Методы, приёмы и формы обучения
Личностные, профессиональные изменения учителя, которые предполагают его умение программировать процесс наблюдения, отбирать материал для наблюдения, инициировать учебное взаимодействие учащихся со взрослыми и ровесниками, осуществлять оптимальный отбор педагогического инструментария, осуществлять рефлексию. Помимо названных методов, приёмов, форм обучения, необходимо упомянуть такую… Читать ещё >
Методы, приёмы и формы обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Не менее важны методы проблемного обучения, методы самостоятельной работы, частично-поисковые и исследовательские методы, которые определяют, в каких формах будет организована деятельность наблюдения: самостоятельное, индивидуальное наблюдение или коллективная деятельность (в парах или группах).
Таким образом, в технологии развивающего обучения заложены условия развития школьников, в том числе и наблюдательности.
К этим условиям, в соответствии с концепцией нашей школы, мы можем отнести и следующие:
- 1. Содержание учебного занятия, которое расширяет и разнообразит представления детей, даёт им возможность наблюдать, опирается на их личный опыт, оказывает помощь по адаптации в жизни;
- 2. Форма организации обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная), которая сохраняет позицию субъектности ребёнка в процессе учения, направлена на поддержание его внутренней активности, соответствует содержанию занятия.
- 3. Система методов обучения, которые позволяют детям самостоятельно познавать действительность, решать поставленную задачу, дают право на ошибку, способствуют его успешности.
- 4. Личностные, профессиональные изменения учителя, которые предполагают его умение программировать процесс наблюдения, отбирать материал для наблюдения, инициировать учебное взаимодействие учащихся со взрослыми и ровесниками, осуществлять оптимальный отбор педагогического инструментария, осуществлять рефлексию.
Помимо названных методов, приёмов, форм обучения, необходимо упомянуть такую разновидность урока, как экскурсия. Поскольку именно экскурсия позволяет реализовать на практике основные приёмы по развитию наблюдательности учащихся, способствует формированию отношения к действительности как источнику познания.
С учётом выявленных организационно-педагогических условий развития наблюдательности младших школьников, я спланировала работу в этом направлении на четыре года вперёд, поскольку в этом году у меня первый класс:
- 1−2 класс
- 1. Организовать наблюдения детей за явлениями и объектами природы во время прогулок, экскурсий, походов и т. д., использовать результаты этих наблюдений на уроках.
- 2. Организовать наблюдения учеников на учебных занятиях, показать значимость и увлекательность наблюдений, использовать в учебном процессе информацию, которую дети получили в ходе самостоятельных наблюдений.
- 3. Поощрять и стимулировать стремление ребенка самостоятельно наблюдать, организовать обсуждение результатов самостоятельных наблюдений.
- 4. Познакомить детей с различными источниками информации, показать её ценность.
- 5. Развивать у детей стойкую потребность в наблюдении, интерес к деятельности наблюдения.
- 3−4 класс
- 1. Поддерживать свойственную детям активность.
- 2. Опираться на их жизненный опыт,
- 3. Обеспечивать каждому ребёнку успех в той или иной деятельности.
- 4. Организовывать творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями.
- 5. Создавать условия для активного освоения ребёнком пространства.
- 6. Осуществлять педагогическую поддержку детей.
- 7. Считаю, что главную роль в решении проблемы развития наблюдательности учащихся играет учитель, который должен переосмыслить свое отношение к этому качеству личности.