Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Магистерское образование как актуальное и перспективное направление подготовки специалистов-андрагогов в странах Европы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Второй вариант — большая часть международных магистерских программ профессионального направления в области андрагогики — представляет собой высший уровень подготовки специалистов-андрагогов для определенной сферы образования взрослых. Например, программа «Высшая народная школа» с последующей специальной докторской программой «Образование на протяжении всей жизни» готовит специалистов-андрагогов… Читать ещё >

Магистерское образование как актуальное и перспективное направление подготовки специалистов-андрагогов в странах Европы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сравнительно-сопоставительный анализ систем подготовки специалистовандрагогов в странах современной Европы позволил определить, что одним из перспективных и активно развивающихся направлений подготовки высококвалифицированных специалистов-андрагогов является магистерская подготовка на базе высших учебных заведений Европы. Ориентация подготовки специалистов, в том числе и специалистов-андрагогов, на уровень унивеситетского образования определяется целями Болонского процесса, достижение которых планировалось к 2010 году. Этими целями являлись:

  • — построение европейского пространства высшего образования как определяющего направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
  • — формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы;
  • — повышение главенствующей роли университетов как носителей европейского сознания в формировании и развитии общеевропейских культурных ценностей;
  • — обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, финансирование и прибыль, международное влияние;
  • — достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования;
  • — повышение качества высшего образования [83].

Реформы в рамках Болонского процесса привели во многих частях Европы к изменениям структуры предлагаемых учебных программ (BMBF 2005). Эти реформы, связанные с переходом на двухступенчатую систему высшего образования, способствовали возникновению новых специализаций андрагогов для сферы образования взрослых, в том числе через предложение международных магистерских программ, например, программы по подготовке европейских магистров в сфере образования взрослых — European Master Adult Education (EMAE), получившей в 2007 году аккредитацию в университете Дуйсбург-Эссен (Германия).

Проведенное сравнительно-сопоставительное исследование показало, что многие страны современной Европы реализуют магистерскую подготовку специалистов-андрагогов, ориентированную на основные положения общеевропейских документов, касающихся проблем непрерывного образования и образования взрослых.

Для качественного анализа магистерского уровня подготовки высококвалифицированных специалистов-андрагогов в современной Европе важно было определить идеологическую основу этой подготовки. Общая концепция подготовки специалистов-андрагогов отражает приоритетную задачу образования взрослых в современном мире, которая нашла свое отражение в материалах ЮНЕСКО, — помощь человеку в успешной адаптации к условиям современного мира через включение в различные формы непрерывного образования. На IIIМеждународной Конференции Образования Взрослых в Токио, в отчетах комиссии ЮНЕСКО под руководством Е. Фора были названы главные принципы образования в современном мире: непрерывность обучения, параллельное обучение и стремление к обучающемуся обществу. Важную роль в реализации этих принципов должно сыграть образование взрослых и современные специалисты-андрагоги как его системообразующий фактор. В материалах Совета Европы, посвященных современной концепции образования взрослых, подчеркивается новая роль андрагога в современном мире, принципиально отличающаяся от традиционной, связанной с прямой трансляцией и распространением формальных знаний. Современный высококвалифицированный специалистандрагог — это инженер, архитектор, разработчик концепции образования (и обучения) взрослых, консультант, советник, спутник обучающихся. Исходя их этого, процесс подготовки современного андрагога должен быть ориентирован на формирование следующих аспектов профессиональной компетентности:

  • — эмпатия и отзывчивость к потребностям и ожиданиям взрослых обучающихся;
  • — способность определять и оценивать потенциал взрослых обучающихся, использовать этот потенциал для продвижения в образовании;
  • — умение анализировать, минимизировать и преодолевать трудности, с которыми сталкиваются взрослые обучающиеся;
  • — владение широким спектром современных средств, технологий методов и приемов и готовность к адекватному их выбору и совершенствованию исходя из образовательной ситуации;
  • — умение организовать андрагогическое взаимодействие в инфивидуальной и групповой форме [80].

Как показывают многочисленные сравнительные исследования систем высшего образования в странах Европы (Е.И. Бражник, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, А. Я. Курилина, О. Г. Лаврентьева, Л. И. Лебедева, З. А. Малькова, С. А. Писарева и др.), в современных университетах приняты две модели подготовки специалистов: индивидуальная и групповая.

Индивидуальная модель практически полностью основана на взаимодействии обучающегося с научным руководителем (наиболее часто данная модель используется при подготовке специалистов гуманитарных наук). Групповая модель функционирует на основе стандартных структурированных программ, по которым обучаются группы специалистов.

В настоящее время доминирующей является вторая модель, большинство европейских университетов используют структурированные программы, включая магистерский уровень, которые предполагают более короткий срок обучения, чем обучение на основе индивидуальной модели. Длительность обучения, как правило, составляет от двух до трех лет и включает, помимо непосредственного написания исследовательской работы, набор курсов по специальности.

Содержание современных магистерских программ подготовки специалистов-андрагогов в странах Европы опирается в своей базовой части на три методологических составляющих:

  • — концепцию управления знаниями как основы определения стратегии развития, совершенствования и повышения конкурентноспособности предприятия, корпорации, профессиональной группы и отдельной личности;
  • — систему андрагогического знания и основные принципы андрагогического взаимодействия (приоритетности самостоятельного обучения; совместной деятельности обучающегося с коллегами и андрагогом; актуализация имеющегося положительного профессионального и социального опыта; принцип корректировки устаревшего и негативного опыта и личностных установок обучающегося, препятствующих непрерывному образованию; реализации индивидуального подхода к обучению на основе личностных потребностей и с учетом социально-психологических характеристик личности; принцип элективности обучения; принцип рефлексивности; принцип социальной востребованности результатов обучения; принцип системности обучения; принцип активного внедрения результатов обучения в практику жизнедеятельности; принцип развития обучающегося);
  • — методологию образовательного менеджмента, как оптимальное сочетание методов и средств, способствующих активизации интеллектуального потенциала организации, профессиональной группы и отдельной личности с целью повышения эффективности их деятельности в различных сферах: социальной (реализация принципов устойчивого развития, учитывающих человеческие ценности), профессиональной (через создание условий для освоения новых профессиональных ролей, развитие профессиональной компетентности и мобильности), личностной (приобщение к общечеловеческим ценностям, языку и культуре, различным видам социального взаимодействия средствами непрерывного образования); а также развитию у обучающегося взрослого качеств менеджера знаний, менеджера обучающейся организации, менеджера-педагога, менеджера развития персонала и менеджераисследователя [80].

Примеры магистерских программ подготовки специалистов-андрагогов в различных странах Европы представлены в Приложении (см. таблица, Приложение 2).

Приведенные данные подтверждают, что во многих европейских странах в настоящее время происходят процессы интеграции университетского пространства подготовки специалистов-андрагогов. Уровень подготовки по целому ряду магистерских программ соответствует международному.

Поскольку реализация международных магистерских программ представляет собой достаточно новое, но активно развивающееся направление подготовки специалистов-андрагогов в странах современной Европы, мы провели сравнительно-сопоставительный анализ семи таких программ по группам выделенных ранее параметров: ценностно-целевому и организационно-содержательному, добавив также результативный параметр, отражающий результаты магистерской подготовки специалистов-андрагогов.

Выбор программ для сравнительного-сопоставительного анализа обусловлен тем, что мы попытались раскрыть различные направления специализации магистерской подготовки андрагогов, отвечающие на актуальные проблемы социализации взрослого населения Европы в условиях стремительных социально-экономических, демографических, коммуникативноинформационных трансформаций. Приведенные в параграфе программы в качестве примеров для общей характерискики международного уровня магистерской подготовки нацелены на подготовку специалистов-андрагогов, которые призваны реализовывать свою профессиональную деятельность в различных сферах образования взрослых, с ориентацией на определенные проблемы и контингенты обучающихся. Названия программ, страны-участницы и университеты-партнеры представлены в таблице 1.

Таблица 1 Международные магистерские программы подготовки специалистов-андрагогов в современной Европе.

Название программы.

Страны-участницы.

Университеты-партнеры.

«Андрагогика».

Чехия Дания.

г. Прага, Карлов университет г. Рибе, Датский педагогический университет г. Краков,.

Польша.

Ягеллонский университет.

«Непрерывное образование и образование взрослых».

Страны Вышеградского региона: Венгрия Польша Словакия Чехия.

г. Печ, Университет г. Краков, Ягеллонский университет г. Банска Быстрица, Университет Матея Бела г. Брно, Университет имени Масарика.

«Социальная работа и образование взрослых».

Германия Дания Литва Испания Нидерланды.

г. Дрезден, Католическая высшая школа Университеты г. Оденсе: Университетский колледж малый Бельт, и Университет Южной Дании г. Вильнюс, Вильнюсовский университет г. Малага, Университет в Малаге г. Гронинген, Университет прикладных наук Ханце.

«Образование в.

Германия.

Университет г.

области миграции и.

Ольденбурга.

межкультурных отношений".

Норвегия.

Университет г. Ставангера.

Словения.

Университет г. Нова.

Горица.

Чехия.

г. Пуркин,.

Университет Яна Евангелиста.

«Лидерство и.

Великобритания.

Университет г.

менеджмент в.

Кеммбриджа.

непрерывном.

образовании".

Греция.

Средиземноморский.

колледж.

«Высшая народная.

школа" (предполагающая последующую специальную докторскую программу.

«Образование на протяжении всей жизни»).

Дания Чехия Швеция.

Университет в г.

Роскилл, Датский педагогический университет Университет г. Карлов Университет г. Линч? пинга.

«Деятельность в.

сфере организационнокадровой психологии (WOPP)"(при поддержке Европейской Комиссии программы Erasmus Mundus).

Испания Италия Португалия.

Университет в г.

Валенсия и Университет в г.

Барселона г. Болонья, Альма Матер Студиориум Университет Университет в г.

Коимбра.

Анализ международных магистерских программ подготовки специалистовандрагогов по ценностно-целевой группе параметров позволил сделать следующие выводы.

Программы ориентированы на актуальные проблемы регионов европейского пространства, решение которых средствами образования взрослых должно способствовать гармонизации социальных отношений в европейском пространстве, достижению целей прогресса, сохранению ценностей мира и демократии. Среди них:

  • · проблемы кадрового менеджмента, с акцентом на профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовку, организацию бизнесшкол, внутрифирменное (корпоративное) обучение, управление карьерой;
  • · проблемы образования различных категорий взрослых с учетом особенностей и потребностей конкретного региона;
  • · образование взрослых в контексте социальной работы;
  • · образование взрослых в контексте проблемы миграции и межкультурных отношений;
  • · подготовка кадров для высших народных школ как приоритетной проблемы развития и совершенствования системы неформального образования взрослых;
  • · проблемы профессионального самоопределения различных групп взрослого населения и др.

В содержании программ отражены общеевропейские ценности и цели развития, которые раскрываются, в том числе, через международные связи и взаимодействия, активный обмен опытом. Обучение по проанализированным магистерским программам предполагает международную мобильность преподавателей и студентов как обязательный и важный компонент подготовки специалиста-андрагога европейского уровня. Программы включают специальные курсы по сравнительной андрагогике, основанные на гуманитарных и гуманистических положениях. Так, например:

— в программе «Андрагогика» (Карлов университет, Чехия; Датский педагогический университет; Ягеллонский университет, Польша), ориентированной на подготовку андрагогов-исследователей широкого профиля, в андрагогическом цикле предусмотрен сравнительный анализ программ образования взрослых, реализуемых в различных странах Европы и мира, применительно к условиям открытых обществ, включена учебная программа.

«Пожизненное знание и опыт», предполагающая сравнительный анализ опыта организации и перспектив развития национальных систем образования лиц третьего возраста;

  • — программа «Непрерывное образование и образование взрослых» (Университет в г. Печ, Венгрия; Ягеллонский университет, Польша; Университет Мате Бела, Словакия; Университет им. Масарика, Чехия) подготовки специалистов-андрагогов широкого профиля для предоставления всего спектра образовательных услуг различным категориям населения с учетом экономических и социально-культурных особенностей региона имеет специальный предметный блок, включает сравнительный анализ политики, экономики, демографии, экологических проблем, социальных и культурных особенностей группы стран Вышегородского региона, все то, что представляет собой основание для развития и интеграции национальных систем образования взрослых в единое региональное образовательное пространство;
  • — программа «Социальная работа и образование взрослых» (Католическая Высшая школа, Германия; ряд университетов Дании; Вильнюсский университет, Литва; Университет в Малага, Испания; Университет прикладных наук, Нидерланды) подготовки андрагогов для системы социальной работы в масштабах Европы ориентирована на изучение международного опыта социальной работы со взрослым населением в различных странах и регионах Европы, особый акцент сделан на организации и содержании образовательной деятельности в социальной работе с уязвимыми группами населения (неграмотные, безработные, пожилые, инвалиды, мигранты и др.);
  • — программа «Образование в области миграции и межкультурных отношений» (Университет Ольденбурга, Германия; Университет Ставангер, Норвегия; Университет Нова-Горица, Словения; Университет Яна Евангелиста Пуркине, Чехия) по подготовке андрагогов — специалистов по проблемам миграции и образования на основе социокультурной среды регионов, построена на широком международном взаимодействии, академическое обучение активно сочетается с практикой на основе изучения межкультурного опыта в различных странах Европы и Африки;
  • — в программе «Лидерство и менеджмент в непрерывном образовании» (Кембриджский университет, Великобритания; Средиземноморский Колледж,

Греция), готовящей специалистов-андрагогов для сферы нутрифирменного (корпоративного) обучения, работы в организациях сферы непрерывного профессионального образования, бизнес-школах, сфере кадроваго менеджмента, в области развития и образования работников предприятий, изучается международный опыт организации сферы непрерывного образования, внутрифирменного (корпоративного) обучения, менеджмента карьеры и др.;

  • — программа «Высшая народная школа» (Университет в Роскилле, Дания; Карлов университет, Чехия; Университет Линчепинга, Швеция) подготовки андрагогов для системы народных школ в общеевропейском образовательном пространстве предполагает изучение и распространение передового опыта неформального образования взрослых в странах Европы;
  • — программа «Деятельность в сфере организационно-кадровой психологии (WOP-P)» (при поддержке Европейской Комиссии программы Erasmus Mundus) подготовки андрагогов — специалистов по профориентации, управлению, консультированию и экспертизе в сфере образованиельных услуг, имеет отдельный европейский учебный модуль, завершающий обучение в европейском измерении через участие магистрантов в программах обмена и европейской мобильности.

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ международных магистерских программ подготовки специалистов-андрагогов в университетах современных европейских стран по ценностно-целевой группе критериев показал, что подготовка данной категории специалистов полностью ориентирована на общеевропейские идеи непрерывности и ценности образования в современном мире, на включение образования взрослых в контекст непрерывного образования, на усиление процессов интеграции национальных систем образования взрослых в единое европейское образовательное пространство.

По организационно-содержательной группе критериев был выполнен последовательный анализ организационного и содержательного и результативного аспектов подготовки магистрантов в рамках данных программ.

Организационный аспект построения международных магистерских программ представлен в таблице 2.

Таблица 2 Организационный аспект магистерской подготовки специалистовандрагогов в современной Европе.

Название программы.

Сроки обучения.

Количес тво кредитов.

Основные формы организации процесса обучения.

«Андрагогика».

2 года.

Блочно-модульное обучение; контекстное обучение; проектирование в системе обучения взрослых; элементы дистанционного обучения; комплексная организация учебно-методических материалов; международная мобильность преподавателей и студентов.

«Непрерывное образование и образование взрослых».

(Вышеградский регион).

2 года.

Блочно-модульное обучение; контекстное обучение;

форма взаимодействия вуза и инновационн о ориентированных предприятий; элементы дистанционного обучения; комплексная организация учебнометодических материалов; проблемные методы, метод проектов и метод кейсов (ситуаций или прецедентов).международная мобильность преподавателей и студентов.

«Социальная работа и образование взрослых».

2,5 года.

Блочно-модульное обучение; контекстное обучение; электронное обучение; международная мобильность преподавателей и студентов.

«Образование в области миграции и межкультурны х отношений».

2 года.

Смешанный подход к организации обучения: при поддержке ИКТ, элементов дистанционного обучения, в сочетании стационарного обучения и мобильности студентов и преподавателей.

«Лидерство и менеджмент в непрерывном образовании».

2 года.

Блочно-модульное обучение; контекстное обучение; проектирование в системе корпоративного обучения; технологии.

«сase-stady»; участие в работе бизнесшкол, электронное обучение; мобильность студентов и преподавателей в бизнеспространстве.

«Высшая народная.

школа", +.

специальная докторская программа.

«Образование на протяжении всей жизни».

2 года.

+ 1 год.

(2−3 года по выбору магистранта).

120−180.

Блочно-модульное обучение; контекстное обучение; проектирование в системе обучения взрослых; элементы дистанционного обучения; комплексная организация учебно-методических материалов; формы взаимодействия вуза и народных высших школ, др. образовательных учреждений для взрослых; международная мобильность преподавателей и студентов.

«Деятельность в сфере организационно.

-кадровой психологии (WOP-P)" (при поддержке Европейской Комиссии программы Erasmus Mundus).

2 года.

Блочно-модульное обучение; контекстное обучение; проектирование в системе корпоративного обучения; технологии.

«сase-stаdy»; сочетание стационарного обучения и мобильности студентов и преподавателей.

Проведенный анализ организационного аспекта международных магистерских программ показал, что они имеют блочно-модульное построение. Все содержание подготовки представлено рядом модулей, имеющих логическую завершенность и профессиональную взаимосвязь. Каждый модуль имеет методическое обеспечение: план, описание содержания, метериалы промежуточной и итоговой аттестации. Модули представляют собой системы, включающие учебные элементы, объединенные признаком соответствия определенному объекту профессиональной деятельности. Учебный элемент содержит определенный объем информации, имеющей самостоятельную логическую структуру и содержание. Освоение каждого модуля заканчивается рефлексивным письменным отчетом и экзаменом.

Помимо модульной системы организации учебного процесса, блочномодульное построение программ характеризуется ориентацией на самостоятельную работу магистрантов в различных формах и рейтинговой системой оценивания результатов. Сущность рейтинговой системы оценивания заключается в том, что итоговая оценка по дисциплине отражает все результаты учебной работы магистранта. В учебный процесс включена система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (форм промежуточной аттестации), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, формами промежуточной аттестации являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту начисляются баллы). Итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию (зачет/экзамен). Итоговая аттестация (зачет/экзамен) является, таким образом, частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

Как видно их материалов таблицы № 2, актуальной формой организации магистерского уровня подготовки специалистов-андрагогов является контекстное обучение, представляющее собой форму активного обучения, предназначенную для применения в высшей школе. Оно ориентировано на профессиональную подготовку и реализуется посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. Концепция контекстного обучения, разработанная А. А. Вербицким в 1991 году, активно используется в международном опыте высшей школы. Контекстное обучение опирается на теорию деятельности, в соответствии с которой усвоение широкого социального опыта, включая профессиональное образование, осуществляется в результате активной, субъективно окрашенной деятельности личности. Контекстное обучение основано на реализации следующих принципов: активности личности; проблемности; единства обучения и воспитания; последовательного моделирования в формах учебной деятельности магистрантов содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода обучающихся к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности (проведение научных исследований, практики, стажировки). Организация подготовки специалистовандрагогов на основе контекстного обучения предполагает включение теоретического знания в контекст профессиональной андрагогической деятельности. В качестве средств реализации теоретических подходов в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения (в трактовке А. А. Вербицкого — методы контекстного обучения). Вместе с тем отмечается, что необходимо комплексно подходить к использованию различных форм, методов и средств активного обучения в органическом сочетании с традиционными методами. Также в организационном аспекте магистерской подготовки специалистов-андрагогов международного уровня активно используются другие формы, как традиционные (лекции, семинары, лабораторные, дидактичекие занятия, коллоквиумы и др.), так и инновационные (элементы дистантного обучения, различные формы проектирования, технологии «сase-stаdy», сочетание стационарного обучения и мобильности студентов и преподавателей и др.). Такие формы организации опираются на современное информационное обеспечение, открывающее широкие возможности доступа к различным источникам информации [29].

В целом, общие функции организации процесса магистерской подготовки специалистов-андрагогов международного уровня можно определить как:

  • — содействие мобильности магистрантов и преподавателей, обмену информацией между университетами-партнерами, научными школами, профессиональными сообществами;
  • — четкое определение объемов выполняемой магистрантом деятельности, с учетом всех видов образовательной и научной деятельности, включая различные виды практик и стажировок.

Сроки обучения и количество кредитов совпадают в большинстве программ: 2 года обучения, объем обучения составляет 120 кредитов.

Таблица 3 Содержательно-результативный аспект магистерской подготовки специалистов-андрагогов в современной Европе.

Название программы.

Цели и задачи.

Распредел ение содержани я (в кредитах).

Основные модули (блоки).

Планируемый результат обучения.

«Андрагогика».

Подготовка специалистовандрагогов, которые смогут найти широкое применение в научноисследователь ской деятельноти в сфере социального управления и образования кадров.

Теоретичес кая подготовка.

— 70;

Различные виды практик и стажирово к — 50.

Модуль 1. Общий.

(Психологопедагогический: педагогика, психология, социология и др.); Модуль 2. Андрагогический (психология и образование взрослых, открытые программы в области образования взрослых, программа.

«Пожизненное знание и опыт»,.

«Менеджмент в образовании взрослых».

Модуль 3. Специализация по выбору магистранта: образование кадров; управление кадрами.

Основные сферы андрагогической деятельности выпускников на уровне общеевропейско гообразовательн ого пространства: Андрагогисследователь в области образования кадров и персоналистике; Эксперт по созданию образовательных концепций в организации; Специалист в андрагогических и исследовательск их центрах; Специалист отдела кадров в области развития и.

образования работников предприятий. Выпускники также имеют право на поступление в ряд докторских программ.

«Непрерывное образование и образование взрослых».

(Вышеградский регион).

Подготовка специалистовандрагогов широкого профиля для предоставлен ия всего спектра образовательн ых услуг различным категориям населения с учетом экономически х и социальнокультурных особенностей региона.

Теоретичес кая подготовка.

— 50;

Различные виды практик и стажирово к — 70.

Модуль 1. Общий.

(Психологопедагогический: педагогика, психология, социология и др.); Модуль 2. Специальный (Политика, экономика, Социальные и культурные особенности региона Вышеградской группы);

Модуль 3. Предметы по выбору: Перечень предметов по выбору ежегодно обновляется университетамипартнерами.

Специалист в различных сферах андрагогической деятельности с различными категориями взрослых в масштабах стран Вышеградского региона Европы.

«Социальная работа и образование взрослых».

Подготовка специалистовандрагогов для системы социальной работы и образования взрослых.

Теоретичес кая подготовка.

— 50;

Различные виды практик и стажирово к — 100.

Модуль 1. Общий.

(политология, социология, теории и модели социальной работы, андрагогика и андрагогические исследования, менеджмент социальной работы и образования взрослых);

Модуль 2.

Сравнительный анализ систем социального обеспечения и опыта образования взрослых.

Специалист;

андрагог европейского уровня, ориентированны й на образовательну ю деятельность в социальной работе с социально уязвимыми группами взрослого населения (неграмотные, пожилые, инвалиды, мигранты и др.).

в различных частях Европы: программа модуля построена так, что дает возможность совмещать учебу, практику социальной работы и накапливить межкультурный опыт.

«Образование в области миграции и межкультурны х отношений».

Подготовка специалиста по проблемам миграции, включая образовательн ые проблемы, на основе межкультурно го подхода.

Теоретичес кая подготовка.

— 50;

Различные виды практик и стажирово к — 70.

Модуль 1. Общий.

(социология, политология, андрагогика, психология, менеджмент); Модуль 2. Специальный (современные миграционные исследования;

образование взрослых на основе социокультурной среды регионов; политология и международные отношения). Содержание обучения обеспечивает получение глубоких теоретических знаний в сочетании с широкой практикой (полевыми работами) в Европе и Африке.

Специалист;

андрагог европейского уровня, реализующий широкий спектр образовательных услуг (профессиональн ое обучение и учебная работа) в сфере миграции в различных межкультурных контекстах.

«Лидерство и.

Подготовка.

Теоретичес.

Модуль 1. Общий.

Специалист;

менеджмент в.

специалиста в.

кая.

(педагогика,.

андрагог.

непрерывном.

области.

подготовка.

психология, социологи.

международного.

образовании".

организации и.

— 50;

я экономика);

уровня для.

кадрового.

Различные.

Модуль 2.

сферы.

менеджмента.

виды.

Андрагогический.

нутрифирменног.

в образовании.

практик и.

(андрагогика и.

о.

взрослых.

стажирово.

принципы обучения.

(корпоративного.

к — 70.

взрослых);

) обучения,.

Модуль 3. Лидерство.

работы в.

и менеджмент.

организациях.

(менеджмент в.

сферы.

образовании, карьерное образование, кадровый менеджмент, теории лидерства, техники и стили управления, работа с командой).

непрерывного профессиональн ого образования, бизнес-школах, сфере кадроваго менеджмента, в области развития и образования работников предприятий.

«Высшая народная.

школа" (с последующей специальной докторской программой.

«Образование на протяжении всей жизни»).

Подготовка специалистовандрагогов для преподавания в народной высшей школе в общеевропейс ком образовательн ом пространстве.

Учебные программы общего психологопедагогиче ского цикла — 20; андрагогич еского цикла — около 40; и педагогиче ская практика и стажировк и — около 60.

Обучение базируется на сочетании научной подготовки, обеспечиваемой университетом, и приобретении практических навыков непосредственно в организациях неформального образования взрослых. Содержание программы включает четыре последовательных тематических блока, продолжительность каждого блока около 10 учебных недель.

Блок 1.

Неформальное образование как социальное явление и местная действительность. Блок 2.

Знание, обучение и образование (знакомство с основными теориями, объясняющими ключевые по нятия и процессы педагогической деятельности).

Блок 3.

Учение взрослых (основные принципы и особенности обучения взрослых).

Специалист;

андрагог международного уровня для работы в системе неформального образования взрослых в условиях современной Европе.

Блок 4.

Преподаватель народной высшей школы как профессионал (итоговый и обобщающий блок, который нацелен на синтез ранее приобретенных знаний, навыков и способностей).

«Деятельность.

Подготовика.

Теоретичес.

Модульное.

Специалист;

в сфере.

квалифициров.

кая.

андрагог.

организационно.

анных.

подготовка.

1. Подготовительные.

международного.

— кадровой.

специалистов.

— 50;

модули: введение в.

уровня для.

психологии.

в области.

Различные.

профиль подготовки ;

работы в.

(WOP-P)" (при.

исследований.

виды.

оценка и организация.

системе.

поддержке.

профессионал.

практик ;

образования;

образования.

Европейской.

ьной.

наставничество и.

взрослых в.

Комиссии.

подготовки.

управление.

условиях.

программы.

взрослых,.

образованием.

международных.

Erasmus Mundus).

организацион.

2. Специальные.

образовательных.

но-кадровой.

модули:

программ.

психологии.

профессиональная.

Основные сферы.

разных.

ориентация;

андрагогической.

социальных.

ориентация в сфере.

деятельности.

сфер, включая.

образовательных.

выпускников на.

систему.

услуг; педагогическое.

уровне.

образования.

консультирование;

общеевропейско.

взрослых,.

управление и.

го.

подчеркивая.

экспертиза в сфере.

образовательног.

европейский.

образования.

o пространства:

подход и.

3. Модуль.

Организация.

перспективу.

прикладных.

образовательных.

программ:

услуг;

применение знаний,.

Руководство в.

полученных в.

системе.

предыдущих модулях,.

образования;

в реальных условиях.

Консультирован.

учреждений,.

ие и оценки.

организаций и.

качества.

образовательных.

образования,.

услуг, для.

социальной и.

руководства,.

профессиональн.

консультирования и.

ой сферы.

оценки качества.

образования,.

Мы выделили несколько вариантов международных магистерских программ профессионального (андрагогического) направления.

Первый вариант — программы подготовки специалистов-андрагогов, ориентированные на конкретный международный проект в сфере образования взрослых. Например, международная магистерская программа «Деятельность в сфере организационно-кадровой психологии (WOP-P)», реализуемая при поддержке Европейской Комиссии программы Erasmus Mundus.

Второй вариант — большая часть международных магистерских программ профессионального направления в области андрагогики — представляет собой высший уровень подготовки специалистов-андрагогов для определенной сферы образования взрослых. Например, программа «Высшая народная школа» с последующей специальной докторской программой «Образование на протяжении всей жизни» готовит специалистов-андрагогов международного уровня для работы в системе неформального образования взрослых в условиях современной Европы, включая такую перспективную форму как народные школы, или программа «Социальная работа и образование взрослых» подготовки специалистов-андрагогов международного уровня, ориентированных на образовательную деятельность в социальной работе с социально уязвимыми группами взрослого населения (неграмотные, пожилые, инвалиды, мигранты и др.).

Третий вариант подготовки специалистов-андрагогов на уровне международной магистратуры направлен на проблемы корпоративного обучения, область стратегии и тактики кадровой политики, образования кадров предприятий, консультирования и экспертизы качества образования, социальной и профессиональной сфер. Из проанализированных программ к данному варианту относится международная магистерская программа.

«Лидерство и менеджмент в непрерывном образовании».

Следующую группу составляют международные магистерские программы, нацеленные на определенные социальные проблемы, имеющие образовательный аспект. Ярким примером такой программы является международная магистерская программа «Образование в области миграции и межкультурных отношений». Ее актуальность и восстребованность не вызывает сомнения, поскольку проблема миграции и межкультурных отношений и связей, приобрела в масштабах современной Европы, особенно в ее западной части, глобальный характер. Программа готовит специалистовандрагогов европейского уровня, способных высококвалифицированно реализовывать широкий спектр образовательных услуг (профессиональное обучение и учебная работа) в сфере миграции в различных межкультурных контекстах.

Еще один вариант подготовки специалистов-андрагогов — это международные магистерские программы, ориентированные на проблемы конкретного европейского региона. В нашем исследовании это международная магистерская программа «Непрерывное образование и образование взрослых», которая реализуется университетами стран Вышегородского региона Восточной Европы (Венгрия, Польша, Словения, Чехия). Содержание программы включает ряд специальных модулей, направленных на изучение политики, экономики, экологических и демографических проблем, социальных и культурно-исторических особенностей конкретного региона. Цель программы.

— подготовка специалистов-андрагогов для реализации идеи создания единого регионального пространства непрерывного образования и образования взрослых с учетом специфики развития стран Вышегородской группы.

Таким образом, сравнительно-сопоставительный анализ международных магистерских программ по организационно-содержательным и результативным параметрам показал следующее.

Организация магистерского уровня подготовки имеет блочно-модульное построение содержания, рейтинговую систему оценивания, реализуется посредством широкого спектра форм организации обучения, включая как традиционные, так и инновационные формы, полностью отвечает современным требованиям.

Содержательный аспект анализа выявил, что магистерские программы логически выстроены и последовательны, реализуются на основе междисциплинарного подхода, имеют оптимальное распределение содержания на теоретическую составляющую и различные виды практик и стажировок. Магистерский уровень подготовки специалистов-андрагогов реализуется через программы исследовательского и профессионального направления. Обязательным компонентом международных магистерских программ подготовки специалистов-андрагогов в современной Европе выступает международная мобильность магистрантов через международные связи, обмен опытом, участие в международных образовательных проектах и программах.

По результативному критерию выполненного анализа можно сделать вывод о том, что подготовка специалистов-андрагогов ориентирована на актуальные социальные, демографические и экономические проблемы как в масштабах Европы, так и в масштабах ее отдельных регионов.

Из вышеизложенного следует, что магистерский уровень образования специалистов-андрагогов в условиях современной Европы представляет собой.

Перспективное направление подготовки, отвечающее современным международным требованиям.

Магистерская подготовка специалистов-андрагогов ориентирована на цели и задачи Болонского процесса, основные положения европейских документов о непрерывном образовании и образовании взрослых. Общая концепция подготовки современных специалистов-андрагогов отражает приоритетную задачу образования взрослых — содействие человеку в успешной самореализации и адаптации к современным условиям, гармонизации социальных отношений, минимизации и преодолению цивилизационных вызовов и порождаемых ими проблем через реализацию различных форм непрерывного образования.

Исследование подтвердило, что в образовательном пространстве современной Европы происходят активные процессы интеграции, в том числе усиливаются университетские партнерские связи и взаимодействия, направленные на подготовку специалистов-андрагогов международного уровня по ряду актуальных направлений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой