅ пространство ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ восприимчиво ΠΊ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚виям со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ срСды. Π‘Π°ΠΌΠΎ ΠΆΠ΅ психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ трактуСтся ΠΊΠ°ΠΊ прогрСссивноС качСствСнноС ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ личности, Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ с Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΉ ΡΠΊΠΎΡ€ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ возрастныС новообразования.

Π₯арактСризуя способ присвоСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ внСшнСго ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, Π›. Π‘. Выготский Π²Π²Π΅Π» понятиС ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ (ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Π° внСшнСго Π²ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅). Π­Ρ‚ΠΈΠΌ понятиСм Π² Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния обозначаСтся процСсс ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ выполнСния Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΡŽΡ‚ся Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ психичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ для процСсса обучСния Π²Π°ΠΆΠ½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ситуация развития — систСма ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰Π°Ρ содСрТаниС ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ процСсса развития.

Богласно А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π²Ρƒ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ («Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ — социум») ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΠΈΠ³Ρ€Π°, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄, ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅), ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ ΠΎΠ΄Π½ΠΈ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ этапС Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ большСС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ для дальнСйшСго развития личности, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ — мСньшСС. Одни ΠΈΠ³Ρ€Π°ΡŽΡ‚ Π³Π»Π°Π²Π½ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ — ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ.

ΠžΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ процСсс учСния Π΅ΡΡ‚ΡŒ особый Π²ΠΈΠ΄ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ выступаСт сам ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊ, личностно ΠΎΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹ ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π΅Π³ΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ°Ρ… ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²Π°, самостановлСния.

Π’ ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π° ΠΈ Π­Π»ΡŒΠΊΠΎΠ½ΠΈΠ½Π° Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников, Ρ‚. Π΅. Π½Π΅ ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π—Π‘Π , Π° Π»ΠΈΡˆΡŒ Ρ‚Ρ€Π΅Π½ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈ Π·Π°ΠΊΡ€Π΅ΠΏΠ»ΡΠ΅Ρ‚ Ρ‚Π΅ ΠΏΡΠΈΡ…ичСскиС Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ»ΠΈΡΡŒ Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, чувствСнноС ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅, эмпиричСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚. Π΄.). ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π±Ρ‹Π» сдСлан Π°ΠΊΡ†Π΅Π½Ρ‚ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡƒΠΆΠ΅ Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΉ школС абстрактно-тСорСтичСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠ³ Π±Ρ‹ Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°Ρ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹, Π½ΠΎ ΠΈ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ систСму ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½ΠΈΠΌΠΈ, ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π½ΠΎ-слСдствСнныС связи.

Π’Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ (ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ) ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ (ΠΈΠ»ΠΈ абстрактному); ΠΎΡ‚ ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ — ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅; ΠΎΡ‚ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡ — ΠΊ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ познания Π² ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ извСстСн ΠΊΠ°ΠΊ индукция, Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ эмпиричСского. ΠŸΡ€ΠΈ Π΄Π²ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ познания ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΎΡ‚ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ — ΠΊ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌΡƒ, ΠΏΠΎ Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Ρƒ, Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° развиваСтся тСорСтичСскоС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ (Π΄Π΅Π΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ).

Для ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ обучСния, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π°, Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников Π΅ΡΡ‚ΡŒ всС Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Π΅ прСдпосылки: Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΎΠ΅ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡƒΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ гСнСтичСски-смысловыС связи ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. ИмСнно благодаря Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ выходят Π·Π° Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ чувствСнно-воспринимаСмой Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ собствСнныС ΠΌΠΈΡ€Ρ‹. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСтского сознания всСгда связана с ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ ΡΡƒΡ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ (ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Π°ΠΊ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ дСтскиС вопросы Ρ‚ΠΈΠΏΠ° «Π§Ρ‚ΠΎ Π±Ρ‹Π»ΠΎ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ?» Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹ для понимания взрослых).

ΠžΠ±Ρ‰ΠΈΠΉ Π²Ρ‹Π²ΠΎΠ΄ Эльконина — Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π° состоит Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρƒ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΡƒΠΆΠ΅ наличСствуСт психологичСский базис для формирования тСорСтичСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, анализируя Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ систСму ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Π΅Π΅ Π³Π΅Π½Π΅Ρ‚ичСски исходноС основаниС. Π’Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ„иксация этого основания ΠΈ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ систСмы. ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ способСн Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΈΡ‚ΡŒ происхоТдСниС частных особСнностСй ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Π΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π°. Π‘Ρ€Π°Π²Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ характСристики эмпиричСского ΠΈ Ρ‚СорСтичСского обобщСния ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ Π² Ρ‚Π°Π±Π». 14.1.

Π’Π°Π±Π»ΠΈΡ†Π° 14.1

Π‘Ρ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ эмпиричСского ΠΈ Ρ‚СорСтичСского обобщСния.

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ различия.

ЭмпиричСскоС ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅.

ВСорСтичСскоС ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅.

ΠžΠ±Ρ‰Π°Ρ характСристика ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-логичСскоС.

ДиалСктичСскоС.

ΠΠ°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ.

ΠžΡ‚ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ.

ΠžΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ.

Π’Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΉ ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ процСсс.

Π‘Ρ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅.

ВСорСтичСский Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·.

ΠšΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ исходных ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ обобщСния.

НСсколько ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ².

Один ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚.

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ обучСния.

Π’Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠ΅, Ρ‡ΡƒΠ²;

ствСнно-восприни;

ΠΌΠ°Π΅ΠΌΡ‹Π΅.

Π’Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠ΅, скрытыС ΠΎΡ‚ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π΅Π½ΠΈΡ.

ΠŸΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΈ, Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰ΠΈΠ΅ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ обобщСния.

Π€ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅.

ГСнСтичСски-смысло;

Π²Ρ‹Π΅.

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ различия.

ЭмпиричСскоС ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅.

ВСорСтичСскоС ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π‘ΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΠ»Π»ΡŽΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΉ.

Π’Ρ‹Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ частного ΠΈΠ· ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ.

Вопрос ΠΎΠ± ΠΈΡΡ‚оричСском происхоТдСнии понятия.

НС ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡΡ.

Π›Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ изучСния понятия.

Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ тСорСтичСского знания ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обучСния ΠΎΡ‚ Π°Π±ΡΡ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ ΠΈΠ½ΡƒΡŽ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΡŽ общСпринятых дидактичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ² доступности, ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, трудности ΠΈ ΠΏΡ€. Π˜Ρ… Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€ΡΡŽΡ‚ΡΡ, Π° ΡƒΠ΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ вСс ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π² ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ возрастаСт. Знания ΠΏΡ€ΠΈ этом Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π½ΠΎΡΡΡ‚ся Π² Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅, Π° Π΄ΠΎΠ±Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ся Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ с Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ основания своих собствСнных дСйствий ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, Ρ‚. Π΅. Ρ€Π΅Ρ„Π»Π΅ΠΊΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ.

Π’ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ концСпция Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния Эльконина — Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π° практичСски Π½Π΅ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅Ρ‚ся Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ срСднСй ΠΈ ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅ΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ стСпСни это ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ большой Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ΅ΠΌΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π±ΠΎΡ€Π΅ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° для мноТСства Π—Π‘Π  учащихся класса, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ чисто тСхничСскими трудностями диагностики ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… учащихся.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ