Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; Формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; Предусматривающие предварительную подготовку учащихся. Результатом является выработка общего решения (мнения); Деятельность организуется на основе сотрудничества; Результатом является общественно значимый продукт. Массовые (воспитатель — несколько групп, классов… Читать ещё >

Понятие «форма воспитательной работы». Классификация форм воспитательной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Е.В.Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая отдельная форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Она выделяет характерные признаки мероприятия. Это прежде всего созерцательно-исполнительная позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие.

Понятие «мероприятие» исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В. С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер. Впоследствии сам термин получил негативный смысловой оттенок как обозначающий формальное действие.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е. В. Титова относит так называемые «дела», к третьей — игры.

Мероприятия.

это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Дела.

это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры.

это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Признак, по которому определяется форма.

Формы.

по времени проведения.

Кратковременные Продолжительные Традиционные.

по времени подготовки.

экспромтные формы, то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку;

предусматривающие предварительную подготовку учащихся.

по видам деятельности.

формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности;

по способу влияния педагога.

непосредственные опосредованные.

по субъекту организации.

организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

деятельность организуется на основе сотрудничества;

инициатива и ее реализация принадлежит детям.

по результату.

результатом является информационный обмен;

результатом является выработка общего решения (мнения);

результатом является общественно значимый продукт.

по количеству участников.

индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

групповые (воспитатель — группа детей);

массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой