Заказать курсовые, контрольные, рефераты...
Образовательные работы на заказ. Недорого!

Содержание методики констатирующего эксперимента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

II.4 Обнаружение «ошибкоопасных» мест Материал исследования: словесный и текстовый речевой материал, используемый в заданиях «Диктант», «Вставки пропущенных букв» и «Нахождение ошибок», предъявляемый на печатном варианте на специальных бланках. Эта лента длинная, а другая … (длиннее). Этот ремень широкий, а этот … Эта краска темная, а эта … Этот дом высокий, а этот … Это яблоко красное, а это… Читать ещё >

Содержание методики констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Исследование словообразования.

  • 1. Исследование словообразования имен существительных
  • 1.1. Умение образовывать имена существительные при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением

Инструкция: «Назови предмет уменьшительно или ласкательно».

Материалом исследования служат картинки:

С суффиксами: -чик стакан — стаканчик; стул — стульчик; кувшин — кувшинчик.

— очк, -ечк миска — мисочка; кольцо — колечко; скамейка — скамеечка.

— ичк, -ик пуговица — пуговичка; карандаш — карандашик.

— иц, -ец, -ышк платье — платьице; кресло — креслице; перо — перышко; масло — маслице; письмо — письмецо; пальто — пальтишко.

— к, -ц одеяло — одеяльце; машина — машинка; дерево — деревце.

1.2. Умение образовывать имена существительные со значением очень маленький или очень большой Инструкция: «Образуй существительные со значением очень маленький или очень большой».

Материалом исследования служат картинки: гномик, человек, великан Голова — головка — головища; нос — носик — носище; глаза — глазки — глазища; рот — ротик — ротище; лоб — лобик — лбище; нога — ножка — ножища; рука — ручка — ручища;

1.3. Умение образовывать названия детенышей животных (птиц) и употребление их во множественном числе Инструкция: «Назови детеныша. Назови детенышей».

Материалом исследования служат картинки:

корова, теленок, телята; свинья, поросенок, поросята; волк, волчонок, волчата; лошадь, жеребенок, жеребята; овца, ягненок, ягнята; медведь, медвежонок, медвежата; лев, львенок, львята; орел, орлёнок, орлята; голубь, голубёнок, голубята; страус, страусёнок, страусята;

1.4. Умение образовывать имена существительные, обозначающие сосуд, вместилище чего-нибудь Инструкция: «Как назвать предмет (посуду), в котором хранится … (сахар)?».

Материалом исследования служат слова:

сахар — сахарница; хлеб — хлебница; масло — масленка; соус — соусник; селедка — селедочница; салат — салатница; суп — супница; мыло — мыльница; кофе — кофейник; пирожное — пирожница.

1.5. Умение образовывать названия профессий мужского рода и женского рода Инструкция: «Ответь на вопрос: назови профессию».

Материалом исследования служат вопросы:

а) Образование названий профессий мужского рода:

Кто едет на велосипеде? Кто играет на гитаре? Кто играет в хоккей? Кто катается на фигурных коньках? Кто играет на баяне? Кто шьёт сапоги? Кто играет на скрипке? Кто дирижирует оркестром? Кто спасает людей? Кто печет хлеб?

  • б) Образование названий профессий женского рода, используя тот же лексический материал.
  • 1.6. Умение образовывать сложные слова

Инструкция: «Ответь на вопросы».

Материалом исследования служат вопросы:

Кто варит сталь? Кто разводит цветы? Что возит пар? Кто разводит пчел? Что колет лед? Что ходит на пару? В чем варят кофе? Чем мелят кофе? Кто рубит лес?

1.7. Умение образовывать существительные от прилагательных со значением отвлеченного понятия Инструкция: «Образуй от прилагательного существительное. Например: грубый — грубость».

Материалом исследования служат слова: сырой — сырость; сухой — сухость; хитрый — хитрость; гордый — гордость; злой — злость; смелый — смелость; храбрый — храбрость; глупый — глупость; радостный — радость; жадный — жадность.

1.8. Умение образовывать существительные от глаголов Инструкция: «Образуй от глагола существительное. Например: выехать — выезд».

вылететь — вылет; переезжать — переезд; пересказать — пересказ; засолить — засолка; поливать — поливка; прополоть — прополка; посадить — посадка; переехать — переезд; расчесать — расческа; переговорить — переговоры.

  • 2. Исследование словообразования имен прилагательных
  • 2.1. Умение образовывать качественные прилагательные

Инструкция: «Ответь на вопросы. Какой предмет?».

Материалом исследования служат вопросы:

Как называют человека за жадность? Какой день, если на улице мороз? Какой день, если на улице солнце? Какой день, если на улице холодно? Как называют человека за трусость? Как называют человека за болтовню?

2.2. Умение образовывать относительные прилагательные Инструкция: «Предмет сделан из … (меха). Какой он?».

Материалом исследования служат слова:

Предмет:

из металла;…из стекла;… из дерева;…из бумаги;…из кирпичей.

каша из риса;…из овса.

сок из вишни;…из малины;…из черники.

2.3. Умение образовывать притяжательные прилагательные Инструкция: «Измени словосочетание так, чтобы второе существительное стало прилагательным». Например: коровье молоко Материалом исследования служат словосочетания:

молоко коровы; нора барсука; шерсть овцы; очки бабушки; рога быка; шкура козы; нора лисы; яйцо утки; чешуйка рыбы; конура собаки.

2.4. Умение образовывать простую сравнительную степень прилагательных Инструкция: «Сравни предметы. Закончи предложение».

Материалом исследования служат фразы:

Эта лента длинная, а другая … (длиннее). Этот ремень широкий, а этот …. Эта краска темная, а эта …. Этот дом высокий, а этот …. Это яблоко красное, а это …. Этот карандаш тонкий, а этот …. Эта лента короткая, а эта …. Это полотенце широкое, а это…

  • 3. Исследование словообразования глаголов
  • 3.1. Умение образовывать приставочные глаголы противоположного значения

Инструкция: «Скажи антоним».

Материалом исследования служат слова:

выиграл — проиграл; выйти — войти; приходить — уходить; привязать — отвязать; сгибать — разгибать; заснул — проснулся; одеть — раздеть; улететь — прилететь; приклеить — отклеить; собирать — разбирать.

3.2. Умение образовывать глаголы со значением направленности действия через что-либо Инструкция: «Образуй глагол-движение через что-либо, пересечение чего-либо».

Материалом исследования служат глаголы:

бросить — перебросить; плыть — переплыть; менять — переменить; зимовать — перезимовать; скакать — перескочить; идти — перейти; прыгнуть — перепрыгнуть; шагнуть — перешагнуть; класть — переложить.

3.3. Умение образовывать глаголы от существительных Инструкция: «Образуй от существительного глагол».

Материалом исследования служат существительные:

синева — синеть; пеленка — пеленать; разговор — разговаривать; слух — слушать; белила — белить; расческа — расчесывать; чистка — чистить; болтовня — болтать; бег — бегать; краска — красить.

4. Верификация словосочетаний Инструкция: «Найди ошибку: скажи правильно».

Материалом исследования служат словосочетания с правильным и неправильным употреблением приставок в глаголах:

вколоть орех; перевидел все передачи; вошел из автобуса; свидеть медвежат; забираться под корзину; подзвенел колокольчик; набежать в комнату; нализал сметаны; повидеть по телевизору; навязать повязку.

При оценке выполнения заданий на словообразование используется следующий критерий оценок:

Высокий уровень (5 баллов) — правильное, самостоятельное выполнение задания.

Уровень выше среднего (4 балла) — правильное выполнение задания с помощью экспериментатора или самостоятельное исправление неправильного ответа после уточнения задания.

Средний уровень (3 балла) — преобразование заданного слова в неологизм или преобразование слова в другое слово, не соответствующее данному словообразовательному типу.

Уровень ниже среднего (2 балла) — образование от данного слова другой его формы, образование несуществующего слова.

Низкий уровень (1 балл) — неправильное выполнение задания, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения заданий.

II. Исследование сформированности актуального уровня развития орфографического навыка письма по методике О. В. Елецкой Исследование проводится в следующих видах письменных работ: слуховой диктант, списывание, вставка пропущенных букв и обнаружение «ошибкоопасных» мест в словах и тексте.

  • 1). Безударные проверяемые гласные в корне.
  • 2). Безударные непроверяемые гласные в корне.
  • 3). Гласные и согласные в приставках.

II.1 Слуховой диктант Цель задания: оценить актуальный уровень сформированности орфографического навыка письма.

Материал исследования: а) диктант слов Задание 1: столовая, варенье, показаться, столбы, смотреть, кормилица, потрясение, фантазировать, затемно, звонить.

Задание 2: аквариум, маршрут, справа, свобода, автомобиль, агроном, вправо, везде, картина, пианино.

Задание 3: подчеркнуть, почувствовать, сосчитать, написать, надстроить, отвязаться, отгадать, добавить, прокрасться, посредник.

б) диктант текста.

Отступили зимние морозы. Всё ярче светит весеннее солнце. Потемнела, просохла дорога. Посинел, оттаял и поплыл на реке лёд. Зазвенели в лесу ручьи. Воробей купается в луже. Надулись на берёзах почки. Ветер гуляет в её ветках. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи. Проснулись медведи и барсуки. Звонко поют в небе жаворонки. Весело квакают лягушки. Порхают разноцветные бабочки. (55 слов.).

Процедура и инструкция: диктанты проводятся для изучения актуальных знаний учащихся, выявления пробелов в усвоении программного материала. Диктанты проводятся без предварительной подготовки ученика, подчёркнутой артикуляции, без проведения анализа возможных сложностей, выделения трудных слов и сомнительных звуков. Темп диктовки слегка замедлен, для того чтобы каждый ученик успел написать диктанты в полном объёме. Диктанты читаются для всех одним преподавателем.

Оценка результатов: выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

n1/ n2 = k.

II.2 Вставка пропущенных букв Материал исследования: речевой материал (тот же, что и в предварительной части исследования), в котором пропущены буквы в соответствии с заявленными орфограммами. Для работы используются специальные бланки, на которых напечатаны слова и тексты. Буквы, написание которых в соответствии с заявленными правилами может вызвать затруднения, пропущены.

Процедура и инструкция: а) вставь в слова пропущенные буквы; б) вставь в текст пропущенные буквы.

Оценка результатов: по результатам проверки результаты фиксируются в протоколе. После этого выявляется соотнесение фактически допущенных (n1) и вероятностных (n2) ошибок по каждому из перечисленных правил, или частота ошибочных написаний в расчёте на орфограмму (k).

II.3 Нахождение ошибок Материал исследования: речевой материал (тот же), в котором правильное написание в зоне действия соответствующих заданию орфограмм заменено на ошибочное. Слова и тексты предлагаются в печатном варианте на специальных бланках.

Процедура и инструкция: а) найди и исправь ошибки в словах; б) найди и исправь ошибки в тексте.

Оценка результатов: та же, что и в задании на вставку пропущенных букв.

II.4 Обнаружение «ошибкоопасных» мест Материал исследования: словесный и текстовый речевой материал, используемый в заданиях «Диктант», «Вставки пропущенных букв» и «Нахождение ошибок», предъявляемый на печатном варианте на специальных бланках.

Процедура и инструкция: при выполнении задания детям предлагалось воспользоваться «знаком орфографического сомнения»: указать те буквы, в написании которых можно ошибиться.

Таким образом, в качестве методики констатирующего эксперимента в адаптированном варианте были использованы методика О. И. Азовой и методика О. В. Елецкой. Предложенные методики позволили выявить актуальные уровни словообразования и сформированности орфографического навыка письма у детей с дизорфографией. В соответствии с поставленными задачами в состав ЭГ и КГ были отобраны дети одного возраста. Анализ анамнестических данных показал, что все дети ЭГ имеют отягощенный анамнез, патологические факторы выявлены на всех этапах пренатального, натального и постнатального периодов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой