Психолого-педагогическая сущность познавательной деятельности
В обосновании теории познавательной деятельности особая роль принадлежит теории А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, согласно которой учебно-познавательная деятельность представляет собой деятельность обучающего и обучающегося. При этом у обучающихся должна быть высока степень осмысления учения. Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) понимают учебно-познавательную… Читать ещё >
Психолого-педагогическая сущность познавательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Деятельность человека определяет сущность формирования личности, она представляет собой специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Одним из видов деятельности учащихся является познавательная деятельность. Познавательная деятельность всегда вызывала пристальное внимание педагогов и психологов. Сущность и содержание этой деятельности представлялись различными научными школами по-разному. Например, бихевиористы в основе познавательной деятельности видели приобретение организмом новых форм поведения. Гештальтпсихологическая теория сводит деятельность учащихся к роли стимулятора внутренних изменений целостных структур и мотиваций, основанных на усмотрении, постижении, озарении.
Представители когнитивизма рассматривают познавательную деятельность учащихся как процесс создания собственного опыта имеющего социальный характер и обусловленного культурно-историческим контекстом.
В обосновании теории познавательной деятельности особая роль принадлежит теории А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, согласно которой учебно-познавательная деятельность представляет собой деятельность обучающего и обучающегося. При этом у обучающихся должна быть высока степень осмысления учения. Представители гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) понимают учебно-познавательную деятельность как самоуправляемое структурирование личного опыта в целях самоорганизации личности. Познавательная деятельность трактуется как самостоятельная деятельность учащегося. Именно учащемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения.
Предметом деятельности ученика в процессе обучения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами этой деятельности является самостоятельность, познавательная активность, которая проявляется в интересах, стремлениях и потребностях, готовность к преодолению трудностей, связанных с усидчивостью и волей, оперативность, выбор нужного действия.
Учебно-познавательная деятельность состоит из таких компонентов, как учебные потребности, мотивы, задачи, действия и операции. Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебно-познавательной деятельности. Поэтому смыслообразующим началом деятельности ученика являются его внутренние побуждения. Исследования в этой области подтверждают, что учение школьника побуждается не одним, а множеством мотивов, одни из которых играют доминирующую роль, другиеподчиненную, третьиедва заметны. В зависимости от того, какие мотивы преобладают, от их значимости для учащегося зависит и мера значимости для него учебной деятельности. Среди мотивов учебно-познавательной деятельности выделяют социальные и познавательные мотивы.
Социальные — это широкие отдаленные, перспективные мотивы. Познавательные мотивы выражают прямое отношение к познанию, убеждение в необходимости разностороннего образования.
Среди мотивов познавательной деятельности можно выделить и группу мотивов самовоспитания, общения, престижа. Сила и значимость мотивации в структуре становится еще более ясной, если обратиться к такому компоненту познавательной деятельности, как предметные действия. Каждый учебный предмет выдвигает перед учеником множество задач и определяет множество предметных действий в виде серии самостоятельных работ самого различного характера, требующих оперирования приобретенными навыками, специальными практическими и познавательными умениями.
В совершенствовании предметных действий осуществляется напряженная работа мысли, памяти, воображения, творчества, всех процессов сознания. В процессе совершенствования действий происходит акт познания, который находится в прямой зависимости от мотива с одной стороны, и от степени владения умениями с другой.
Успех решения любой задачи зависит, прежде всего, от того, принята она учеником или нет, видит ли он смысл ее осуществления, представляет ли она для него личный интерес, испытывает ли он потребность в ее разрешении. Главная особенность учебной задачи состоит в том, что при ее решении учащийся ищет и находит общий способ подхода ко многим конкретно-частным задачам определенного класса. Учебная задача решается путем системных учебных действий.
Структура познавательной деятельности ученика и ее механизмы выражаются в мотивах совершаемых им действий, в том, как принимает и понимает он задачу, которая поставлена, в какой мере он владеет нужными для ее выполнения способами, умениями, с каким настроение совершается им процесс деятельности (увлеченно, инертно, самостоятельно или с подсказками), каков результат выражения в речи, в материализованных, практических формах речи.
В учебном процессе познавательная деятельность ученика — учение, представляет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений почерпнутых в опыте жизни к системе познания. В настоящее время широко распространенное понятие «познавательная деятельность» обычно несет дидактическую нагрузку и по содержанию тождественна учению.
По мнению Г. И. Щукиной, понятие «познавательная деятельность» в большей степени относится к деятельности обучаемого, это «форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное — в ней совершенствуются как познавательные процессы, так и социализация подрастающего поколения».
Целью познавательной деятельности является формирующая личность с ее мотивами, потребностями, стремлениями и возможностями к овладению определенным уровнем образования.
Развитие познавательной активности учащихся должно способствовать формированию творческой, инициативной личности, для которой знания, образование становятся инструментом преобразования окружающего мира.
Г. И. Щукина в монографии «Роль деятельности в учебном процессе» рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности».
Формирование учебной деятельности во многом зависит от мотивов, которыми она побуждается. Эти мотивы могут быть как внешними, так и внутренними. Учебная деятельность часто побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями. Ребенок не чувствует интереса и потребности к знаниям, но он старается выполнить все задания, чтобы получить хорошую отметку, избежать порицания. Такая деятельность является малоэффективной. Внутренняя же мотивация вызвана познавательным интересом ребенка. В этом случае знания являются не средством достижения какой-либо цели, а целью самой познавательной деятельности. Результаты такой деятельности гораздо выше.
Большую роль в активизации познавательной деятельности школьника играет переживание учащимися радости успеха. Если учащийся испытывает радость успеха, он получает внутренне удовлетворение от своей работы и стремится еще лучше учиться. Получение учащимися высокой оценки со стороны учителя способствует активизации познавательной деятельности, и наоборот, бесконечные упреки, тормозят познавательную деятельность.