Опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста
Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т. Дорофеевой). Цель: оценка эмоционального состояния ребенка. Выявляется изменение по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Ребенку выдают карточки разного цвета и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется 3 раза. По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка… Читать ещё >
Опытно-экспериментальная работа по изучению возможностей развития навыков общения у детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методики для диагностики коммуникативных способностей у дошкольников
Рассмотрим методики для диагностики коммуникативных способностей у дошкольников.
Методика диагностики форм общения (по Лисиной) [20; 67].
В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста. Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми. Проведение обследования проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки. Спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (1 ситуация); почитать книжку (2 ситуация); или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 минут. Вовремя обследования при выборе каждой новой ситуации педагог заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола. Таким образом, в конце обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию (См. Приложение 1). Показатели действий детей оцениваются в баллах. Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный вариант) [20; 73]. Цель: исследование сферы межличностных отношений ребенка с окружающими людьми. Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка. Методика является проектной, визуально-вербальной. Задания представлены в виде рисунков с кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию, и вопросом к испытуемому, а также словесно-вербальных заданий. Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации, или выбирает один из перечисленных вариантов поведения. Весь полученный материал заполняют в регистрационный лист.
Методика исследования эмоционального состояния (по Э.Т. Дорофеевой) [20; 78]. Цель: оценка эмоционального состояния ребенка. Выявляется изменение по трем основным цветам, что связано с изменением эмоционального состояния. Ребенку выдают карточки разного цвета и предлагают разложить их в порядке предпочтения. Процедура повторяется 3 раза. По результатам обследования заполняется протокол на каждого ребенка. В протокол заносится обработка результатов исследования. Для этого необходимо знать оценку эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности (См. Приложение 2).
Соната-до — это набор программных инструментов для организации мониторинговых исследований в образовательных учреждениях и дошкольных образовательных учреждений: сборки, хранения, обработки, систематизации и анализа данных обучающихся и воспитанников, педагогов и воспитателей. Программный продукт разработан с учетом новых образовательных стандартов 18.
В нем представлена методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности, разработанная специалистами НГПУ им. Горького и НГЛУ им.
Добролюбова (Нижний Новгород). Данная методика пользуется широкой популярностью у педагогов, так как отличается простотой в использовании и не требует специальной подготовки. В качестве основной единицы анализа рассматривается детская деятельность во всем многообразии ее видов; игра, конструирование, изобразительная, музыкальная, коммуникативная, двигательная, трудовая деятельность. Автоматизированная система обработки данных позволяет быстро сформировать индивидуальные и групповые карты результативности, а также сводные отчеты по динамике всех показателей в течение года. Он состоит из следующих структурно взаимосвязанных блоков:
- 1. Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.
- 2. Блок «Интегративные качества» содержит структурированный диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития ребенка 2−6 лет. Предложены только общепринятые в психолого-педагогической практике критерии оценки. Инструмент также позволяет разрабатывать и использовать собственные методики оценки развития ребенка. Для удобства все интегративные качества разбиты на составляющие компоненты.
- 3. Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать диагностические карты, ведомости и отчеты, делать количественный и качественный анализ результатов педагогической деятельности, определять индивидуальную и общегрупповую тенденцию развития детей.
Таким образом, мы рассмотрели методики для диагностики коммуникативных способностей у дошкольников. Пришли к выводу, что наиболее удобной будет Соната-до, так как отличается простотой в использовании и не требует специальной подготовки.