Направления коррекционной работы по повышению уровня умения управлять собой у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках естествознания
Хорошо помогают в развитии умения управлять собой карточки с кроссвордами. Каждый ученик получают такую карточку, разгадывает кроссворд. И при этом он должен выполнять работу спокойно, соблюдая тишину, не вскакивая с места и не говоря вслух ответы на вопросы кроссворда, а по окончанию работы поднять руку, не издавая лишних слов, и сообщить об окончании задания. Проверку можно проводить разными… Читать ещё >
Направления коррекционной работы по повышению уровня умения управлять собой у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках естествознания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В рамках коррекционной работы по формированию навыка умения управлять собой у школьников с умственной отсталостью на уроках естествознания целесообразно использование следующих приёмов и методов.
Коррекция рисунка соседа по парте: обмен рисунками повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя, т.к. им нужно будет не просто механически исправить ошибки, но и обосновать их исправление.
Доведи дело до конца: суть данного приема состоит в том, что учащиеся читают параграф из учебника и читают задание после него. В задании есть практическая часть, которую ученики должны выполнить по образцу из учебника.
В работе по формированию умения управлять собой, целесообразно использовать игровые приемы обучения данному умению.
Младшие школьники охотно выполняют задание на исправление чужих ошибок. Начинается данный вид работы с коллективной работы под руководством учителя. Только после того, как дети овладели данным приемом работы, они смогут самостоятельно находить и исправлять в тексте ошибку. При составлении таких заданий необходимо соблюдать ряд условий, чтобы не нарушить принцип «не навреди»:
- — начинать с исправления графических ошибок и распространять на орфографические;
- — соблюдать этапность в предъявлении ошибочного материала;
- — предъявляемый материал не должен превышать 8 — 12 отдельных слов или текст в 25 — 30 слов, на которые должны приходиться не более 4 — 6 ошибок, причем нельзя их концентрировать в конце текста;
- — не злоупотреблять этим видом работы.
Исправление чужих ошибок позволяет детям корректировать собственные записи, видеть и исправлять свои ошибки.
Хорошо помогают в развитии умения управлять собой карточки с кроссвордами. Каждый ученик получают такую карточку, разгадывает кроссворд. И при этом он должен выполнять работу спокойно, соблюдая тишину, не вскакивая с места и не говоря вслух ответы на вопросы кроссворда, а по окончанию работы поднять руку, не издавая лишних слов, и сообщить об окончании задания. Проверку можно проводить разными способами:
- — коллективно под руководством учителя;
- — самостоятельно по образцу;
- — взаимопроверка.
Применение вышеуказанных методик для развития умения управлять собой у младших школьников с легкой степень умственной отсталости дает основание утверждать, что:
- — снижается процент сильно неуспевающих учеников;
- — применение контроля над собой и своими действиями в учебной деятельности позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления;
- — приемам умения управлять собой необходимо учить;
- — действие контроля является необходимым компонентом учебной деятельности.
Используемые методы и приемы направлены на развитие навыка умения управлять собой, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действия. Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.
Для подтверждения гипотезы нами было проведено исследование умений управлять собой на уроках естествознания на примере учеников 4 класса Волгоградской специальной (коррекционной) школы — интернат VIII вида № 2. Исследование проходило в один этап — диагностика уровня умения управлять собой у умственно отсталых школьников.
В исследовании было три методики, позволяющие изучить непосредственно уровень умения управлять собой у школьников с умственной отсталостью на уроках естествознания. По всем методикам обследование проходило в игровой форме. Данные методики помогут детям в развитии умения управлять собой, поспособствует в усовершенствовании этого умения, помогут в дальнейшей жизни.
Таким образом, на основании проведенной диагностической работы на выявление умения управлять собой среди учеников 4 класса Волгоградской специальной (коррекционной) школы — интернат VIII вида № 2 было установлено, что в данном коллективе малый процент детей имеет практически сформированное умение управлять собой.
В рамках коррекционной работы по формированию навыка умения управлять собой у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на уроках естествознания целесообразно использование следующих методик:
- — Коррекция рисунка соседа по парте;
- — «Доведи дело до конца»;
- — Игровые приемы обучения умению управлять собой;
- — Карточки с кроссвордами.
Применение вышеуказанных методик для развития умения управлять собой у младших школьников с легкой степень умственной отсталости дает основание утверждать, что:
- — снижается процент сильно неуспевающих учеников;
- — применение умения управлять собой в учебной деятельности позволяет не только исправлять ошибки, но и предотвращать возможность их появления;
- — приемам умения управлять собой необходимо учить;
- — действие контроля является необходимым компонентом учебной деятельности.
Используемые методы и приемы направлены на развитие навыка умения управлять собой, умения фиксировать состояние выполненной работы и оценки своей деятельности, ее регулирования и исправления, умения следить за своими действиями и сопоставлять их с заранее поставленной целью, усвоенным образцом и намеченным планом действия. Большое внимание уделялось формированию умения устанавливать, анализировать допущенные ошибки и выявлять их причины, исправлять работу на основе данных самооценки и уточнять план ее выполнения, совершенствовать этот план.