Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт. Необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности. Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом: Результатом обучения, усвоения систематизированных… Читать ещё >
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:
- 1) образование;
- 2) воспитание;
- 3) обучение.
Образование является:
- 1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;
- 2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.
Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.
Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.
Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:
- 1) начальное;
- 2) среднее;
- 3) высшее.
По характеру и направленности образование можно разделить на:
- 1) общее;
- 2) профессиональное;
- 3) политехническое.
Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.
В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.
В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.
В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:
- 1) семья;
- 2) друзья;
- 3) учебные заведения;
- 4) средства массовой информации;
- 5) литература;
- 6) искусство;
- 7) органы правопорядка и др.
Обучение — специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.
Основу обучения составляют:
- 1) знания;
- 2) умения;
- 3) навыки.
Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.
Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.
Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.