Особенности становления ребенка в качестве субъекта собственной жизнедеятельности
Методы и приемы, побуждающие к рефлексии опыта старших дошкольников, предполагают осознание и соотнесение ребенком предложенных способов разрешения этических, эмоциогенных ситуаций с социально принятыми в обществе ценностными формами поведения. Они используются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на адекватных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения. К ним… Читать ещё >
Особенности становления ребенка в качестве субъекта собственной жизнедеятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Становление жизненного опыта во многом зависит от активности самого ребенка, от позиции, которую занимает растущая личность по отношению к различным сторонам миропознания, другим людям, самому себе. В связи с этим содержание педагогической работы аксиологично, если оно способствует расширению возможностей личностной самореализации в деятельности, содействует обогащению чувственного миропознания, проявлению эмоционального отношения к окружающей действительности.
При организации образовательного процесса необходим параллельный анализ жизненного опыта и образовательного материала. Если такой анализ не проводится, то накопление жизненного опыта, «витагенной информации» (А. С. Белкин) приобретает формальный, схоластический характер, а педагогический процесс лишается субъект-субъектного взаимодействия, ориентации на поддержку неповторимого «Я» ребенка.
Становление и развитие субъектной позиции в педагогическом процессе в аспекте активного обращения к жизненному опыту детей может осуществляться, во-первых, путем актуализации жизненного опыта дошкольников, во-вторых, через побуждение к рефлексии этого опыта, что приводит к его обогащению и преобразованию.
В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно использовать методы и приемы, направленные на актуализацию жизненного опыта; это в частности:
- • создание игровых ситуаций, побуждающих к самостоятельному самовыражению (появление сказочного персонажа, внесение декораций и т. д.);
- • одобрительная оценка личностной самореализации в деятельности (создание рисунка, поделки, выполнение танцевальных движений и т. д.);
- • вопросы, побуждающие к общению по поводу ранее воспринятых ситуаций, событий; подбор картинок, связанных с переживанием аналогичных состояний;
- • создание положительного эмоционального фона для личностных проявлений (внесение новых атрибутов, использование художественных средств, таких как поэтическое слово, фрагменты музыкальных произведений, и т. д.).
В старшем дошкольном возрасте педагог использует методы и приемы, побуждающие не только к актуализации личного опыта детей, но и к рефлексии этого опыта. К методам и приемам, побуждающим к актуализации жизненного опыта в старшем дошкольном возрасте, относятся:
- • создание игровых ситуаций, направленных на демонстрирование индивидуально-неповторимого, самобытного двигательного, игрового, изобразительного и иного опыта, экспрессивных проявлений;
- • создание проблемных ситуаций, побуждающих к выражению своего отношения к разным сторонам миропознания;
- • использование наглядного материала (серий картин, иллюстраций и т. п.), способствующего выражению своего отношения к событиям с привлечением в качестве аргументации примеров из собственного жизненного опыта, оценочным высказываниям.
Методы и приемы, побуждающие к рефлексии опыта старших дошкольников, предполагают осознание и соотнесение ребенком предложенных способов разрешения этических, эмоциогенных ситуаций с социально принятыми в обществе ценностными формами поведения. Они используются в моменты, требующие акцентирования внимания ребенка на адекватных способах действий, нравственной стороне поступков, поведения. К ним относятся:
- • вопросы, побуждающие к размышлению по поводу ранее пережитых событий, эмоциональных состояний, адекватности личностных проявлений сложившейся ситуации;
- • использование проблемных ситуаций, иллюстративного материала эмпатогенного содержания, направленного на согласование (рассогласование) предложенного содержания с имеющимся у ребенка опытом их разрешения.
Важное место отводится позиции педагога, его отношению к личному опыту детей. Это отношение может носить как оценочный, так и эмпатийный (сочувствующий) характер. В первом случае (при оценивании) педагог либо принимает опыт ребенка, поддерживает его, либо отвергает, аргументируя свое несогласие. Во втором случае (выражение сочувствия) педагог идентифицирует себя с эмоциональным состоянием ребенка, что позволяет достичь эффекта понимания, субъект-субъектных отношений. Необходимо постоянно поддерживать в детях уверенность в своих силах, ориентацию на успех, создавать благоприятную обстановку для творческих проявлений, самостоятельного выбора действий, способов решения познавательной задачи и т. д.
Эффективность становления и развития субъектности детей в образовательном процессе дошкольных учреждений зависит от следующих факторов:
- 1) своевременная диагностика личностного развития детей (содержательное описание субъективных детерминант, получение информации об индивидуальном своеобразии личности каждого ребенка, его жизненном опыте);
- 2) педагогическая поддержка увлеченности детей, их потребности в самоутверждении (предоставление каждому ребенку возможности предъявлять свое «Я» сверстникам, другим людям);
- 3) создание условий, обеспечивающих свободную реализацию каждого ребенка в различных видах деятельности, особенно поисково-исследовательской и творческой направленности;
- 4) помощь в развитии самооценки детей на основе оценки педагогом результатов деятельности, способов их поведения;
- 5) характер взаимодействия педагога с детьми, организация общения, которое закрепляет за каждым ребенком статус соучастника взаимодействия, поддерживает его неповторимую индивидуальность, личностную активность, ориентацию на успех. Приоритет отдается диалоговым формам общения, доверительному характеру взаимодействия, партнерским отношениям и т. п.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
- 1. Что собой представляют субъект образования и субъектность?
- 2. Выделите отличительные признаки следующих категорий: «ребенок как объект образовательного процесса» и «ребенок как субъект образовательного процесса».
- 3. Раскройте методы и приемы, поддерживающие субъектную позицию детей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Представьте их в виде схемы.
- 4. Выберите из предложенных утверждений тот вариант, который согласуется с современной практикой работы с детьми в дошкольных образовательных организациях. Обоснуйте свою точку зрения.
- а) Образование современных детей строится с учетом их личностного
опыта.
- б) Образование современных детей строится с фрагментарным учетом их личностного опыта.
- в) Образование современных детей строится без учета их личностного опыта.