Ребенок и прекрасное
Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимся окружить его светлыми и радостными переживаниями. Однако и явления безобразные могут также вызывать эстетическое чувство ребенка. Ведь его ярко впечатляет, например, образ Карабаса Барабаса. Несомненно, что в этом «ужасном» образе, так красочно созданном А. Толстым, явно сквозит отрицательное отношение… Читать ещё >
Ребенок и прекрасное (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.
Яркое, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.
Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке.
Так же широко, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающая ребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке, в мебели — в том, что мы называем предметной средой. Эстетика быта — это весь уклад жизни семьи (и детского сада).
И, наконец, искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни и в природе.
Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорной готовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Отечественные психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятии См.: Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956. — С. 89 — 91. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.
Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже, длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.
В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.
В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм.
Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Восприятие это требует проявления многих способностей: воображения, наглядных представлений, умения жить радостью и печалью героев художественных произведений.
Здесь мы подходим к такому сложному явлению, как эстетическое переживание, эстетическое чувство.
Можно ли говорить о наличии эстетического чувства у дошкольника? Как рано оно зарождается, каковы его содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям и отличие от них?
Бытовые предметы и явления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств, которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также в форме наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии и необычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями, цветом, линиями.
Следует оговорить одно обстоятельство. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с самого раннего детства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящие, броские, эффектные предметы надо называть красивыми. Мы должны учитывать возрастные проявления ребенка, но при этом осуществлять развитие его вкуса в правильном направлении.
Эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношением к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребенка оно возникает в самом его общем, смутном, нерасчлененном виде. Ребенок может очень горячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянуться всей душой к нему. Но все это оставит следы, быть может, глубокие, но неосознанные.
Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимся окружить его светлыми и радостными переживаниями. Однако и явления безобразные могут также вызывать эстетическое чувство ребенка. Ведь его ярко впечатляет, например, образ Карабаса Барабаса. Несомненно, что в этом «ужасном» образе, так красочно созданном А. Толстым, явно сквозит отрицательное отношение к персонажу и самого писателя («можно окоченеть от ужаса при одном взгляде на него»). Это заставляет и детей почувствовать отвращение, негодование.
Эстетическое чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни, в искусстве — прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркивает активную, преобразующую роль искусства, его воздействие на мысли и душу ребенка.
Соотношение эстетического и нравственного порой истолковывается неверно См.: Венгер Л. А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). — М., 1969. — С. 47 — 50.
Это две крайности, которые мешают возникновению у детей правильных эстетических переживаний. Нравственное и эстетическое важно сочетать гармонически.
Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только «исполнители», но и «творцы» — они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунке, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.
Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых — создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.
Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего возраста. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка, присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия — вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством.