Чему учит действенно-отношенческая парадигма в аспекте применения диагностических средств
Динамика саморазвития учащихся выявляется по показателям роста индивидуальных образовательных и учебных результатов, которые определяются сравнением человека «с самим собой вчерашним». Наглядность индивидуальных достижений учащегося вызывает стремление не останавливаться на достигнутом результате, становиться лучше, развивать свои способности, проводить измерения относительно себя, фиксировать… Читать ещё >
Чему учит действенно-отношенческая парадигма в аспекте применения диагностических средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Новые цели достигаются новыми средствами.
В качестве выводов по части V «Диагностика качества обновленных педагогических процессов и их саморазвивающей продуктивности» предлагаем сконцентрировать внимание на условиях и результативности применения диагностических средств в образовательной парадигме.
Содержание применяемых экспертных средств определяется реализуемой педагогической парадигмой
Каждая базовая педагогическая парадигма использует адекватные ей экспертные средства. Реализация принудительно-репродуктивной парадигмы подкрепляется применением контрольных средств. Применение деятельностной развивающей парадигмы сопровождается реализацией контрольно-оценочных средств. Результат действенно-отношенческой парадигмы определяется диагностическими средствами, которые обеспечивают саморегуляцию и саморазвитие учащихся, определяющее качество их учения. История педагогики убедительно подтверждает, что попытки изменения контрольных средств учителя без смены педагогической парадигмы не приводят к ожидаемому повышению качества педагогических результатов. Только обновление цели системы образования и реализующей ее педагогической парадигмы, которая включает соответствующие ей экспертные средства, приводит к повышению результативности системы.
В альтернативных педагогических парадигмах используются альтернативные, несовместимые экспертные средства
Альтернативные педагогические парадигмы организуются на взаимоисключающих психологических средствах ежечасного внешнего контроля и самодиагностики. Средства самодиагностики образовательной парадигмы используются для активизации внутреннего потенциала учащихся, их внутренней волевой активности, подключающей силу воли для достижения цели, а средства публичного, поверхностного, психотравмирующего контроля устаревшей парадигмы блокируют их активность в обучении и саморазвитии. Попытки их совмещения приводят диагностические средства как более тонкий психологический инструмент к разрушению.
Это подтверждается примером длительного и настойчивого внедрения метода саморегуляции портфолио и столь же сильного его отторжения альтернативной устаревшей принудительной практикой, признающей только средства контроля.
Следовательно, если система работает на формирование послушного управляемого исполнителя, духовную деградацию человека и общества, она использует средства контроля, дрессуры, страха наказания, которые блокирует его внутреннюю активность и саморазвитие.
Если система реформируется для того, чтобы обеспечить образование нравственно устойчивого, думающего, действующего со знанием дела, чувствующего, энергичного, саморазвивающегося молодого россиянина, она должна активизировать средства саморегуляции, саморазвития, развития способностей, заложенные в природе каждого человека для его успешного жизненного самоопределения и преуспевания.
Реализация диагностических средств возможна при соблюдении специальных психологических условий
Реализации диагностических средств в обновленных педагогических процессах способствуют два значимых условия:
- 1) стабильно реализуемая учащимися субъектная позиция заинтересованного, активного, целеустремленного и ответственного деятеля, стремящегося к успеху, росту индивидуальных результатов, что и вызывает желание их диагностировать;
- 2) активизация средств саморегуляции учащихся, которые усиливаются гармоничными им средствами регулятивной самодиагностики, ориентированными на главную цель системы общего образования.
Это и объясняет высокую педагогическую результативность диагностических средств в условиях свойственной им действенно-отношенческой парадигмы и их полное разрушение при попытке внедрения в альтернативную принудительно-репродуктивную педагогическую парадигму.
Только диагностические средства стимулируют внутренние организующие средства учащихся, природную процедуру саморазвития
Диагностические средства применяются для определения качества условий в педагогических процессах, которые активизируют внутреннюю активность учащихся, направленность действий учителя и учащихся на саморазвитие человеческого капитала, качественную реализацию новой цели системы общего образования.
Особые условия их применения соблюдаются с начального этапа обучения учащихся, чтобы сохранить их ценностное отношение к учению, удовольствие от саморегуляции, учения и саморазвития.
Задачей диагностических средств является не столько констатация учебного результата, сколько стимулирование учащихся к самосовершенствованию своих учебных действий и отношения к жизненным ценностям.
Средствам мотивирующей самодиагностики следует придавать особое значение
Средствам самодиагностики учащихся по значимости и очередности исполнения отдается предпочтение перед диагностическими средствами учителя, поскольку они активизируют их внутренний потенциал, обеспечивающий саморазвитие. Поэтому оценке учителя всегда предшествует ученическая самооценка качества учебных действий и их результата, а аттестации — самоаттестация учащихся, подводящая к самостоятельным выводам о качестве итоговых достижений.
Поворот на себя, предъявление к себе обоснованных и посильных требований активизирует учащихся, потому что требования, которые человек предъявляет к себе сам, подкрепляются императивом воли и желания, исполняются охотно и результативно.
Углубление воздействия диагностических средств на саморазвитие учащихся достигается усилением их развивающей и проектировочной функции, а также активизацией стремления учащихся к неуклонному росту личных образовательных и учебных показателей. Развитая у учащихся в школьные годы регулятивная самодиагностика проявится в действиях взрослых людей, обеспечивая им жизненное преуспевание.
Диагностические средства прямо ориентированы на достижение новой цели системы образования
Диагностические средства усиливают совокупное влияние регулятивных процессов на природосообразность действий и отношений учащихся. В результате заинтересованных и активных учебных действий учащихся повышается качество процесса учения, а в результате стабилизации образовательных отношений — процессы образования и саморазвития. Их критериальная основа конкретна и понятна, легка для исполнения учителем и учащимися. В ней заложена структура отношения, синхронизирующая акты саморазвития жизненной энергии человека, что и позволяет учащимся управлять своими внутренними ресурсами, саморазвитием жизненного потенциала.
Четкая проработанность и осознанность учащимися критериальной основы саморазвития жизненной энергии нацеливает их на серьезную образовательную самоподготовку и самообучение, которые будут стимулировать их неустанное саморазвитие.
Динамика саморазвития учащихся выявляется по показателям роста индивидуальных образовательных и учебных результатов, которые определяются сравнением человека «с самим собой вчерашним». Наглядность индивидуальных достижений учащегося вызывает стремление не останавливаться на достигнутом результате, становиться лучше, развивать свои способности, проводить измерения относительно себя, фиксировать индивидуальную успешность, которая исключает зависть, гнев и непонимание.
Средства самодиагностики укрепляют мотивацию успеха, стремление к росту индивидуальных достижений, что будет поддерживать человека на протяжении его трудовой практики. Они не ранят эмоциональную сферу учащихся, сохраняют в профессионально организованном учении яркие позитивные эмоции, развивающие духовную сферу человека, его возможности и возможности каждого нового поколения людей, стабилизирующее устойчивое социальное и культурное развитие страны.
Реализация диагностических средств способствует реформированию системы общего образования
Регулятивные диагностические средства перенастраивают психологические условия в педагогических процессах на достижение ее цели — духовно-нравственное развитие учащихся, саморазвитие человеческого капитала, чем и обеспечивают продуктивное реформирование системы образования.
Активированная до 12—14 лет способность учащихся к самодиагностике и саморегуляции обеспечит саморазвитие человеческого капитала на протяжении всей жизни, а закрепленная в школьные годы целеустремленность и ответственность учащихся проявится в сформированной социальной ответственности и целеустремленности взрослых людей.