Особенности формирования ЭМП в дошкольном возрасте у детей в норме
Математическое развитие детей дошкольников происходит в большей степени непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении со сверстниками), но также большую роль играет целенаправленное обучение на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует… Читать ещё >
Особенности формирования ЭМП в дошкольном возрасте у детей в норме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Математическое развитие детей дошкольников происходит в большей степени непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении со сверстниками), но также большую роль играет целенаправленное обучение на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства их математического развития.
Одним из фундаментальных знаний элементарной математики является счет.
«Освоение детьми счета — длительный и сложный процесс. Истоки счетной деятельности усматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами. Счет как деятельность состоит из ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых ребенок должен овладеть: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, определение итогового числа. В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел. Предметные действия детей раннего возраста (1,5—2,5 года) являются пропедевтикой счетной деятельности. Активно действуя, дети разбрасывают предметы или, наоборот, собирают их. Как правило, все одинаковые действия сопровождаются повторением одного и того же слова: «вот…, вот…, вот…», или «еще…, еще…, еще…», или «на…, на…, на…», или хаотическим называнием чисел: «раз, один, пять…». «(Столяр) У нормально развивающихся детей средний дошкольный возраст является благоприятным для подготовки к усвоению начальных математических знаний. Своевременная деятельность всех органов чувств ребенка обеспечивает широкие возможности дифференцированного восприятия разных качеств (цвета, формы, величины) и количеств предметов окружающего мира. Ребенок в результате такой подготовки способен адекватно воспринимать окружающую действительность, обретать собственный жизненный опыт.
В процессе обучения у детей среднего дошкольного возраста весьма успешно формируется понятие числа, количество разделяется от всех других качественных признаков объектов.
«Для детей с нормальным развитием источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.» (А.М. Леушина) Дети усваивают различные понятия в дошкольном возрасте, опираясь на чувственный опыт и житейские представления. Они осваивают счёт в повседневной деятельности, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, попутно осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и размеров. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность.
Учитывая незначительный опыт детей, обучение идет пре-имущественно индуктивным путем: сначала накапливаются с по-мощью взрослого конкретные знания, затем они обобщаются в определенные правила и закономерности. Эффективно также использовать и дедук-тивный метод: сначала усвоение правила, затем его практическре применение, конкретизация и подробный анализ.
В отличии от дете с ЗПР, счет у нормально развивающихся детей сформирован значительно лучше. Большинство из них легко и быстро умеют присчитывать и отсчитывать по одному в пределах 10. Детям же с отставание в развитии необходимо проделывать трудоемкую работу и прилагать огромные усилия, чтобы овладеть простейшими математическими навыками.