Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема
Духовность, на наш взгляд, — качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души… Читать ещё >
Духовно-нравственное воспитание младших школьников как педагогическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сущность духовно-нравственного воспитания
Современная общественность заставляет нас иначе взглянуть на систему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволяет нам утверждать, что ключевыми понятиями в данном исследовании являются: мораль, общечеловеческие ценности, этические знания, нравственность.
В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов.
«Термин „этика“ был введен Аристотелем. Это греческое слово „ethos“ — обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении» [Азаров, 2005: 36]. Наряду с понятием этики используется понятие мораль. «Это слово латинского происхождения -„moralize“ и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к „своей“ культуре» [Азаров, 2005: 36].
Современные учёные (Ю.П. Азаров, Н. И. Болдырев и другие) разводят понятия этики и морали. Под моралью понимается «специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. „Нравственность“ же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности. Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение» [Болдырев, 2009: 112].
Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Этические же знания, исходя из определения этики предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические знания, нежели нравственные нормы.
Анализ работ Н. И. Болдырева привёл нас к пониманию того, что мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции:
- 1. Функция социальной ориентации или социального регулирования;
- 2. Познавательная (отражательная), революционно — критическая и апологетическая;
- 3. Мораль как система ценностей, побуждений и ограничений личности воспитательная и более широко — функция формирования социального субъекта. [Болдырев, 2009: 114]
Н.В. Иванова указывает, что «для выявления условий нравственного развития человека, необходимо знать структурную иерархию нравственного сознания». [Иванова, 2006: 16] Элементарной формой требования являются нравственные нормы. Посредством предъявления норм в обществе предписывается или же запрещается поведение определенного типа.
Следующий уровень морального сознания — нравственное качество. Когда у индивида сформировались определенные нравственные качества, конкретные предписания или запрещения определенных действий в сознании не фиксируются, поскольку человек способен самостоятельно принимать решения.
Еще более обобщенно моральное сознание отражается в понятии «нравственный принцип», в котором обозначаются выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения и которые служат основанием для частных норм поведения" [Болдырев, 2009: 113].
Наконец, наиболее абстрактный слой морального сознания отражается в понятии «нравственной ценности». Обобщенные представления о чем-то предпочитаемом называются ценностями, на них ориентированы нормы и принципы, подчиняющие поведение человека.
Содержание ценностных ориентации (мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения) является элементом саморегуляции деятельности личности. Благодаря тому, что мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, любые действия имеют определенное нравственное значение.
Понятие нравственное воспитание Подласый П. И. раскрывает как «целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». [Подласый, 2010: 163].
Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения». [Подласый, 2010: 164].
«Нравственное сознание — активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов». [Подласый, 2010: 165].
Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение — понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок. Под поступком понимают «какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности». [Подласый, 2010: 163].
Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Однако нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Нравственная привычка — это способность и умение произвести действие не только без особого на то контроля, но и в силу выработанной потребности в данной деятельности.
Нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный, верный путь решения стоящей перед ним проблемы.
«Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порождаемое ею нравственно — чувственное переживание — нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений — волевой стимул — поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты». [Подласый, 2010: 167].
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т. е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.
Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.
Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.
Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
Анализ психолого-педагогической литературы привёл нас к пониманию того, что чаще стал использоваться термин «духовно-нравственное воспитание».
В объединении духовности и нравственности проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность — понятие религиозное, нравственность — светское). По мнению И. П. Подласого «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины „духовный“ и „нравственный“ зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение». [Подласый, 2010: 163].
Но в педагогической науке есть другое мнение, что нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность — на жизнь в ее высшем качестве — бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное — духовным?
Духовность, на наш взгляд, — качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых — чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» — (лат. spiritus) — дуновение, тончайший воздух, дыхание. Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, — «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» — взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.
Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности — эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.
Итак, по И. П. Подласому содержание духовно-нравственного воспитания заключается в следующем:
«В отношении к Родине (патриотизм) — любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
В отношении к труду (трудолюбие) — предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
В отношении к обществу (коллективизм) — умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
В отношении к себе — уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
В человеколюбии или гуманности.
Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность". [Подласый, 2010: 163].
Таким образом, в качестве рабочего понятия духовно-нравственного воспитания нами было взято следующее: духовно-нравственное воспитание — это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.