Особенности организации практических методов обучения
Проектные технологии имеют определенные преимущества: одновременное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, возможность самореализации, работа в команде; реализация возрастных потребностей в самостоятельной и практической деятельности; оценки результатов, их общественная значимость, возможность видеть результаты своей деятельности, возможность применения в процессе работы над… Читать ещё >
Особенности организации практических методов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Эти методы предусматривают различные виды деятельности учащихся и учителя, но требуют большой самостоятельности учащихся в обучении, к ним относятся упражнения, а также лабораторные, практические, графические, исследовательские работы Упражнения — многократное повторение определенных действий или видов деятельности с целью их усвоения, которое опирается на понимание и сопровождающееся сознательным контролем и корректировкой Используют следующие виды упражнений:
подготовительные — готовят учащихся к восприятию новых знаний и способов их применения на практике;
вступительные — способствуют усвоению нового материала на основе различения спорных понятий и действий; пробные — первые задания на применение только усвоенных знаний; тренировочные — приобретение учащимися навыков в стандартных условиях (по образцу, инструкции заданию);
творческие — по содержанию и методами выполнения приближаются к реальным жизненным ситуациям; контрольные — преимущественно учебные (письменные, графические, практические упражнения). Количество упражнений зависит от индивидуальных особенностей школьников в и должна быть достаточной для формирования навыка Упражнения не должны быть случайным набором однотипных действий, а должны основываться на системе, четко спланированной последовательности действий, в частности постепенном ускладнени, их не следует прерывать на длительное время. Эффективность упражнения зависит и от анализа его результатов.
Лабораторные работы — изучение в школьных условиях явлений природы с помощью специального оборудования Ценность лабораторных работ в том, что они способствуют связи теории с практикой, вооружают учеников одним из методов исследования в естественных условиях, формируют навыки использования приборов, учат обрабатывать ты результаты измерений и делать правильные научные выводы и предложения. Организационно такие работы проводятся в форме фронтальных занятий или индивидуально.
В начале лабораторной работы учитель инструктирует учащихся, формулируя ее цель, знакомя их с оборудованием, объясняя, в какой последовательности и как выполнять работу, вести записи и оформлять результаты. Д ля лабораторных работ составляют карточки-инструкции, с которыми ученики могут ознакомиться индивидуально. Учитель следит за выполнением работы каждым учеником и в случае необходимости дает консультацию. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности. Завершается лабораторная работа устным или письменным отчетом каждого ученика.
По характеру деятельности учащихся близкие к лабораторным работам практические работы. Они предусмотрены учебными программами, их выполняют после изучения темы или раздела курса. Практические работы имеют важное учебно-познавательное значение, способствуют формированию, умений и навыков, необходимых для будущей жизни и самообразования. Выполнение таких работ помогает конкретизации знаний, развивает умение наблюдать и объяснять явления, изучаемые. Содержание и методика выполнения практических работ зависят от специфики учебного предмета. Этапы проведения практических работ: объяснение учителя (теоретическое осмысление роботы) — показ (инструктаж) — проба (учащиеся выполняют работу, остальные наблюдает) — выполнение работы (каждый ученик выполняет работу самостоятельно) — контроль (работы учеников принимают и оценивают).
Графические работы — работы, в которых зрительное восприятие сопряжено с моторной деятельностью школьников.
Ими являются чертежи и схемы, зарисовки с натуры или срисовывание, работа с контурными картами, составление таблиц, графиков, диаграмм. Технику графического изображения учащиеся овладевают на уроках черчения, рисования, математики, физики, химии, географии, истории, биологии.
Исследовательские работы — поисковые задачи и проекты, предусматривающие индивидуализацию обучения, расширение объема знаний учащихся.
Их применяют в процессе изучения каких-либо предметов, прежде всего на факультативных и кружковых занятиях. Ученики составляют отчеты о своих наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, природных явлений щами; пишут обзоры научно-популярной литературы, сочинения на свободную тему; делают схемы действий приборов, станков, машин; вносят предложения по совершенствованию технологических процессов. Элементы, исследовательской деятельности способствуют воспитанию у них активности, инициативы, любознательности, развивают их мышление, побуждают к самостоятельному поиску.
Среди практических методов обучения особое место занимает метод проектов.
Метод проекта — метод поиска, такая организация обучения, при котором учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов, что позволяет тесно сочетать теорию с практикой.
Проектные технологии имеют определенные преимущества: одновременное сочетание индивидуальной и коллективной деятельности, возможность самореализации, работа в команде; реализация возрастных потребностей в самостоятельной и практической деятельности; оценки результатов, их общественная значимость, возможность видеть результаты своей деятельности, возможность применения в процессе работы над проектом современных технологий учителями и учениками; использования всемирной сети Интернет, использование разнообразных форм взаимодействия, в том числе интерактивных, позволяет практически реализовывать педагогику сотрудничества; глобализации образовательного ого процесса, таргетинг на конкретный результат, возможность реальной меж предметных интеграции, новые возможности для неформального контроля за уровнем достижений учащихся и др. Проекты классифицируются по:
- — направлениями деятельности (исследовательские, информационные, прикладные);
- — количеством участников (индивидуальные, парные, групповые);
- — продолжительностью (кратковременные, средне длительные, долгосрочные);
- — формами проведения (экскурсии, экспедиции, дебаты, круглые столы, семинары, конференции, фестивали, тренинги, аудио-и видео проекты)
реализуем метод проектов проводится при урочной, внеурочной и внеклассной работы.
Проекты находятся в непосредственной связи с учебными программами по базовым дисциплинам, расширяют и дополняют их.
Проектные технологии использования возможностей телекоммуникации, традиционное сочетание урочной и внеурочной образовательной работы, классно-урочной системы и проектно-поисковых технологий, системы краеведческопоисковой работы, привлечения родительской общественности к учебно-воспитательного процесса — все это способствует пробуждению творческой личности, выявления одаренных детей.