Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Организация и методы исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные исследования проводились в начальной общеобразовательной школе № 1 с. Степного Степновского района Ставропольского края. Хотелось бы отметить, что школа из-за близкого нахождения данного населенного пункта от «горячих точек» Северного Кавказа (Чечня, Северная Осетия, Дагестан и др.) является многонациональной и насчитывает учащихся 22 национальностей. Целью нашей работы было изучение… Читать ещё >

Организация и методы исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что научить — это дать учащимся знания, умения и навыки. Однако этого мало. Необходимо воспитать у него мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков. Школьная (учебная) мотивация, т. е. стремление, желание учиться выступает важным фактором получения образования.

В данной работе мы изучим динамику реальной мотивации школьников с первого по четвертый класс начальной школы. Важность данной информации для учителя трудно переоценить. Если картину успеваемости ученика в каждом классе он видит по журналу успеваемости, то картину мотивов личности он оценивает пока интуитивно.

Целью нашей работы было изучение школьной мотивации учеников начальной школы и факторов, влияющих на ее формирование. Просмотреть возрастную динамику мотивации от 1 до 4 класса. Исследовать влияние интеллектуального развития успеваемости, на формирование мотивации учения, а также существуют ли различия школьной мотивации у мальчиков и у девочек.

Данные исследования проводились в начальной общеобразовательной школе № 1 с. Степного Степновского района Ставропольского края. Хотелось бы отметить, что школа из-за близкого нахождения данного населенного пункта от «горячих точек» Северного Кавказа (Чечня, Северная Осетия, Дагестан и др.) является многонациональной и насчитывает учащихся 22 национальностей.

Исследования проводились в течении двух лет в 1998;1999 учебных годах и 1999;2000 учебных годах.

В данной работе применялись следующие методы исследования:

длительное (лонгитюдное) изучение школьной мотивации;

анализ успеваемости;

беседы;

анкетирование;

тестирование.

Для оценки школьной мотивации применялась «анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1−4 кл.)» автор Аусканова Н. Г. В ходе опроса автором 200 школьников 6−8 летнего возраста было отобрано 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система бальных отметок:

ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций оценивается в 3 балла;

нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т. п.) оценивается в 1 балл.

ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации оценивается в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, т.к. математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 и 0 баллов возможно более жесткое и надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией:

1. 25−30 баллов (максимально высокий уровень) — высоки уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

  • 2. 20−24 балла — хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.
  • 3. 15−19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя мотивация)

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  • 4. 10−15 баллов — низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
  • 5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Вопросы анкеты и обработку см. Приложение 1.

Анкетирование проводилось в январе 1999 г. и январе 2000 г. (по окончании зимних каникул). Данный период для анкетирования выбран не случайно. Январь является серединой учебного года. Предполагаем, что в это время дети еще не устали, им еще не надоело учиться, а также радость от прихода в школу в сентябре несколько угасла.

Для определения интеллектуального уровня мы использовали следующие методики: «Анаграмма», «Выдели существенное». «Классификация», «Аналогия». На каждом задание давалось определенное, ограниченное время. (см. Приложение II) Тестирование проводилось в ноябредекабре 1999 года.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой